Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» - Основы охраны здоровья - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Основы охраны здоровья

Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения»

Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [1] (далее по тексту – Программа) является стратегическим документом развития отрасли. В ней определены цели и основные направления российского здравоохранения до 2025 года. Ответственным исполнителем Программы утвержден Минздрав России.

Впервые федеральная Программа в области здравоохранения разрабатывалась в соответствии с новыми «Правилами разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.10.2017 N 1242, исходя из следующих принципов:

- обеспечение достижения целей социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации, предусмотренных документами стратегического планирования (система здравоохранения рассматривается как важнейшая часть социально-экономической системы и системы национальной безопасности страны);

- обеспечение консолидации бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, направленных на реализацию государственной политики в сфере здравоохранения и влияющих на достижение запланированных результатов;

- интеграция государственных финансовых и регулятивных мер (в том числе мер нормативного регулирования, тарифного регулирования, налоговых и неналоговых расходов, освобождений и иных преференций, совершенствования порядка лицензирования, осуществления контрольно-надзорной деятельности, реализации структурных реформ в отрасли), влияющих на достижение целей государственной политики в сфере здравоохранения;

- координация мероприятий федеральной Программы с мероприятиями государственных программ субъектов РФ;

- включение в Программу ведомственных целевых программ, которые прошли процедуру ранжирования и реализация которых обеспечивает достижение заданных целей в полном объеме наиболее эффективным способом.

Основными целями Программы являются:

1) увеличение к 2025 году ожидаемой продолжительности жизни при рождении:

к 2017 году – до 73 лет;

к 2018 году – до 74 лет;

к 2019 году – до 74,5 года;

к 2020 году – до 75 лет;

к 2021 году – до 75,1 года;

к 2022 году – до 75,3 года;

к 2023 году – до 75,5 года;

к 2024 году – до 75,8 года;

к 2025 году – до 76 лет;

2) снижение к 2025 году смертности населения в трудоспособном возрасте:

к 2017 году – до 509,5 на 100 тыс. населения;

к 2018 году – до 493,2 на 100 тыс. населения;

к 2019 году – до 477,2 на 100 тыс. населения;

к 2020 году – до 461,2 на 100 тыс. населения;

к 2021 году – до 444,9 на 100 тыс. населения;

к 2022 году – до 428,6 на 100 тыс. населения;

к 2023 году – до 412,3 на 100 тыс. населения;

к 2024 году – до 396 на 100 тыс. населения;

к 2025 году – до 380 на 100 тыс. населения;

3) снижение к 2025 году смертности от болезней системы кровообращения:

к 2017 году – до 598,7 на 100 тыс. населения;

к 2018 году – до 583,7 на 100 тыс. населения;

к 2019 году – до 569,1 на 100 тыс. населения;

к 2020 году – до 554,9 на 100 тыс. населения;

к 2021 году – до 545 на 100 тыс. населения;

к 2022 году – до 535 на 100 тыс. населения;

к 2023 году – до 522 на 100 тыс. населения;

к 2024 году – до 510 на 100 тыс. населения;

к 2025 году – до 500 на 100 тыс. населения;

4) снижение к 2025 году смертности от новообразований (в том числе злокачественных):

к 2017 году – до 196,9 на 100 тыс. населения;

к 2018 году – до 192,8 на 100 тыс. населения;

к 2019 году – до 191,4 на 100 тыс. населения;

к 2020 году – до 190 на 100 тыс. населения;

к 2021 году – до 189,5 на 100 тыс. населения;

к 2022 году – до 188,4 на 100 тыс. населения;

к 2023 году – до 187,3 на 100 тыс. населения;

к 2024 году – до 186,2 на 100 тыс. населения;

к 2025 году – до 185 на 100 тыс. населения;

5) повышение к 2025 году удовлетворенности населения качеством медицинской помощи:

к 2017 году – до 40 процентов;

к 2018 году – до 41,7 процента;

к 2019 году – до 43,4 процента;

к 2020 году – до 45,1 процента;

к 2021 году – до 46,8 процента;

к 2022 году – до 48,5 процента;

к 2023 году – до 50,2 процента;

к 2024 году – до 51,9 процента;

к 2025 году – до 54 процентов.

Мы недаром представили конкретные показатели целей с разбивкой по годам. Результативность Программы зависит от достижения количественно измеряемых показателей запланированных целей. Как видно, запланированные показатели ожидаемой продолжительности жизни и смертности очень оптимистичны. Однако не совсем понятно, от чего россияне будут умирать ближе к 2025 году, ведь именно с увеличением продолжительности жизни в структуре заболеваемости растет доля болезней системы кровообращения и новообразований – основных причин смертности. Если люди будут доживать до той же онкологии, то смертность от онкологических заболеваний только вырастет. Такая тенденция наблюдается во всех развитых странах со стареющим населением. Все показатели целей Программы рассчитаны на 100 тыс. населения, а не по половозрастным группам. В связи с этим есть вопросы к расчету реальной эффективности Программы.

Количественные показатели цели № 5 «Повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи» с подробной детализацией по годам также вызывают вопросы. Все мы знаем о качестве проводимых социологических опросов в здравоохранении, в том числе по линии ОМС. Существующие методики сбора и обработки информации не в полной мере соответствуют современным требованиям к проведению социологических исследований. Наибольшие проблемы возникают со сбором первичных данных. При организации опросов часто не соблюдаются требования анонимности, не объясняются цели и задачи анкетирования, выбирается неудобное время и место проведения опроса, не объясняется порядок заполнения анкет. Не определяется репрезентативность выборки по половозрастному составу, причинам обращения в лечебное учреждение, нозологиям и т.д.

О качестве проводимых социологических исследований в системе здравоохранения можно судить по результатам уже проведенных опросов. Можно вспомнить случай, когда в 2013 году на сайте Минздрава России были опубликованы результаты изучения удовлетворенности населения медицинской помощью в 2011-2012 годах в разрезе субъектов РФ. Общее количество респондентов составило более 1,5 млн. человек. Удовлетворенность оценивалась по таким показателям как: длительность ожидания в регистратуре, на прием к врачу, при записи на лабораторные и инструментальные исследования, недоступность некоторых врачей-специалистов, удовлетворенность работой врачей, уровень технического оснащения медицинских учреждений и длительность ожидания госпитализации.

Там же сообщалось, что независимые опросы, проведенные страховыми медицинскими организациями в 3537 стационарах и в 6459 учреждениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, показали, что за период реализации региональных программ модернизации здравоохранения значительно увеличилась удовлетворенность населения оказанной им медицинской помощью с 53% в 2011 году до 72% к началу 2013 года.

Известно, что общественное мнение обладает инертностью, поэтому для столь значимого его изменения за столь короткий промежуток времени были нужны серьезные изменения системы здравоохранения, чего не было.

Вообще достоверность первичных социологических данных зависит от многих факторов: профессиональной подготовки организаторов и исполнителей социологического опроса, качества методического обеспечения, включая подготовку программы исследования, определение репрезентативности выборки, разработку анкет и инструкций по их заполнению, обеспечение анонимности анкетирования и т.д. На достоверность данных может влиять и то, что удовлетворенность населения медицинским обслуживанием входит в систему показателей оценки деятельности региональных органов власти.

Тогда чемпионами по повышению показателей удовлетворенности населения медицинской помощью стали Новгородская область (рост в 2,22 раза, прирост на 121,9%), Республика Саха (Якутия) (рост в 2,07 раза, прирост на 107,3%) и Вологодская область (рост в 1,93 раза, прирост на 92,7%). Лучшие показатели удовлетворенности населения медицинской помощью в 2012 году были у Хабаровского края (96%) и г. Москвы (95%). Ненамного отстали со своими 94% Алтайский край, Приморский край и Новосибирская область. Нет смысла комментировать эти показатели.

Получается, что все запланированные в Программе показатели удовлетворенности населения качеством медицинской помощи мы уже достигли и даже перевыполнили. Необходимо отметить, что методики проведения социологических исследований в здравоохранении, утвержденные Минздравом России и Федеральным фондом ОМС, с того времени практически не изменились. Интересно, что вопросами удовлетворенности качеством медицинской помощи занимается и Служба специальной связи и информации Федеральной службы охраны (ФСО) России, чьи данные размещены на сайте Минздрава России[2]. Однако мы ничего не знаем о методике проведения этих исследований. Кстати, результаты проведенных исследований ФСО более соответствуют показателям удовлетворенности населения качеством медицинской помощи, запланированным в Программе, – удовлетворенность населения медицинской помощью по данным ФСО в марте-июле 2015 года составила 40,4% (выборка составила 90 тысяч респондентов).

Общий размер финансирования Программы составит 34910398190,4 тыс. рублей, в том числе:

на 2018 год – 3875167871,3 тыс. рублей;

на 2019 год – 3958918478,1 тыс. рублей;

на 2020 год – 4142170871 тыс. рублей;

на 2021 год – 4300148194 тыс. рублей;

на 2022 год – 4434248194 тыс. рублей;

на 2023 год – 4577248194 тыс. рублей;

на 2024 год – 4729248194 тыс. рублей;

на 2025 год – 4893248194 тыс. рублей.

Деньги пойдут по 9 основным направлениям (подпрограммам):

1. Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни.

Указанное направление (подпрограмма) включает:

а) приоритетный проект "Формирование здорового образа жизни ("Укрепление общественного здоровья")". Цель проекта – увеличение доли граждан, приверженных здоровому образу жизни, до 50 процентов к 2020 году и до 60 процентов к 2025 году путем формирования у граждан ответственного отношения к своему здоровью (2017 – 2025 годы);

б) приоритетный проект "Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь". Цель проекта – повышение удовлетворенности населения качеством оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях до 60 процентов к 2020 году и до 70 процентов к 2022 году путем создания новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь на принципах бережливого производства, в 33 субъектах РФ с последующим тиражированием этой модели в 85 субъектах РФ (2017 – 2023 годы);

в) приоритетный проект "Совершенствование организации медицинской помощи новорожденным и женщинам в период беременности и после родов, предусматривающее в том числе развитие сети перинатальных центров в Российской Федерации". Цель проекта – снижение в 2018 году показателя младенческой смертности в Российской Федерации до 5,8 на 1000 родившихся живыми путем создания трехуровневой системы организации медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным (2016 – 2018 годы);

г) приоритетный проект "Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации". Цель проекта – увеличение доли лиц, госпитализированных по экстренным показаниям в течение первых суток, в 2017 году до 71 процента, в 2018 году – до 83,5 процента, в 2019 – до 90 процентов (2017 – 2020 годы);

д) ведомственный проект "Организация современной модели долговременной медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возраста на принципах междисциплинарного взаимодействия" ("Территория заботы"). Цель проекта – повышение доступности медицинской помощи по профилю "гериатрия" путем создания в 2018 году в 7 субъектах РФ и дальнейшего тиражирования в 85 субъектах РФ современной модели долговременной медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возраста на принципах междисциплинарного взаимодействия, обеспечивающей повышение удовлетворенности граждан пожилого и старческого возраста качеством оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия" до 60 процентов к 2023 году (2018 – 2023 годы).

2. Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины.

3. Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей.

4. Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении.

Данное направление (подпрограмма) включает приоритетный проект "Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами ("Новые кадры современного здравоохранения")". Цель проекта – обеспечение отрасли квалифицированными специалистами за счет внедрения процедуры допуска специалистов к профессиональной деятельности – аккредитации специалистов к концу 2018 года до 12,3 процента (доля специалистов, допущенных к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации) и к концу 2025 года до 100 процентов (доля специалистов, допущенных к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации) и непрерывного дополнительного профессионального образования врачей с использованием интерактивных образовательных модулей к концу 2018 года до 40 процентов (доля врачей, получающих дополнительное непрерывное медицинское образование) и к концу 2025 года до 99 процентов (доля врачей, получающих дополнительное непрерывное медицинское образование) (2018 – 2025 годы).

5. Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья.

Направление (подпрограмма) включает ведомственный проект "Развитие экспорта медицинских услуг". Цель проекта – увеличение объемов оказания медицинской помощи в плановой форме иностранным гражданам в Российской Федерации не менее чем в 1,3 раза в 2020 году и в 1,8 раза к 2025 году путем разработки и реализации маркетинговой стратегии по въездному медицинскому туризму и экспорту высокотехнологичных медицинских услуг российскими медицинскими организациями, подведомственными Минздраву России, ФМБА России и ФАНО России (2018 – 2025 годы).

6. Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья".

Направление (подпрограмма) включает:

а) приоритетный проект "Внедрение автоматизированной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя для защиты населения от фальсифицированных лекарственных препаратов и оперативного выведения из оборота контрафактных и недоброкачественных препаратов". Цель проекта – защита населения от фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных препаратов и предоставление неограниченному кругу потребителей (граждан) возможности проверки легальности зарегистрированных лекарственных препаратов, находящихся в гражданском обороте, осуществляемой с использованием автоматизированной системы мониторинга движения маркированных лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя, с охватом 100 процентов лекарственных препаратов к 31 декабря 2018 г. (2016 – 2019 годы);

б) ведомственный проект "Развитие федеральных государственных лабораторных комплексов по контролю качества лекарственных средств Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения". Цель проекта – увеличение количества экспертиз качества лекарственных средств на 6 процентов в 2018 году и на 14 процентов к 2019 году путем создания федеральных лабораторных комплексов по экспертизе качества лекарственных средств (2018 – 2019 годы).

7. Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан.

8. Информационные технологии и управление развитием отрасли.

Направление (подпрограмма) включает приоритетный проект "Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий". Цель проекта – повышение эффективности организации оказания медицинской помощи гражданам за счет внедрения информационных технологий, мониторинга записи на прием к врачу, перехода к ведению медицинской документации в электронном виде не менее 50 процентов медицинских организаций к 2018 году (80 процентов к 2020 году), реализации не менее 10 видов электронных услуг (сервисов) в личном кабинете пациента "Мое здоровье" на Едином портале государственных и муниципальных услуг, которыми в 2018 году воспользуются не менее 5 млн. граждан, в 2020 году – 30 млн. граждан (2018 – 2025 годы).

9. Организация обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации.

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 12.11.2018 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Главный врач».

Код публикации: 18.03.

 

 

[1] Полный текст Программы можно скачать с сайта редакции http://управление-здравоохранением.рф (раздел «Документы»).

[2] Источник: https://www.rosminzdrav.ru/news/2015/09/01/2516-obobschennye-rezultaty-sotsiologicheskih-issledovaniy-otnosheniya-naseleniya-k-sisteme-zdravoohraneniya.

Другие статьи по теме
Категория: Основы охраны здоровья | Добавил: zdrav1 (12.11.2018)
Просмотров: 990
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика