22:04 Содержание июньского номера журнала «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения» | |
Представляем Вашему вниманию аннотации основных статей журнала «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения» N 6/2022. Подписка с любого номера без каталожных наценок в редакции (тел. (495) 541-89-22 (9-17 ч.) E-mail: zdrav1@mail.ru), на нашем сайте, а также в любом почтовом отделении через каталог "Почта России" (индекс П1663), а также в альтернативных агентствах подписки (Урал-Пресс, Пресса России, ПрессИнформ и др.). Подписчикам бесплатно предоставляется электронный «Сборник инструкций по охране труда для работников медицинских организаций». Новые требования к системам управления охраной труда в организациях Федеральным законом от 02.07.2021 N 311-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" внесены изменения, касающиеся вопросов охраны труда. Так, главой 36 Трудового кодекса РФ с 01.03.2022 установлены государственные нормативные требования в области управления охраной труда в организациях. Под системой управления охраной труда понимается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику, и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Трудовым кодексом установлена обязанность работодателя обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. С этой целью приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н утверждено Примерное положение о системе управления охраной труда, которое должно быть взято за основу для подготовки Положения о системе управления охраной труда (далее – СУОТ) в организации. Разрабатывать и внедрять СУОТ необходимо согласно политике (стратегии) организации в области охраны труда, ожидаемых результатов в области улучшения условий и охраны труда, которые включают в себя: - постоянное улучшение показателей в области охраны труда; - соблюдение законодательных и иных норм; - достижение целей в области охраны труда. Для успешного внедрения СУОТ в организации следует определиться с политикой в области охраны труда, которая должна быть направлена на обеспечение безопасных условий труда, управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Также работодателю рекомендуется назначить работников, ответственных за соблюдение требований охраны труда, с предоставлением им необходимых полномочий для осуществления взаимодействия с ответственными лицами и непосредственно с работодателем в рамках функционирования СУОТ организации с учетом должностных и рабочих обязанностей. Данные полномочия рекомендуется доводить до сведения работников на всех уровнях управления организацией, в связи с чем необходимо разработать соответствующие приказы и должностные инструкции. Охрана труда в органах управления здравоохранением В статье рассмотрены вопросы организации и управления охраной труда в органах управления здравоохранением (министерствах, управлениях, департаментах). Представленные принципы и подходы носят универсальный характер и могут использоваться в любой медицинской организации. Эффективность охраны труда в любой организации, включая органы управления здравоохранением (ОУЗ), зависит от качества управления в этой сфере. Под управлением охраной труда понимают процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей в области охраны труда. Другими словами, управление охраной труда – это скоординированная деятельность по управлению охраной труда, включающая в себя разработку концепции (политики) и целей, планирование, формирование соответствующей организационной структуры, распределение обязанностей, полномочий и ответственности, обучение и мотивацию персонала, осуществление контроля, нормативно-правовое регулирование, информационное и материально-техническое обеспечение. Разработка и внедрение системы управления охраной труда (СУОТ), включающей все перечисленные элементы, является ключевым фактором повышения эффективности охраны труда в организации (в нашем случае органа управления здравоохранением). СУОТ представляет комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей (статья 209 ТК РФ). Обязанности по созданию и обеспечению функционирования СУОТ законодательно (статья 212 ТК РФ) закреплены за работодателем (руководителем организации). Изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ, касающиеся организации охраны труда работников В статье рассмотрены изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ, касающиеся организации охраны труда работников. Публикация предназначена для руководителей организаций и специалистов по охране труда. Обеспечение работников медицинских организаций средствами индивидуальной защиты С 1 сентября 2023 года вступают в силу приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 766н "Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами" и приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 767н "Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств". На основе этих приказов в настоящее время готовятся соответствующие методические рекомендации, которые будут опубликованы в нашем журнале. А какими нормативно-правовыми актами пользоваться до этой даты? Отвечаем: до 1 сентября 2023 года продолжает действовать приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н (ред. от 12.01.2015) "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты". Безопасная эксплуатация стеллажей, переносных лестниц и стремянок Стеллажи, переносные лестницы и стремянки являются источником повышенной опасности. К сожалению, цифры травмированных в результате падения с лестниц и стремянок, а также при обрушении стеллажей подтверждают это. Помимо обучения персонала безопасной работе с этими источниками повышенной опасности, задача специалиста по охране труда состоит и в контроле за организацией их технического освидетельствования. Безопасность медицинской деятельности Обеспечение безопасности пациентов – основополагающий принцип оказания любой медицинской помощи. Под безопасность медицинских услуг понимают сведение к минимуму риска возможных травм, инфекционных осложнений, побочных эффектов лечения и других нежелательных последствий, связанных с оказанием медпомощи. Для обеспечения безопасности пациентов необходимы комплексные усилия в рамках всей системы здравоохранения, включая совершенствование инфекционного контроля, безопасное использование лекарственных средств и оборудования, надлежащую клиническую практику и безопасные условия для оказания помощи. Профилактика профессионального заражения работников клинико-диагностических лабораторий Сотрудники клинико-диагностических лабораторий подвергаются риску заражения СПИД, вирусным гепатитом, кишечными инфекциями и другими инфекционными заболеваниями. При этом следует иметь в виду, что в качестве главного фактора распространения выше названных заболеваний выступает кровь, мокрота, сперма, моча и другие секреты и экскреты организма человека. В клинико-диагностических лабораториях кровь и биологические жидкости должны считаться потенциально инфицированными.Противопожарные требования к лечебно-профилактическим учреждениям г. Москвы Публикация подготовлена на основе приложения 3 к городским строительным нормам "Лечебно-профилактические учреждения" (МГСН 4.12-97), утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 10.06.1997 N 435 (ред. от 21.12.2021). Инженерно-техническое обеспечение антитеррористической защищенности медицинских организаций Требования к антитеррористической защищенности медицинских организаций содержатся в Постановлении Правительства РФ от 13.01.2017 N 8 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». Документ устанавливает комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности медицинских организаций, включая вопросы их инженерно-технической укрепленности. Для выполнения требований к антитеррористической защищенности медицинских организаций, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 N 8, научно-исследовательский центр «Охрана» федеральной службы войск национальной гвардии РФ разработал «Рекомендации по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально значимых объектов (территорий), находящихся в сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации». Документ достаточно объемный (74 страницы, 18 приложений), поэтому опубликовать его на страницах нашего журнала не представляется возможным. Однако указанные рекомендации имеют важное практическое значение и руководители органов управления здравоохранением, главные врачи медицинских организаций и иные должностные лица, отвечающие за безопасность учреждений здравоохранения, должны знать о его существовании и содержании. В связи с этим сотрудниками редакции на основе указанных рекомендаций подготовлена настоящая статья о инженерно-техническом обеспечении антитеррористической защищенности медицинских организаций. При необходимости полный текст рекомендаций со всеми приложениями можно скачать с официального сайта Росгвардии. Обратите внимание, что документ направлен на решение не только задач антитеррористической защищенности медицинских организаций, но и сохранности материальных ценностей, наркотических и психотропных средств, профилактику правонарушений и защиту от чрезвычайных ситуаций. Трудовой кодекс Российской Федерации – основополагающий документ в области охраны труда Охрана труда является одним из основных принципов трудовых правоотношений. В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В целях обеспечения этого конституционного права принят целый ряд нормативно-правовых документов, содержащих нормы охраны труда. Основополагающим законодательным актом в этой области является Трудовой кодекс РФ, десятый раздел которого посвящен охране труда. Все нормативно-правовые акты и локальные документы, принимаемые в области охраны труда, должны соответствовать Трудовому кодексу, а специалисты по охране труда должны постоянно сверять с ним свои действия. За последние годы раздел X «Охрана труда» Трудового кодекса претерпел серьезные изменения, часть которых вступила в силу с 1 марта 2022 года. Например, теперь работодатель обязан обеспечить не только расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, но и учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) (статья 214 ТК РФ). Работники получили право на личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) (статья 216 ТК РФ). В соответствии со статьей 226 ТК РФ работодатель самостоятельно осуществляет учет и рассмотрение обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников. Основанием для регистрации микроповреждения (микротравмы) работника и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к его возникновению, является обращение пострадавшего к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю (его представителю). Нововведений в области охраны труда в Трудовом кодексе за последние годы накопилось много, поэтому редакция журнала решила опубликовать последнюю редакцию раздела X «Охрана труда» ТК РФ с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.03.2022. | |
Просмотров: 703 | |
Всего комментариев: 0 | |