Методические рекомендации к экономической оценке и обоснованию решений в области управления риском для здоровья населения при воздействии факторов сре - Методические материалы - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Методические материалы

Методические рекомендации к экономической оценке и обоснованию решений в области управления риском для здоровья населения при воздействии факторов сре

При их разработке использованы рекомендации консультантов Гарвардской школы общественного здоровья и Лондонской школы гигиены и тропической медицины. Документ достаточно большой по объему, поэтому полностью опубликовать его на страницах нашего журнала не представляется возможным. Его полный текст можно скачать с сайта редакции http://управление-здравоохранением.рф/ (раздел «Документы», подраздел «Методические материалы»).

Методические рекомендации предназначены для повышения результативности принятия управленческих решений, направленных на снижение риска для здоровья населения при воздействии факторов среды обитания, и эффективности использования ресурсов и средств на их реализацию на основе экономической оценки с учетом методов "затраты – выгоды" и "затраты – эффективность".

Методические рекомендации могут быть использованы для широкого спектра деятельности, связанной с необходимостью управления риском для здоровья населения, в следующих случаях:

- при экономическом обосновании социально-экономической политики, политики в области санитарно-эпидемиологического благополучия и экологической безопасности населения органами государственного, местного управления, а также на уровне организаций, осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Федерации или муниципального образования;

- при выборе градостроительной политики, разработке и обосновании генеральных планов развития городов;

- при обосновании приоритетных мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев), направленных на снижение и (или) устранение риска для здоровья населения, проживающего в зонах экологического неблагополучия, и оценке их эффективности;

- при принятии решений по вопросам экономического стимулирования (поощрения и наказания) деятельности, связанной с управлением риском для здоровья населения;

- при разработке и обосновании мер по снижению риска для здоровья населения в результате хозяйственной и иной деятельности, в т.ч. при обосновании достаточности размера санитарно-защитных зон предприятий, объектов и сооружений;

- при определении приоритетных направлений финансирования деятельности (оценки инвестиционных проектов), связанной с управлением риском для здоровья населения, включая бюджетирование, ориентированное на результат;

- при оценке и обосновании приоритетных мер (целевых программ) по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, экологической безопасности и охраны здоровья населения;

- иных сферах деятельности, связанных с определением экономически обоснованного улучшения качества среды обитания и здоровья населения.

Методология анализа риска для здоровья населения предполагает функциональное разграничение взаимозависимых этапов исследований, связанных с оценкой риска, и управления риском. Третьим элементом (этапом) методологии анализа риска является информирование о риске всех заинтересованных сторон. Все три элемента анализа риска взаимосвязаны между собой и только их совокупность позволяет обеспечить выявление существующих проблем санитарно-эпидемиологического благополучия населения, разработать пути их решения, а также создать условия для практической реализации этих решений.

Информирование о риске является неотъемлемой частью методологии анализа риска и представляет собой процесс распространения результатов определения степени риска для здоровья человека и решений по его контролю среди заинтересованных сторон (например, среди врачей, научных сотрудников, политиков, лиц, принимающих управленческие решения, населения и общества в целом). Следует отметить, что передача и распространение информации о риске являются естественным продолжением процесса оценки риска. Иначе говоря, оценка риска практически не имела бы смысла, если бы получаемые при этом результаты не доводились тем или иным образом до сведения тех, кто причастен к принятию решений по снижению риска, или тех, кого касаются такие решения (население).

Важной составляющей информационной базы, необходимой лицам, принимающим управленческие решения в области снижения неблагоприятного воздействия факторов среды обитания на здоровье человека, являются экономические показатели, указывающие на стоимостные характеристики оцениваемого риска для здоровья населения, а также эффективность предлагаемых для реализации социально значимых мероприятий с точки зрения максимизации получаемых выгод и (или) минимизации затрат на их реализацию.

Все мероприятия (комплекс мероприятий, сценарии), планируемые и осуществляемые в системе управления риском для здоровья населения, являются по большей части превентивными – предупреждающими возможность возникновения неблагоприятного воздействия факторов среды обитания на здоровье человека.

При оценке целесообразности реализации того или иного мероприятия (комплекса мероприятий, сценария) в области снижения/устранения рисков для здоровья населения следует учитывать то, что зачастую данные мероприятия (сценарии) предусматривают не только снижение риска для здоровья населения, но и достижение экологического, экономического и социального эффектов.

Основными экономическими методами, применяемыми в системе управления риском для здоровья населения с целью оценки целесообразности реализации запланированных мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев), являются метод "затраты – выгоды" (или затратно-прибыльный анализ) и метод "затраты – эффективность" (или анализ эффективности затрат).

В основе метода "затраты – выгоды" лежит сопоставление ожидаемых от реализации мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев) выгод (результатов) в денежном выражении с затратами на их осуществление.

Метод "затраты – эффективность" применяется в том случае, если принято решение о целесообразности достижения конкретной цели (эффекта) в области управления рисками для здоровья населения. При этом основной задачей является отбор таких мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев), которые обеспечивают достижение поставленной цели (эффекта) наименее затратным путем.

Управление риском для здоровья людей является логическим продолжением оценки риска и направлено на обоснование наилучших в конкретной ситуации решений по устранению или минимизации, а также динамическому контролю (мониторингу) экспозиций и рисков, оценке эффективности и корректировке социально значимых мероприятий.

Управление риском может осуществляться несколькими путями:

1) абсолютный контроль (снижение риска до нуля);

2) снижение риска до разумного максимально технически и экономически достижимого уровня;

3) установление риска на приемлемом для каждого индивидуума и общества в целом уровне (приемлемый или допустимый риск).

Обобщенная схема процесса управления риском приведена на рис. 1.

 

 

Рис. 1. Обобщенная блок-схема организации процесса управления риском

 

Технологии и методы управления риском должны быть направлены на снижение и (или) предупреждение риска в его источнике (например, промышленное предприятие, объект, сооружение), по пути передачи (например, атмосферный воздух, почва, продукты питания, питьевая вода) и непосредственно для населения (например, население, проживающее в санитарно-защитной зоне, детское население, беременные женщины). Предложенная схема организации процесса управления риском используется при подготовке альтернативных мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев) по управлению риском. Процесс носит итерационный характер, что предусматривает проведение анализа результатов, полученных с использованием методов "затраты – выгоды" и "затраты – эффективность", и уточнение и выбор мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев) среди альтернативных, а иногда и цели управления риском.

Величина допустимого (или приемлемого) риска для целей управления является основой для формирования планируемых мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев). Эта величина является компромиссом между различными заинтересованными в управлении риском сторонами: государственными надзорными органами, органами управления субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, деятельность которых создает риск для здоровья населения, различными группами населения и общества в целом. Понятие допустимый, или приемлемый, риск используется в настоящих методических рекомендациях исключительно в целях экономического обоснования и выбора решений по управлению риском.

Экономическое обоснование решений в сфере управления рисками для здоровья населения подразумевает осуществление ряда процедур в следующей последовательности:

- определение общей величины результатов (эффектов), получаемых при условии реализации намечаемых мероприятий в области снижения/устранения рисков для здоровья населения, в натуральном (при возможности денежном) выражении;

- оценку затрат на проведение данных мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев);

- обоснование и оценку экономической эффективности управленческих решений в области снижения и (или) устранения рисков для здоровья населения.

Исходными данными для экономического обоснования управленческих решений в сфере управления рисками для здоровья населения в связи с воздействием факторов среды обитания являются:

- выделяемые негативные факторы среды обитания, требующие особого внимания с точки зрения уровня риска для здоровья населения;

- перечень предлагаемых мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев), направленных на снижение и (или) устранение негативного влияния учитываемых факторов среды обитания на состояние здоровья населения;

- виды и величина всех получаемых результатов (эффектов) от реализации предлагаемых мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев) по снижению и (или) устранению негативного влияния учитываемых факторов среды обитания на состояние здоровья населения;

- виды и величина всех необходимых затрат за весь срок реализации мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев).

 

Определение факторов среды обитания, включаемых в процесс экономической оценки и обоснования мер по управлению риском

Выбор конкретных факторов риска для здоровья населения, учитываемых при экономической оценке и обосновании, определяется целью управления риском. По возможности учитываются все факторы риска (их вклад, доля) для здоровья – социально-экономические, санитарно-гигиенические и поведенческие. Основные группы факторов риска и показатели, которые их характеризуют, приведены в табл. 1. Обязательным условием включения различных факторов в процесс управления риском является их сопоставимость для всех альтернативных мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев).

 

Таблица 1

 

Основные группы факторов риска для здоровья населения

 

Основные группы факторов риска

Факторы риска, входящие в группу

Показатели, характеризующие риск

Социально-экономические факторы риска

- экономическое развитие территории;

- промышленное развитие территории;

- социальная напряженность;

- уровень социального благополучия;

- иные

- вклад (весовой коэффициент) влияния фактора на состояние здоровья;

- численность и группы населения, подверженные воздействию фактора риска;

- количество и перечень территорий муниципальных образований, подверженных воздействию фактора риска

Санитарно-гигиенические факторы риска

- эколого-гигиенические факторы;

- санитарно-гигиенические факторы риска условий труда;

- факторы, связанные с обучением и воспитанием;

- иные

- вклад (весовой коэффициент) влияния фактора на состояние здоровья;

- численность и группы населения, подверженные воздействию фактора риска;

- количество и перечень территорий муниципальных образований, подверженных воздействию фактора риска

Поведенческие факторы риска

- табакокурение;

- наркомания;

- алкоголизм;

- образ жизни;

- иные

- вклад (весовой коэффициент) влияния фактора на состояние здоровья;

- численность и группы населения, подверженные воздействию фактора риска;

- количество и перечень территорий муниципальных образований, подверженных воздействию фактора риска

 

Определение перечня мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев) по управлению риском

Методология управления риском предполагает разработку и выбор эффективной стратегии по регулированию неблагоприятного воздействия вредных факторов среды обитания на состояние здоровья населения. Перечень мероприятий определяется задачами, которые решаются в процессе управления риском для здоровья населения в конкретной ситуации.

Предусматриваются альтернативные мероприятия (комплекс мероприятий, сценарии) для решения задач управления риском для здоровья населения. Каждый из возможных сценариев включает набор методов и мероприятий (природоохранных, технологических, медико-профилактических и иных), осуществление которых будет способствовать поставленной цели управления риском, с указанием сроков (периода) их реализации. Состав методов и мероприятий определяется их результативностью и величиной имеющихся средств для реализации стратегии по регулированию риска для здоровья населения.

С точки зрения принятия управленческих решений каждый из возможных сценариев управления риском включает различные виды мероприятий:

1) регламентационно-контролирующие;

2) организационно-управленческие;

3) технико-технологические;

4) финансово-экономические;

5) медико-профилактические и реабилитационные;

6) информационно-образовательные.

Различные сценарии могут объединять как безынвестиционные мероприятия, так и инвестиционные, как долгосрочные, так и краткосрочные.

Примеры мероприятий по управлению риском приведены в табл. 2.

 

Таблица 2

 

Примеры групп мероприятий по управлению риском для здоровья населения в результате воздействия санитарно-гигиенических факторов

 

Группа мероприятий по управлению риском

Примеры мероприятий по управлению риском

Предотвращение риска, устранение причин (источника) риска

- законодательное запрещение деятельности, связанной с возникновением риска (закрытие предприятий, производств, запрещение производства и реализации опасных для здоровья и окружающей среды товаров, иное);

- замена технологий и оборудования, реконструкция и модернизация;

- экологическая и санитарно-эпидемиологическая экспертиза хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на среду обитания

Снижение риска

- установление предельно допустимого уровня воздействия загрязнения на среду обитания населения;

- государственный контроль (надзор) за соблюдением санитарно-эпидемиологического законодательства;

- обоснование и обустройство санитарно-защитных, водоохранных и иных зон;

- внедрение природоохранных технологий;

- установление и внедрение технологических регламентов производственной и иной деятельности;

- реабилитация здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях;

- внедрение систем управления охраной окружающей среды на основе стандартов ИСО 14000;

- санитарно-гигиеническое обучение и воспитание

Передача риска

- страхование жизни и здоровья населения (включая добровольное медицинское страхование), проживающего на экологически неблагополучных территориях;

- установление квот и "продажа квот на загрязнение" в рамках установленных предельно допустимых уровней воздействия

Компенсация последствий риска

- возмещение ущерба за вред, нанесенный жизни и здоровью населения в связи с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства;

- страхование гражданской ответственности за вред жизни и здоровью населения, связанный с выполнением работ, оказанием услуг, производством, транспортировкой, хранением и реализацией населению продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд;

- платежи за загрязнение окружающей среды

 

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» N 3/2019.

 

Другие статьи по теме
Категория: Методические материалы | Добавил: zdrav1 (25.02.2020)
Просмотров: 31
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика