Профсоюзный контроль за соблюдением требований охраны труда в медицинских организациях - Охрана труда в медицинских организациях - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Охрана труда в медицинских организациях

Профсоюзный контроль за соблюдением требований охраны труда в медицинских организациях
Профсоюзный контроль – важнейший фактор соблюдения нормативно-правовых требований охраны труда и должных условий труда работников здравоохранения. Независимая экспертиза условий труда профсоюзными экспертами проводится в целях объективной оценки состояния условий и охраны труда в медицинских организациях и разработки соответствующих мероприятий по устранению нарушений действующих норм и правил в области охраны труда.
В проверках участвуют технические инспектора труда профсоюза работников здравоохранения, в том числе внештатные, с участием инженеров (специалистов) по охране труда медицинских организаций, членов комиссий по охране труда и уполномоченных лиц по охране труда профсоюза.
По результатам проверок (обследований) составляется справка (представление, заключение, акт), которая подписывается всеми членами комиссии, осуществившими проверку. Копия справки вручается руководителю медицинской организации, председателю комитета первичной профсоюзной организации. Если проверка (обследование) проводится с участием представителей органов государственного надзора и контроля, то результаты обследования также подписываются данными представителями.
Комитет региональной и профком первичной профсоюзной организации должны осуществлять контроль за выполнением мероприятий, предложенных в итоговых справках (представлениях, заключениях, актах), а также выносить рассмотрение этих вопросов на заседания президиума комитета региональной организации профсоюза и профкома.

Что поверяется и фиксируется в акте (справке, заключении) проверки?
1. Общие данные о медицинской организации:
- наименование организации;
- главный врач (ф.и.о., тел.);
- председатель профкома (ф.и.о., тел.);
- специалист (инженер) по охране труда (ф.и.о., тел.);
- количество работающих в организации (из них: женщин, членов профсоюза).
2. Наличие Положения (стандарта организации) об организации работы по охране труда в организации.[1] Отражаются ли в нем должностные обязанности руководителей, в т.ч. структурных подразделений, по вопросам, связанным с обеспечением безопасных условий труда работников. Вносятся ли в Положение изменения и дополнения с учетом передвижения кадров в организации и (или) при принятии новых нормативных актов по охране труда.
3. Наличие приказа по организации о назначении лица, ответственного за организацию работы по охране труда, и ответственных лиц за безопасную эксплуатацию оборудования (сосуды под давлением, электрооборудование и т.д.). Обеспечение нормативно-методической литературой по вопросам охраны труда руководителей структурных подразделений и ответственных лиц за безопасную организацию работ.
4. Наличие комитета (комиссии) по охране труда, созданным администрацией и профкомом первичной профсоюзной организации в соответствии с Типовым положением о комитете (комиссии) по охране труда (утв. приказом Минтруда России от 24.06.2014 N 412н). Наличие плана работы комитета (комиссии) по охране труда. Наличие материалов о выполнении плана работы.
5. Наличие Положения (стандарта организации) об организации обучения и проверки знаний требований по охране труда работников. Наличие плана-графика проведения обучения с установленной периодичностью для руководителей и работников. Наличие в службе охраны труда копий удостоверений по проверке знаний требований охраны труда прошедших обучение в лицензированных учебных организациях (центрах) включая руководителя организации и членов комиссии по охране труда, членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда, уполномоченных по охране труда, комиссии по проведению обучения и проверки знаний требований охраны труда в организации (подразделении, филиале), работников рабочих профессий, а также копии приказов по организации о проведении обучения по охране труда. Наличие программ и учебного плана по проведению обучения по охране труда для работников организации.
6. Наличие раздела в коллективном договоре раздела или отдельного соглашения по охране труда. Сделать анализ выполнения мероприятий раздела "Условия и охрана труда" коллективного договора, а также соглашения по охране труда, являющегося приложением к коллективному договору. Показать, на какие цели были использованы финансовые средства. Предложения по обеспечению выполнения мероприятий по охране труда.
7. Наличие в организации Положения (стандарта организации) о создании кабинета (уголка) по охране труда, а также их наличие в подразделениях, филиалах. Обеспечение кабинета (уголка) методическими материалами по охране труда.
8. Наличие в организации инструкций по охране труда, в том числе в подразделениях (филиалах), на рабочих местах, соответствующих журналов о выдаче инструкций и их ведение службой охраны труда, соответствия их утвержденному приказом по организации перечню.
9. Наличие Положения (стандарта организации) об организации работы уполномоченного (доверенного лица) по охране труда, а также приказа об утверждении данных лиц и протоколов профсоюзных собраний о выдвижении их и избрании.
10. Наличие в организации утвержденных Перечней (списков) работников, имеющих право на дополнительный оплачиваемый отпуск и сокращенную рабочую неделю, на бесплатное получение молока при работе с вредными и (или) опасными условиями труда, обеспечение в соответствии не ниже с установленными законодательством нормами специальной и санитарной одеждой (обувью), средствами индивидуальной защиты. Наличие и правильность ведения карт учета выдачи специальной одежды.
11. Внедрен ли в медицинской организации трехступенчатый (двухступенчатый) административно-общественный контроль за состоянием условий и охраны труда. Наличие Положения (стандарта организации).
12. Наличие Положения (стандарта организации) об организации расследования и учета случаев производственного травматизма и профессионального заболевания и материалы ранее произошедших случаев.
13. Состояние производственного травматизма:
 
Годы Количество несчастных случаев на производстве
Всего в т.ч. с летальным исходом
2013    
2014    
2015    
2016    
2017    
т.д.    

Принимаемые администрацией меры по снижению случаев травматизма (какие приказы, распоряжения издавались, кто и за что наказан).
Роль профкома в снижении производственного травматизма (рассмотрение вопросов условий и охраны труда на заседаниях профкома).
14. Показатели профессиональной заболеваемости:

Распределение профессиональных заболеваний по профессиям
 
Годы Всего в том числе:
врачи мед. сестры мл. мед. персонал
2013        
2014        
2015        
2016        
2017        
т.д.        

Структура профессиональных заболеваний
 
Годы Туберкулез органов дыхания Вирусный гепатит Аллергия Бронхиальная астма Экзема и дерматит Прочие
2013            
2014            
2015            
2016            
2017            
т.д.            

Структура основных факторов, вызвавших профзаболевания (%)
 
Годы Биологический фактор Лекарственные препараты Химические факторы Физические факторы
2013        
2014        
2015        
2016        
2017        
т.д.        

15. Анализ профзаболеваемости и принимаемые администрацией и профкомом меры по ее снижению.

16. Сведения о заболеваемости с временной утратой трудоспособности:
 
Годы Число дней нетрудоспособности на 100 работающих Число случаев заболеваемости на 100 работающих Средняя длительность 1 случая нетрудоспособности
2013      
2014      
2015      
2016      
2017      
т.д.      

Основные причины заболеваемости с временной утратой трудоспособности и принимаемые меры по ее снижению.
17. Работа комиссии по охране труда первичной профсоюзной организации:
- состав комиссии и распределение функций между членами комиссии;
- наличие подтверждающих удостоверений о прохождении обучения и проверке знаний требований охраны труда в образовательных организациях (центрах);
- вопросы, включаемые в повестку дня заседаний комиссии;
- организация работы с уполномоченными по охране труда Профсоюза и рассмотрение их отчетов о проделанной работе;
- практика работы комиссии по внесению в коллективный договор и соглашение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- организация контроля за исполнения принятых комиссией решений;
- вынесение вопросов, связанных с участием представителя выборного органа первичной профсоюзной организации в комиссии по проведению специальной оценки условий труда и решения по ним;
- имеющиеся трудности в работе комиссии.
18. Работа уполномоченных лиц по охране труда Профсоюза:
- наличие избранных уполномоченных по охране труда в каждом подразделении медицинской организации и в целом их количество;
- количество обученных в образовательных организациях (центрах) уполномоченных лиц по охране труда и наличие подтверждающих удостоверений о прохождении обучения и проверке знаний требований охраны труда;
- наличие Положения (стандарта организации), рекомендаций вышестоящих профорганов, памяток, пособий по организации работы уполномоченных по охране труда;
- наличие плана работы (месячного, квартального) уполномоченного по охране труда;
- анализ выполнения мероприятий, предусмотренных планом работы уполномоченного по охране труда (назвать мероприятия и указать, выполнены они или нет);
- участие уполномоченного по охране труда в административно-общественном контроле за состоянием условий и охраны труда и совместных проверках с представителями вышестоящей организации Профсоюза и профсоюзными экспертами по охране труда;
- организация и проведение смотра-конкурса на присвоение звания "Лучший уполномоченный по охране труда Профсоюза", его периодичность и результативность;
- участие уполномоченного по охране труда Профсоюза в:
1) расследовании несчастных случаев;
2) контроле за обеспечением работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты;
3) контроле за обеспечением в соответствии с законодательством и коллективным договором работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами;
4) проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах в структурном подразделении;
5) контроле за работой санитарно-бытовых помещений (гардеробные, душевые, комнаты гигиены женщин, умывальные и т.д.);
- проводятся ли заслушивания и утверждение отчетов уполномоченных по охране труда о своей работе в структурных подразделениях, на заседаниях профкома, комиссиях по охране труда, профсоюзных собраниях и их периодичность.
19. Обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и др. средствами индивидуальной защиты, а также санитарно-гигиенической одеждой, обувью и санитарными принадлежностями:
- наличие приказа о возложении ответственности по обеспечению работников СИЗ, санитарно-гигиенической одеждой и обувью;
- наличие перечня работников, получающих необходимые средства индивидуальной защиты;
- затраты (за последние два года) на приобретение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты на производстве;
- наличие учетных карточек на получаемые работниками спецодежды, спецобуви и др. средств индивидуальной защиты;
- организована ли в организациях стирка, химчистка, ремонт и дезинфекция спецодежды и др. средств индивидуальной защиты;
- наличие помещения для хранения спецодежды, спецобуви и др. средств индивидуальной защиты;
- работа выборного органа и уполномоченных по охране труда Профсоюза, по осуществлению контроля за своевременной выдачей спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.
20. Оценка условий труда на рабочих местах работников (СОУТ):
- наличие приказа о проведении СОУТ;
- утверждение состава комиссии по проведению СОУТ и обучение ее членов, участие в составе комиссии представителя выборного органа первичной профсоюзной организации;
- обеспечение комиссии нормативно-правовыми актами по проведению СОУТ;
- проведение подготовительного этапа проведения СОУТ по установлению имеющихся факторов производственной среды и трудового процесса в соответствии с действующим законодательством, результатами проводимого производственного контроля, ранее проводимой оценки условий труда на рабочих местах;
- соблюдение требований предъявляемых законодательством о СОУТ по порядку допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда и их наличие в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, а также соответствия подготовки и наличия установленных сертификатов на право проведения спецоценки у экспертов, соблюдение требований приказа Минтруда России от 24.04.2015 N 250н[2] к экспертам и оборудованию при допуске к СОУТ;
- наличие перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ, с указанием аналогичных;
- наличие утвержденных комиссией перечня вредных производственных факторов по рабочим местам, сформированного исходя из характеристик технологического процесса и государственных нормативных требований по охране труда, с учетом приказа Минтруда России от 24.04.2015 N 250н;
- наличие протоколов о проведенных измерениях и оценке факторов производственной среды и трудового процесса;
- имеет ли итоговый отчет, утвержденный на заседании комиссии по результатам СОУТ особые мнения членов комиссии в приложении;
- наличие имеющихся разногласий в протоколах комиссии по проведению СОУТ;
- наличие факторов снижения или отмены предоставляемых ранее компенсационных мер за работу в условиях с вредными и (или) опасными производственными факторами производственной среды и трудового процесса;
- своевременное, в течение 30 календарных дней, ознакомление работников с результатами СОУТ на их рабочих местах и внесение изменений в трудовые договоры, обеспечивающие отсутствие снижения размеров ранее предоставляемых гарантий и компенсаций за вредные и (или) опасные условия труда;
- план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации (составляется после проведения СОУТ);
- своевременность направления материалов СОУТ в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости;
- наличие и реализация в организации мотивированного предложения выборного органа первичной профсоюзной организации о проведении внеплановой СОУТ;
- наличие в организации информации по вопросам мониторинга условий труда на рабочих местах и количеству занятых на них работников по форме 1-АРМ (СОУТ).

Порядок осуществления проверки профсоюзными экспертами состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями
Настоящий порядок определяет круг вопросов, изучаемых профсоюзным экспертом в ходе проверки состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями:
- имеется ли в организации Положение (стандарт организации) об организации работы по охране труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
- наличие приказов о назначении ответственных лиц за техническое состояние и безопасную эксплуатацию зданий и сооружений, за электрохозяйство, за исправное техническое состояние оборудования (автотранспорт, лифты, сосуды под давлением, бароаппараты, вентсистемы и т.д. и т.п.), об утверждении Перечня работ и профессий повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда;
- наличие в организации кабинета (уголка) по охране труда, организация которого предусмотрена Рекомендациями по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, утвержденными постановлением Минтруда России от 17.01.2001 N 7, наличие в кабинете (уголке) по охране труда комплекта необходимых нормативно-правовых актов по охране труда;
- проводится ли обучение и проверка знаний требований по охране труда в соответствии с постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (ст. 225 Трудового кодекса РФ), ГОСТ 12.0.004-2015 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения"[3]. Соответствие примерных программ приказу Минтруда России от 21.06.2003 N 153[4] и примерных учебных планов обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Минтрудом России 17.05.2004;
- проводится ли разработка инструкций по охране труда в соответствии с постановлением Минтруда РФ от 17.12.2002 N 80 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда" и постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативно-правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда";
- проводятся ли инструктажи по охране труда при приеме на работу (ст. 68 Трудового кодекса РФ), медицинские обследования (осмотры) (ст. 213 Трудового кодекса РФ) в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ред. от 06.02.2018) "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда";
- как обеспечиваются работающие спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, санитарной одеждой и обувью (ст. 221 Трудового кодекса РФ) и соблюдаются ли нормы не ниже установленных постановлением Минтруда России от 29.12.1997 N 68 (ред. от 05.05.2012) "Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты";
- обеспечение работников в соответствии с нормами, смывающими и обеззараживающими средствами в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н (ред. от 23.11.2017) "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами";
- как и кем осуществляется проверка, организуется контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах в структурных подразделениях (выборочно 2 – 5 подразделений (отделений);
- проводится анализ материалов о ведении учета и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и соблюдаются ли требования законодательства (ст. 227 – 230 Трудового кодекса РФ);
- обеспечиваются ли работники санитарно-бытовыми помещениями (гардеробные, умывальники, душевые, комнаты психологической разгрузки, комнаты приема пищи, комнаты гигиены женщин и т.д. и т.п.) (ст. 223 Трудового кодекса РФ);
- обеспечиваются ли работники в соответствии с законодательством, коллективным договором, соглашениями молоком и лечебно-профилактическим питанием (ст. 222 Трудового кодекса РФ);
- производится ли страхование медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ ("Об обязательном медицинском страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", а также работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью (постановление Правительства РФ от 03.04.2006 N 191);
- наличие материалов, подтверждающих участие представителей выборного органа первичной профсоюзной организации в комиссиях организации: по охране труда; по проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах; по обучению и проверки знаний требований охраны труда; по расследованию случаев травматизма и профзаболеваний;
- проводится ли планирование мероприятий в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков", а также как и за счет каких средств осуществляется финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- проводится анализ и рассмотрение ежегодных отчетов о выполнении мероприятий по разделу коллективного договора "Условия и охрана труда" или соглашения по охране труда, других планов мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда.

Оформление результатов проверки
По результатам проверки инспектором труда (профсоюзным представителем) оформляется справка о выявленных нарушениях. Следует обратить внимание, что представление об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии со статьей 370 ТК РФ имеют право оформлять только:
- технический инспектор труда ЦК Профсоюза;
- внештатный (технический или правовой) инспектор труда Профсоюза;
- уполномоченный по охране труда Профсоюза.
Справка о нарушении требований законодательства и иных нормативно-правовых актов в области охраны труда составляется с целью фиксации факта допущенных нарушений и объяснений должностного лица, допустившего нарушения. В случае необходимости инспектор труда принимает решение о вынесении представления об устранении выявленных нарушений и (или) требования о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушениях установленных требований.
Справка составляется в трех экземплярах: первый – выдается лицу, нарушившему требования, второй – направляется руководителю организации, третий – передается в выборный орган первичной профсоюзной организации.
В случае, если выявленные нарушения законов и иных нормативно-правовых актов требуют устранения, инспектором труда выносится представление об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права (по форме N 1-ПИ).
Инспектор труда контролирует своевременное выполнение работодателем, его представителями и иными должностными лицами организации представлений, которые направлены на восстановление нарушенных прав и законных интересов работников.
В случае если в ходе проверки были выявлены факты, требующие реагирования государственных, правоохранительных органов, а также в случае систематического неисполнения представлений об устранении выявленных нарушений, инспектором труда вносится в государственные и (или) правоохранительные органы требование о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативно-правовых актов (по форме N 2-ПИ).

Литература:
1. Постановление Президиума ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ от 04.10.2016 N 5-3 "Об утверждении Рекомендаций по осуществлению организациями Профсоюза контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнению условий коллективных договоров, соглашений".
2. Постановление Президиума ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ от 15.12.2016 N 6-14 "Об утверждении в новой редакции Регламента проведения независимой экспертизы условий труда профсоюзными экспертами".

Источник: журнал «Главный врач» N 11/2018.
 
 
[1] В качестве Положения (стандарта организации) об организации работы по охране труда в организации может выступать Положение об управлении охраной труда в организации (СУОТ). Содержание указанных далее по тексту Положений (стандартов организации) по отдельным направлениям деятельности по охране труда также может быть отражено в разделах Положения о СУОТ.
[2] Приказ Минтруда России от 24.04.2015 N 250н (ред. от 30.06.2017) "Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда".
[3] Введен в действие приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 600-ст.
[4] Приказ Минтруда России от 21.06.2003 N 153 (ред. от 12.02.2014) "Об утверждении примерных программ обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных"
 
Другие статьи по теме
Категория: Охрана труда в медицинских организациях | Добавил: zdrav1 (19.10.2020)
Просмотров: 1536
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика