Новости здравоохранения - Содержание апрельского номера журнала «Главный врач» - 22 Марта 2023
Главная » 2023 » Март » 22 » Содержание апрельского номера журнала «Главный врач»
14:53
Содержание апрельского номера журнала «Главный врач»
Представляем аннотации основных статей журнала «Главный врач» N 4/2023. Подписка с любого номера без каталожных наценок в редакции (тел. (495) 541-89-22 (9-17 ч.) E-mail: zdrav1@mail.ru), на нашем сайте, а также через почтовый каталог «Почта России« (индекс П1653) или в альтернативных агентствах подписки (Урал-пресс, Пресса России, Прессинформ и др.).

Что мы вкладываем в понятие «благополучие» и в чем заключается его важность для здоровья?
В статье изложен современный подход к развитию методов оценки здоровья в контексте благополучия – того, что мы ценим. Здоровье является частью благополучия, но не является его синонимом. При подготовке публикации использовались материалы Европейского регионального бюро ВОЗ. Статья предназначена для руководителей органов управления и медицинских организаций, преподавателей и специалистов в области общественного здоровья.

Двадцатилетний юбилей отраслевой программы по управлению качеством в здравоохранении
Прошло ровно двадцать  лет с тех пор, когда 23 апреля 2003 года тогдашний Министр здравоохранения Российской Федерации Ю.Л. Шевченко утвердил отраслевую программу "Управление качеством в здравоохранении" на 2003-2007 годы". Документ в то время имел определенно прогрессивный характер. Впервые была принята отраслевая программа по вопросам управления качеством медицинской помощи (КМП), подняты вопросы его научно-методического и организационного обеспечения. В документе были даны определения КМП и ряда аспектов по ее управлению.
Планировалось, что реализация Программы позволит:
- повысить доступность медицинской помощи населению;
- перейти к использованию лекарственных средств с доказанной эффективностью;
- внедрить принципы "ответственного самолечения";
- сформировать систему действенного государственного контроля и надзора (развитие системы стандартизации и лицензирования, формирование систем аккредитации, сертификации и аттестации в здравоохранении) на всех уровнях оказания, медицинской помощи;
- разработать и внедрить мотивационные механизмы повышения профессиональной ответственности медицинских работников;
- повысить хозяйственную самостоятельность медицинских организаций;
- повысить роль и значение общественных профессиональных организаций, объединений и научных обществ в системе управления качеством в здравоохранении;
- усовершенствовать профессиональную подготовку медицинских работников на додипломном и последипломном уровнях с внедрением методологии управления качеством, медицины, основанной на доказательствах, клинико-экономическом анализе.
Однако основные задачи управления КМП, обозначенные в Программе, остались не выполненными. Многие указанные задачи не решены и в настоящее время. Программа "Управление качеством в здравоохранении" была прогрессивной по содержанию, но неудачной по исполнению, чему есть объективные и субъективные причины. Хочется верить, что вновь принимаемые нормативно-правовые документы в сфере КМП, особенно концептуального и программного характера, будут исполняться более ответственно и эффективно.

Профилактика госпитальных остеомиелитов как проблема безопасности медицинской деятельности
Ежегодно в России регистрируется до 50-60 тысяч случаев внутрибольничного инфицирования. Однако по данным выборочных исследований, выполненных в стационарах различного профиля, реальное количество случаев в десятки раз больше. Госпитальные  остеомиелиты, связанные  с оказанием медицинской помощи, – тяжелое инфекционное заболевание, наносящее серьезный социально-экономический ущерб и приносящее страдания пациентам.

Организация работы колл-центров медицинских организаций
В публикации рассмотрены порядок работы колл-центров медицинских организаций Псковской области и типовой сценарий обработки телефонных обращений граждан. Публикация предназначена для руководителей и сотрудников амбулаторно-поликлинических учреждений. Не забываем, что от работы колл-центров зависит четкая организации амбулаторно-поликлинической службы, своевременность и эффективность оказания медицинской помощи, а также устранение потенциально конфликтных ситуаций.

Социально-психологический анализ удовлетворенности качеством медицинской помощи по данным социологического опроса
В основе управления качеством медицинской помощи (КМП) лежит удовлетворение потребностей пациентов и других заинтересованных сторон. Недаром первым принципом менеджмента качества является ориентация на потребителей. Организации должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
Под удовлетворенностью потребителей понимается их восприятие степени выполнения их требований и ожиданий. Понятно, что оценка медицинской помощи пациентами вещь достаточно субъективная. Она будет зависеть не только от реального положения дел, но и от ожиданий и запросов респондентов. Результаты социологических опросов подтверждают, что чем выше запросы, тем хуже оценка, и наоборот. При этом даже если требования потребителей были с ними согласованы и выполнены, это не обязательно обеспечивает их высокую удовлетворенность. В связи с этим оценка удовлетворенности потребителей должна обязательно включать в себя социально-психологический анализ восприятия ими характеристик оказываемой медицинской помощи.

Описание статистических методов, используемых в здравоохранении и медицинской науке: их достоинства, недостатки и примеры применения
В статье содержится описание статистических методов, позволяющих эффективно обрабатывать и использовать имеющиеся статистические данные для принятия управленческих и клинических решений. На статистических методах основаны методология современной медицинской науки и управление качеством медицинской помощи.

Что такое контроллинг и возможно ли его применение в системе управления здравоохранением и медицинскими организациями?
Контроллинг – это комплексная система управления организацией, направленная на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности. Контроллинг обеспечивает информационно-аналитическую поддержку процессов управления организацией и способствует повышению качества принимаемых управленческих решений.

Что должен знать главный врач о специальной оценке условий труда в медицинских организациях?
По закону главный врач отвечает за все, происходящее во вверенной ему организации, включая охрану труда. Наличие специалиста по охране труда не освобождает руководителя от ответственности, поэтому основы охраны труда, включая порядок проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), главному врачу знать надо.
Итак, зачем вообще нужна СОУТ? Каковы ее цели и практическое применение? Ответ простой: работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников (ст. 214 ТК РФ). Для решения этой задачи необходима информация о состоянии условий труда на рабочих местах. Одним из основных источников ее получения как раз и является проведение СОУТ.
Под СОУТ понимают комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах, разрабатываются и проводятся мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников.
Основными целями проведения СОУТ являются:
- обеспечение безопасности и сохранение здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
- информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочих местах;
- соблюдение прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Подготовка медицинских организаций к весенне-летнему пожароопасному периоду
Весенне-летний пожароопасный период традиционно сопровождается ростом количества пожаров на освободившихся от снега территориях. Для их профилактики необходимо провести ряд организационных мероприятий. Итак, что необходимо сделать в первую очередь?

Тушение пожаров в лечебных учреждениях
В пожарных частях, в районах выезда которых расположены крупные медицинские учреждения, на них обязательно разрабатываются оперативные карточки. В них указывают планировку и конструктивные особенности зданий, места расположения и количество пациентов в ночное и дневное время, основные и резервные пути эвакуации, другие данные необходимые руководителю тушения пожара для организации тушения пожаров.
Следуя на пожар, руководитель тушения пожара по карточке пожаротушения и вкладышу о наличии пациентов и обслуживающего персонала в данный момент уточняет возможную обстановку, а по прибытию на пожар немедленно устанавливает связь с администрацией медицинской организации и выясняет, какие меры приняты по эвакуации пациентов и тушению пожара, а также предусматривает предотвращение паники.
Действия подразделений при тушении пожаров в больницах отличаются некоторыми особенностями. При подъезде к зданиям больниц не следует подавать звуковые сигналы. Блее подробно – читайте в представленной публикации.
 
Просмотров: 502 | Добавил: zdrav1
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика