Принципы организации, задачи, функции и показатели работы территориальных центров семейной медицины в Белгородской области - Региональный опыт - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Региональный опыт

Принципы организации, задачи, функции и показатели работы территориальных центров семейной медицины в Белгородской области

В рамках реализации регионального проекта "Управление здоровьем" приказом департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области от 22.03.2018 N 328 утверждено Положение о территориальном центре семейной медицины (далее – ТЦСМ). Документ разработан с целью оказания организационно-методической помощи при формировании и обеспечении деятельности ТЦСМ на местах. Вышеуказанное положение содержит:

- структуру и принципы формирования ТЦСМ;

- цели и задачи ТЦСМ;

- основные функции ТЦСМ;

- принципы взаимодействия между Региональным центром семейной медицины (далее – РЦСМ), ТЦСМ и ключевыми участниками проекта.

 

Структура и принципы формирования ТЦСМ

ТЦСМ создается на функциональной основе на базе медицинских организаций на территории муниципальных районов и городских округов. Деятельность центра осуществляется на основе Положения, утверждаемого главным врачом медицинской организации.

Руководитель центра назначается непосредственно руководителем организации, на базе которой создается ТЦСМ, по согласованию с руководителем РЦСМ.

Структура центра:

- руководитель центра;

- ответственный за информирование населения;

- ответственный за взаимодействие с врачами специалистами;

- ответственный за развитие электронного документооборота;

- ответственный за стандартизацию процессов и разработку стандартов оказания медицинской помощи;

- ответственный за мониторинг мероприятий по достижению целевых показателей.

ТЦСМ создается для:

1) решения целей и задач по основным направлениям, выработанным медицинскими организациями для совершенствования организации оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях;

2) внедрения в повседневную практику медицинских организаций технологий бережливого производства (lean-технологии), способствующих созданию пациентоориентированной системы оказания медицинских услуг, а также благоприятной производственной среды по направлениям:

- обеспечение безопасности и качества предоставления медицинских услуг, устранение потерь;

- сокращение затрат;

- предоставление медицинских услуг в установленные сроки;

- создание благоприятной корпоративной культуры.

 

Цель, задачи и функции ТЦСМ

Целями создания ТЦСМ является повышение удовлетворенности населения качеством оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях врачом общей врачебной (семейной) практики, врачом-терапевтом участковым, увеличение ожидаемой продолжительности жизни и снижение смертности населения. Для достижения указанных целей решаются следующие задачи:

- увеличение времени работы врача непосредственно с пациентами – не менее чем в 2 раза;

- сокращение времени оформления записи на прием к врачу – не менее чем в 3 раза;

- сокращение времени ожидания пациентом приема врача у кабинета – не менее чем в 3 раза;

- повышение комфортности условий предоставления медицинских услуг;

- сокращение срока прохождения 1-го этапа диспансеризации до 2-х дней;

- сокращение времени ожидания приема врачей-специалистов до 14 дней;

- сокращение времени проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований до 14 календарных дней;

- повышение количества посещений на 1 застрахованного в год до 7,7, в том числе с профилактической целью до 2,93.

Функции ТЦСМ:

- методическая поддержка и координация работы врачей общей (семейной практики);

- составление ежемесячного плана реализации проекта "Управление здоровьем", направленного на достижение целевых показателей (см. приложению N 1);

- проведение анализа организации первичной медико-санитарной помощи не реже 1 раза в месяц и предоставление в РЦСМ в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом;

- организация работы по разработке мер по устранению типовых проблем;

- мониторинг мероприятий по реализации проекта "Управление здоровьем", направленного на достижение целевых показателей (приложению N 1;

- организация работы по разработке стандартов основных процессов деятельности;

- организация работы по информированию населения;

- организация работы по информатизации (в части касающейся организации первичной медико-санитарной помощи);

- организация системной работы по улучшению процессов;

- организация апробации улучшенных процессов на основе принципов бережливого производства и их тиражирование в подведомственных структурных подразделениях;

- подготовка информации о текущем состоянии проекта "Управление здоровьем";

- повышение вовлеченности медицинского персонала, участвующего в проекте;

- повышение эффективности использования финансовых средств обязательно медицинского страхования;

- перераспределение нагрузки между врачом и средним медицинским персоналом;

- оптимизация логистики движения пациентов с разделением потоков на больных и здоровых;

- контроль перехода на 100% электронный документооборот, сокращение бумажной документации;

- организация диспансеризации и профилактических осмотров на принципах непрерывного потока пациентов с соблюдением нормативов времени приема на одного пациента;

- внедрение мониторинга соответствия фактических сроков ожидания оказания медицинской помощи установленным срокам ожидания в соответствии с Территориальной программой государственной программы бесплатного оказания медицинской помощи;

- организация деятельности кабинета дежурного врача в часы работы медицинской организации;

- организация оказания медицинской помощи на дому и информационно-консультативного центра (call-центра) для приема и расширения потока поступающих вызовов на дом, в том числе по структурным подразделениям медицинских организаций;

- внедрение механизмов обратной связи с пациентами с созданием условий для приема, регистрации, своевременного рассмотрения обращений граждан, анкетирования населения, проведения независимой оценки качества медицинской помощи в установленном порядке;

- разработка механизма уведомления пациента об отмене приема по инициативе медицинской организации;

- контроль за направлением пациентов на диагностические исследования и к врачам-специалистам, включая: еженедельный анализ доступности; выборочный контроль за обоснованностью выдачи направлений к врачам-специалистам в электронном виде с составлением протокола внутреннего контроля;

- организация работы врачей, оказывающих медицинскую помощь на дому:

- контроль качества ведения карт вызовов за прошедшую неделю;

- организация мониторинга достижений показателей эффективности (KPI) работы специалистов первичного звена.

Руководитель ТЦСМ несет персональную ответственность за достижение целевых показателей (см. приложение 1), а также осуществляет:

1. Реализацию мероприятий приоритетного проекта "Управление здоровьем" на уровне ТЦСМ и обеспечивает внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности.

2. Согласование ежемесячного тактического плана реализации Проекта с руководителем РЦСМ.

3. Разработку ежегодного территориального плана по снижению смертности населения от основных причин с учетом фактически достигнутых показателей на каждом медицинском округе с последующим согласованием с главным врачом медицинской организации и защитой в РЦСМ.

4. Выявление неэффективных технологических процессов в медицинских организациях и их устранение, совершенствование логистики, менеджмента и комфортности предоставления услуг, а также повышение ресурсной эффективности.

5. Контроль за рациональным и эффективным использованием медицинского оборудования.

6. Создание системы управления качеством медицинской помощи внутреннего контроля с применением критериев оценки качества медицинской помощи.

7. Внедрение эффективных методов стратегического и тактического планирования развития ТЦСМ.

8. Обеспечение исполнения порядков, стандартов и клинических рекомендаций оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях.

9. Организацию процесса непрерывного обучения врача общей врачебной (семейной) практики, врача-терапевта участкового.

10. Контроль за освоением перечня программ теоретической и практической подготовки, использованием интерактивных модулей самостоятельного обучения медицинским персоналом.

11. Создание ежеквартальной системы тестирования медицинского персонала.

12. Переход к системе индивидуальных планов на основе результатов тестирования с последующим проведением итогового тестирования.

13. Стажировки на рабочем месте врачами-специалистами по согласованию с главным врачом медицинской организации.

14. Организацию и контроль за соблюдением реализации прав граждан при выборе врача (врача общей врачебной (семейной) практики, врача-терапевта участкового).

15. Контроль за недопущением привлечения врачей общей врачебной (семейной) практики, врачей-терапевтов участковых к дополнительной нагрузке за пределами медицинского округа.

16. Организацию проведения профилактических мероприятий:

- создание условий по обучению здоровому образу жизни (ЗОЖ) всех слоев населения с учетом специфики контингента;

- реализация программы борьбы с алкоголизмом, наркоманией, табакокурением, ожирением;

- реализация программы борьбы с ВИЧ-инфекцией и туберкулезом;

- проведение иммунопрофилактики "управляемых инфекций";

- повышение качества проводимой диспансеризации за счет:

1) более широкого эффективного использования методов второго этапа для постановки диагноза;

2) повышения охвата и методики уровня проведения углубленного профилактического консультирования;

3) большего сопряжения с диспансерным наблюдением.

 

Принципы взаимодействия между РЦСМ, ТЦСМ и ключевыми участниками проекта

Взаимодействие между РЦСМ, ТЦСМ и ключевыми участникам проекта подразумевает:

1. Обмен информацией о текущем состоянии проекта "Управление здоровьем" путем подачи письменного отчета ТЦСМ, заверенного подписью руководителя ТЦСМ и главного врача медицинской организации в РЦСМ, еженедельно, не позднее чем за 2 дня до даты подключения на адрес электронной почты ocmp.stat@yandex.ru.

2. Направление тактического плана реализации проекта "Управление здоровьем" в адрес руководителя РЦСМ ежемесячного до 1 числа месяца, следующего за отчетным, на адрес электронной почты ocmp.stat@yandex.ru.

3. Организацию и проведение рабочих совещаний, в том числе посредством видеоконференций, с ключевыми участниками проекта в целях согласования комплекса мероприятий, направленных на устранение типовых проблем, не реже 1 раза в неделю.

4. Взаимодействие с РЦСМ, Наблюдательным советом, семейными советами, территориальным фондом ОМС, страховыми медицинскими организациями системы обязательного медицинского страхования, территориальным органам Росздравнадзора по Белгородской области, образовательными организациями по реализации проекта "Управление здоровьем".

5. Участие в разработке мер по устранению типовых проблем в медицинских организациях области.

6. Участие в публичных обсуждениях по вопросам демографического развития муниципальных районов и городских округов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, реализации профилактических мероприятий.

7. Обмен информацией со СМИ по направлениям деятельности.

8. Предоставление статистической отчетности в установленные сроки.

 

Приложение N 1

 

Целевые показатели реализации проектных мероприятий

 

ПОКАЗАТЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Период

2018

2019

2020

МЕДИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ

Общий коэффициент рождаемости, человек на 1000 населения

11,6

11,6

11,6

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

74,1

75,5

75,8

Смертность от всех причин, на 1000 населения

12,0

11,0

10,0

Младенческая смертность, случаев на 1000 родившихся живыми

3,6

3,4

3,2

Материнская смертность, случаев на 100 тыс. родившихся живыми

5,15

5,10

5,00

Смертность от болезней системы кровообращения, случаев на 100 тысяч населения

649,4

600,4

534,9

Смертность от новообразований (в том числе злокачественных), случаев на 100 тысяч населения

192,8

191,6

190,7

Смертность от туберкулеза, случаев на 100 тысяч населения

1,0

1,0

1,0

Смертность от симптомов, признаков и отклонений от нормы, выявленных при клинических и лабораторных исследованиях, на 100 тыс. населения

7,6

7,3

7,2

Уровень удовлетворенности населения услугами в сфере здравоохранения (процент от числа опрошенных), %

81,0

81,2

81,5

Смертность населения в трудоспособном возрасте, на 100 тыс. населения

410,9

408,8

407,3

Доля населения, охваченного профилактическими медицинскими осмотрами, %

87,2

88,1

89,0

Количество смертей лиц трудоспособного возраста на врачебном участке от предотвратимых причин, случаев

не более 2-х случаев в месяц

Число вызовов скорой медицинской помощи к обслуживаемому населению, вызовов на 1 медицинский округ

менее 30 вызовов в месяц

Охват медицинским обследованием на ВИЧ населения области, процент

не менее 22,0%

Увеличение I группы состояния здоровья населения, процент

не менее 30%

ДЕТЯМ

Заболеваемость детей в возрасте с 0 – 14 лет с диагнозом, установленным впервые в жизни, на 100 тыс. детей соответствующего возраста

150020

150011

150001

Доля охвата профилактическими осмотрами детей, процент

100

100

100

Доля умерших в возрасте до 1 года на дому в общем количестве умерших в возрасте до 1 года, процент

13,5

13

13

Смертность детей в возрасте 0 – 4 лет, на 100 тыс. населения соответствующего возраста

141,5

140,4

139,1

Охват прививками против пневмококковой инфекции детского населения первого года жизни

82,0

82,0

82,0

ВЗРОСЛЫМ

Количество лиц на одном терапевтическом участке, находящихся под диспансерным наблюдением

не менее 700 человек

Доля больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения, госпитализированных в профильные отделения для лечения больных с ОНМК (региональные сосудистые центры и первичные сосудистые отделения) в первые 4,5 часа от начала заболевания

не менее 40%

Доля населения, вакцинированного против гриппа

не менее 30%

Доля лиц, иммунизированных от гриппа, из групп риска среди пациентов из групп риска

не менее 60%

Доля ЗНО, выявленных впервые на ранних стадиях (I – II стадии)

не менее 55,5%

Доля больных с ЗНО, выявленных активно

не менее 23,5%

Доля лиц, взятых на диспансерное наблюдение, из числа с впервые в жизни установленным диагнозом болезней печени и поджелудочной железы

не менее 70,0%

Доля умерших в трудоспособном возрасте на дому в общем количестве умерших в трудоспособном возрасте

52,1

50,8

50,0

Доля пациентов с инфарктом миокарда, госпитализированных в первые 12 часов от начала заболевания, в общем количестве госпитализированных пациентов с инфарктом миокарда, процент

54,5

57,0

60,5

Доля посещений к врачам, сделанным с профилактической целью (включая посещения по дополнительной диспансеризации, диспансерному наблюдению, а также центров здоровья), от общего числа всех посещений

45,0

46,8

46,6

Доля лиц с факторами риска развития онкопатологии, выявленных при профилактических посещениях, проценты

37,0

39,0

40,0

Доля граждан, охваченных кампанией и мотивированных на ведение здорового образа жизни, из числа всех постоянных жителей субъекта Российской Федерации, проценты

45,0

46,0

47,0

Доля лиц, отказавшихся от курения, от числа курящих, обученных в Школах Здоровья, проценты

8,0

9,0

10,0

Своевременность взятия больных с бронхиальной астмой под диспансерное наблюдение (отношение числа больных, взятых под диспансерное наблюдение в отчетном периоде (из числа лиц с впервые установленным диагнозом), к общему числу лиц с впервые установленным диагнозом, подлежащих диспансерному наблюдению), проценты

85,0

85,1

85,2

Своевременность взятия больных с хроническими обструктивными болезнями легких под диспансерное наблюдение (отношение числа больных, взятых под диспансерное наблюдение в отчетном периоде (из числа лиц с впервые усыновленным диагнозом), к общему числу лиц с впервые установленным диагнозом, подлежащих диспансерному наблюдению), проценты

56,0

56,5

57,0

Снижение числа пациентов с обострением ХОБЛ, нуждающихся в госпитализации, предупреждение повторных обострений, в том числе с развитием острой дыхательной недостаточности, проценты

3,0

2,8

2,6

Доля пациентов с пневмонией, госпитализированных в стационар в первые сутки от начала заболевания

25,0

25,2

25,4

Доля посещений к врачам (пациентов с ИБС), сделанных с профилактической целью (включая посещения по дополнительной диспансеризации, диспансерному наблюдению, а также центров здоровья), от общего числа всех посещений, проценты

49,2

49,4

49,6

Доля лиц с одним и более факторами риска развития болезней системы кровообращения (артериальная гипертония, дислипидемия, курение, гиподинамия, недостаточное употребление фруктов и овощей, ожирение), выявленными при диспансеризации и профилактических осмотрах

не менее 60%

Доля больных артериальной гипертонией, достигших целевого уровня АД

не менее 60%

Полнота охвата больных с ишемической болезнью сердца диспансерным наблюдением (отношение числа больных, состоящих на диспансерном учете по поводу данного заболевания, к общему числу зарегистрированных больных с данным заболеванием), проценты

70,0

70,5

71,0

Доля больных ишемической болезнью сердца, регулярно принимающих статины, проценты

не менее 70%

Полнота охвата больных, перенесших коронарный синдром, диспансерным наблюдением (отношение числа больных, состоящих на диспансерном учете по поводу данного заболевания, к общему числу зарегистрированных больных с данным заболеванием), проценты

не менее 98%

Полнота охвата диспансерным наблюдением больных с язвенной болезнью (отношение числа больных, состоящих на диспансерном учете по поводу данного заболевания, к общему числу зарегистрированных больных с данным заболеванием), проценты

не менее 80%

Показатель эффективности диспансеризации больных с язвенной болезнью (отношение числа больных, состоящих на диспансерном учете и у которых на конец отчетного периода отмечалось ухудшение), проценты

не менее 75,0%

Доля лиц из социальных групп риска, охваченных профилактическими медицинскими осмотрами на туберкулез, проценты

87,5

87,8

88,0

Полнота охвата больных с цереброваскулярными заболеваниями диспансерным наблюдением (отношение числа больных, состоящих на диспансерном учете по поводу данного заболевания, к общему числу зарегистрированных больных с данным заболеванием), проценты

42,0

42,5

43,0

Полнота охвата больных, перенесших острые нарушения мозгового кровообращения, диспансерным наблюдением (отношение числа больных, состоящих на диспансерном учете по поводу данного заболевания, к общему числу зарегистрированных больных с данным заболеванием), проценты

98,2

98,4

98,6

Доля больных, имеющих нарушение сердечного ритма, регулярно принимающих антикоагулянты, проценты

70

80

90

Доля больных, перенесших острые нарушения мозгового кровообращения, регулярно принимающих статины, проценты

80,2

80,3

80,4

Доля повторного инсульта у больных острым нарушением мозгового кровообращения, проценты

16,4

16,1

15,9

Полнота охвата больных, перенесших острые нарушения мозгового кровообращения, диспансерным наблюдением (отношение числа больных, состоящих на диспансерном учете по поводу данного заболевания, к общему числу зарегистрированных больных с данным заболеванием), проценты

98,2

98,4

98,6

Доля больных, имеющих нарушение сердечного ритма, регулярно принимающих антикоагулянты, проценты

70

80

90

Доля больных, перенесших острые нарушения мозгового кровообращения, регулярно принимающих статины, проценты

80,2

80,3

80,4

Доля повторного инсульта у больных с острым нарушением мозгового кровообращения, проценты

16,4

16,1

15,9

 

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» N 3/2019.

 

Другие статьи по теме
Категория: Региональный опыт | Добавил: zdrav1 (25.02.2020)
Просмотров: 77
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика