Унификация и стандартизация государственной статистики - Медицинская статистика - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Медицинская статистика

Унификация и стандартизация государственной статистики
Основные стандартные понятия, термины и определения, используемые в статистической практике
Одним из результатов развития государственной статистики стало создание и использование языка статистической информации как средства глубокого проникновения в сущность статистики, максимально полного её раскрытия содержания и достижения достоверности статистических данных. Применение такого языка способствует взаимопониманию статистиков и пользователей информации, их международному общению.
Своеобразие статистической информации, статистики как области науки и статистической практики заключается в том, что в этой сфере используются не только чисто статистические понятия и термины, но и понятийный аппарат смежных отраслей знаний.
Язык статистической информации – это совокупность основных понятий, терминов и определений, представленных в официальных справочных изданиях и регулярно обновляемых по мере накопления новых знаний в статистике как науки и как практики.
Получение и распространение данных о явлениях и процессах общественной жизни предполагает использование широкого набора понятий, терминов и определений, которые можно классифицировать следующим образом:
во-первых, – это термины и понятия, которые предназначены для четкого и однозначного определения объектов статистического учета и наблюдения, их количественного описания, то есть отдельных сторон социально-экономического положения страны и, прежде всего, ее экономики;
во-вторых, – в статистической деятельности используется широкий круг экономических терминов и определений, которые в экономической науке и хозяйственной практике имеют как однозначное толкование, так и довольно широкое и разнозначное понимание и определение. Это требует проведения работы по созданию глоссариев чисто экономических терминов и определений, позволяющих однозначно понимать и рассчитывать основные экономические показатели;
в-третьих, – это термины и определения, на основе которых формируются методология статистического наблюдения, обработки и распространения статистической информации и методологические положения по статистике;
в-четвертых, – это термины и определения, связанные с функционированием информационных ресурсов и информатизацией. Это – та часть общепринятой терминологии информатики как отрасли, без которой невозможна организация статистической деятельности. Они отражают применение новейшей техники и технологии в сборе, обработке, анализе и распространении статистической информации;
в-пятых, – это термины и понятия математической статистики, связанные с применением экономико-математических инструментов в статистической практике.
Все это свидетельствует о том, что в статистической практике получил распространение довольно обширный понятийный аппарат, приобретающий в значительной мере междисциплинарный характер.
С переходом к рыночной экономике наблюдались изменения в содержании объекта статистической деятельности, что отразилось на его отраслевой структуре. Формирование отраслей статистики происходило как под воздействием трансформации плановой экономики в рыночную, так и в процессе ее гармонизации с международной статистической практикой.
После того, как социально-экономическая статистика приобрела статус государственной, сформировались экономическая статистика и социальная статистика. Экономическая статистика включает в себя в качестве составных частей статистику промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства, а также статистику труда, цен и финансов, уровня жизни, внешнеэкономической деятельности, демографическую статистику, статистику национального счетоводства, статистику предприятий и т.п. Социальная статистика охватывает такие сферы, как образование, здравоохранение, туризм, правонарушения и т.п.
Понятно, что в каждой отрасли статистики при определении объекта статистического наблюдения используется свой особый понятийный аппарат, в значительной степени гармонизированный с международной практикой.
Наряду с расширением рамок статистического понятийного аппарата происходил процесс его стандартизации и унификации.
Основные статистические понятия, термины и определения наиболее полно представлены в официально издаваемых статистических словарях. В них содержатся основные понятия, относящиеся не только к самой социально-экономической статистике, но и к различным областям экономики, информатики и математики.
Особенность статистических словарей состоит в том, что они включают расположенные в алфавитном порядке понятия и термины, имеющие общепринятое толкование и не нуждающиеся в уточнении и раскрытии их содержания. Кроме того, официальные статистические издания и публикации сопровождаются специальными разделами, содержащими пояснения к отдельным терминам.

Система статистических стандартов, применяемых в государственной статистике
Государственная статистика как совокупность многогранных видов информационной деятельности регламентирована статистическими стандартами на процессы сбора, обработки и представления статистических данных.
Статистические стандарты – это научно-обоснованные статистические показатели и методы их исчисления, отчетно-статистическая документация, порядок сбора и обработки статистических показателей.
Статистические стандарты образуют единую нормативную базу статистики, устанавливая общие стандартные требования к методологии и организации каждого вида статистической деятельности, включая выполнение проектно-технологических и опытно-конструкторских работ. Именно стандартизация обеспечивает согласованность и гармонизацию данных на всех стадиях функционирования государственной статистической системы.
Статистические стандарты относятся к категории ведомственных или отраслевых стандартов, разработку и внедрение которых осуществляет Госкомстат России в лице своих основных функциональных подразделений. Совершенствование этих стандартов направлено на обеспечение прогрессивности и соответствия новейшим достижениям науки и техники, а, следовательно, и современным стандартам Российской Федерации, с одной стороны, и на гармонизацию с международными требованиями – с другой. Создание и внедрение статистических стандартов призвано способствовать повышению качества и достоверности статистической информации, а также снижению связанных со статистической деятельностью расходов.
В ходе реформирования государственной статистики важное место отводится ее приведению в соответствие с международными статистическими стандартами.
Все технологические этапы сбора, обработки социально-экономической информации и обмен данными между различными подсистемами государственной статистики базируются на применении различных комплексов статистических стандартов.
Самостоятельным и основополагающим комплексом статистических стандартов является система общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, призванная удовлетворять международным требованиям гармонизации с классификаторами и стандартами ООН и ЕС. Совокупность общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации приравнена федеральным законодательством к государственным стандартам.
Следующую группу статистических стандартов составляют стандарты, формирующие требования к конкретным сторонам статистической деятельности и основным этапам формирования единого информационного ресурса.
Самостоятельное направление стандартизации связано с обеспечением унификации методологических подходов к формированию состава показателей форм федерального государственного статистического наблюдения, что является одним из приоритетных направлений деятельности Госкомстата России. Унификация направлена на оптимизацию потоков всей статистической информации, разрабатываемой как Госкомстатом России, так и министерствами и ведомствами в соответствии с предметом их ведения. Посредством унификации удается исключить дублирование показателей, снизить нагрузки на отчитывающиеся субъекты и бюджет, обеспечить формирование на федеральном уровне единого информационного статистического ресурса.
В унифицированную систему отчетно-статистической документации включаются формы, утверждаемые Госкомстатом России и регистрируемые в Общероссийском классификаторе управленческой документации (ОКУД), ведение которого обеспечивается Госстандартом России. В ОКУД определен перечень форм документов, на основе которых осуществляется государственное статистическое наблюдение и которые представляются в органы государственной статистики. Это – формы для получения первичной и единовременной статистической информации. По каждой из форм в ОКУД указываются: идентификационный код, индекс и периодичность представления.
При организации распространения данных в Госкомстате России применяется специальный стандарт по распространению данных, созданный Международным валютным фондом и представляющий собой руководство по публикации экономических и финансовых данных. Соблюдение этого стандарта на представление указанной информации является обязательным для Госкомстата России, Центрального банка и Министерства финансов России. В его основе лежит комплексный подход к распространению экономических и финансовых данных, включающий четыре основных параметра:
- охват, периодичность, своевременность;
- доступность данных для общественности;
- достоверность;
- качество.
Отраслевой стандарт подготовки и выпуска официальных статистических изданий Госкомстата России регламентирует их подготовку и выпуск, в том числе определяет основные этапы подготовки сводных и отраслевых изданий, исполнителей по этапам и взаимодействие исполнителей.
Приравненными к отраслевым стандартам являются такие материалы, как «Требования к оформлению информационно-аналитических материалов Госкомстата России», которыми необходимо руководствоваться при подготовке материалов. В них содержатся требования к оформлению оперативного и полного докладов о социально-экономическом положении России, статистических бюллетеней, тематических статистических бюллетеней и срочной информации.

Система стандартных экономико-статистических классификаций
В системе учета и оценки социально-экономических явлений и организации информации важная роль отводится такому инструменту обработки и обобщения статистических данных, как классификация. Классификация в статистике – это систематизированное распределение изучаемых социально-экономических явлений на однородные группы на основе тех или иных критериев. Посредством классификаций достигается упорядочение информации, ее группирование, а также хранение и эффективный поиск пользователями.
Одним из приоритетных направлений развития статистики стало формирование современной системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и ее внедрение в статистическую практику.
Государственный комитет Российской Федерации по статистике, согласно Положению о нем, обеспечивает присвоение соответствующих кодов общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации. Так, Госкомстат России обеспечивает присвоение идентификационных кодов общероссийских классификаторов юридическим лицам, их представительствам и филиалам, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при их учете в Едином государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО), организует разработку и ведение закрепленных за ним общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, обеспечивает совместно с Госстандартом России и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями, ответственными за разработку общероссийских классификаторов, их автоматизированное ведение и предоставление в установленном порядке пользователям информации об этих классификаторах, вносит в них изменения, записанные на машинных носителях, в том числе с использованием средств телекоммуникаций на базе информационно-вычислительной сети Госкомстата России.
В соответствии с Государственной программой перехода нашей страны на принятую в международной практике систему учета и статистики проведена разработка основ Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации в Российской Федерации (ЕСКК). Цель создания ЕСКК – применение стандартных классификаций в качестве организационной и методологической базы в статистической деятельности и, в первую очередь, при решении задач межрегионального, межотраслевого и отраслевого обмена данными и при формировании единого информационного пространства.
Функционирование и развитие ЕСКК осуществляется на следующих принципах:
- учет социально-экономических изменений в стране;
- открытость и общедоступность ЕСКК для пользователей в той части, которая не содержит сведений, составляющих государственную тайну;
- автоматизация процесса обработки технико-экономической и социальной информации;
- обеспечение методического и организационного единства;
- комплексность и максимальная полнота охвата технико-экономической и социальной информации, используемой при межотраслевом обмене;
- постоянная актуализация технико-экономической и социальной информации;
- обязательность применения ЕСКК при формировании государственных информационных систем и ресурсов и взаимодействии с ними в едином информационном пространстве Российской Федерации;
- гармонизация с международными и региональными классификациями и стандартами.
Основными составными элементами ЕСКК являются общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, система и порядок их ведения, комплекс нормативных документов, устанавливающих единые методологические и организационные принципы проведения работ по классификации и кодированию информации.
В состав ЕСКК входят также отраслевые (ведомственные) классификаторы, которые предназначены для включения в них информации, содержащейся в унифицированных отраслевых (ведомственных) формах документов при ее отсутствии в общероссийских классификаторах, где допускается перекодирование и дополнение объектов классификации и /или признаков классификации.
Основными задачами развития ЕСКК являются:
- создание условий для формирования единого информационного пространства на территории Российской Федерации;
- систематизация информации по единым классификационным правилам и их использование при ведении учета и отчетности, прогнозировании социально-экономического развития страны;
- информационное обеспечение налогообложения, лицензирования, квотирования, операций с недвижимостью, социального страхования, финансового посредничества;
- содействие специализации и кооперированию в области производства продукции и услуг;
- упорядочение стандартизации и сертификации выпускаемой продукции и оказываемых услуг;
- создание условий для унификации документации при осуществлении межотраслевого документооборота;
- обеспечение совместимости информационных систем и ресурсов;
- обеспечение межотраслевого обмена информационными ресурсами;
- гармонизация ЕСКК с международными и региональными классификациями и стандартами.
В настоящее время осуществляется автоматизированное ведение общероссийских классификаторов, используемых в статистической практике, на базе информационно-вычислительной сети Госкомстата России в рамках автоматизированного банка классификаторов (АБК). Это позволяет хозяйствующим субъектам получать необходимую и актуальную информацию по ним и данные о происходящих в них изменениях. Поддержание общероссийских классификаторов в достоверном состоянии связано с большим комплексом работ, включающим утверждение вносимых в них изменений, их официальное издание.
По своему содержанию классификатор – это систематизированный свод стандартных кодов и наименований классификационных группировок и/или объектов информации. По своему статусу – это нормативные документы, разработанные по определенным правилам и в установленном порядке. Поэтому общероссийские классификаторы приравниваются к определенной категории стандартов и являются обязательными для применения в соответствующих сферах.
Проводимые при разработке общероссийских классификаторов классификация и кодирование технико-экономической и социальной информации заключаются в отнесении соответствующего объекта к определенной классификационной группировке и присвоении ему кода данной группировки. Классификация объектов информации, которыми являются объекты территориального деления, вид продукции и услуг и т.д., проводится в соответствии с присущими им характеристиками и свойствами.
В статистической практике применение классификаторов позволяет собирать, группировать и обобщать информацию в строго заданных разрезах, определяемых границами содержательного наполнения группировки, чем достигается унификация и стандартизация информационного обеспечения процессов экономической деятельности.
В экономике страны общероссийским классификаторам отводится важная роль, что находит подтверждение в факте их обязательного применения при разработке правовых актов исполнительными органами на федеральном и региональном уровнях.
В 2002 г. принят Федеральный закон от 27.12.2000 N 184-Ф3 «О техническом регулировании», позволивший расширить нормативно-законодательную базу статистической информационной системы. В Федеральном законе одной из целей стандартизации определена информационная совместимость и сопоставимость экономико-статистических данных.
Для достижения этой цели в Законе установлена норма обязательного применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов в межведомственном обмене информацией. Эта норма обеспечивает организационно-методическое единство, интеграцию и сопряжение государственных целевых регистров и реестров, формируемых на федеральном и региональном уровнях, на основе однозначной идентификации важнейших характеристик хозяйствующих субъектов кодами общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.
В соответствии с указанным Законом общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации являются нормативными документами, распределяющими технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и т.д.).
Выход в свет Федерального закона «О техническом регулировании» укрепляет правовые основы проведения государственного статистического наблюдения на основе применения национальных стандартных статистических классификаций, гармонизированных с международными статистическими классификациями и обеспечивающих адекватное описание российской экономики в условиях развития рыночных отношений.

Система метаинформации и каталог статистических показателей
Существенная трансформация государственной статистической информации, которой она подверглась за последнее десятилетие, обусловлена в значительной мере переходом экономики России на рыночные отношения и применением международных стандартов.
За последнее десятилетие проделана большая работа по изменению состава показателей. Получили существенное развитие отдельные разделы статистики. Прежде всего, это относится к статистике финансов и образования, системе национального счетоводства, полный переход на которую еще ожидает своего завершения. Введены отдельные группы показателей по проблемам национальной безопасности, ранее отсутствовавшие в государственной статистике. Заново сформирована информация по товарным рынкам, малому предпринимательству, информационному обществу, образованию и пр.
Практическая работа по организации государственной статистики в части состава показателей привела к необходимости осмысления изменений, придания этой работе большей системности. В 90-х годах в Госкомстате России был проведен ряд работ, направленных на разработку Концепции единой методологии экономического анализа (утверждена в 1996 г.), Системы статистических показателей для анализа экономики России и ее отраслей (проект Системы был одобрен Научно-методологическим советом Госкомстата России в 1997 г.), сформирован на новой методологической основе электронный Каталог статистических показателей (КСП). Это продиктовано объективной необходимостью систематизации информационного ресурса, которым располагает Госкомстат России.
Работа по совершенствованию Каталога статистических показателей является важной составной частью программы реформирования государственной статистики. КСП – это информационно-справочная система метаинформации, представляющая собой систематизированный перечень показателей, используемых в статистической практике, сформированный на новой методологической основе с учетом унификации и межотраслевого подхода к его построению:
первичных показателей форм федерального государственного статистического наблюдения, утверждаемых Госкомстатом России (включая показатели нецентрализованной в органах государственной статистики отчетности);
расчетных показателей, получаемых в комплексах электронной обработки данных, ЦБСД, отраслевых базах данных, аналитических расчетах и выходных статистических материалах и публикациях.
КСП, постоянно актуализируемый, содержит около 6 тысяч оснований показателей (абсолютных и относительных, натуральных и стоимостных, первичных и расчетных), характеризующих различные стороны состояния и поведения хозяйствующих субъектов, направления развития экономики на макро- и микроуровне. Кроме того, на основе более 500 справочников формируется призначная часть показателя. В КСП содержится информация о временной характеристике, разрезах разработки, источниках формирования каждого показателя. Показатели систематизированы в рубрики (подрубрики).
Построение КСП предполагает разработку единой методологии определения основания показателя и его признаков, критериев отнесения к основанию показателя или его признаку, разработку методологических основ систематизации (группировки) показателей.
Все статистические показатели, используемые органами государственной статистики, подлежат обязательной регистрации в КСП. При регистрации показатель получает уникальный совокупный код, однозначно его идентифицирующий, являющийся неотъемлемой частью каждого показателя и изменению не подлежит. Коды показателей формируются автоматически. Применение в статистической практике показателя, не зарегистрированного в КСП, недопустимо.
Важнейшим направлением дальнейшего совершенствования КСП является унификация на межотраслевой основе статистических показателей, которая означает приведение их к единообразию, когда однотипные по содержанию показатели не рассредоточиваются по блокам, отраслям, видам деятельности, а концентрируются в одном блоке, группе.
Постановлением Госкомстата России от 30.11.2000 N 118 утверждены «Методологические положения по формированию и ведению Каталога статистических показателей (КСП)». Методологические положения основаны на мировоззренческом подходе к анализу экономики как объекту статистического изучения. Суть этого подхода заключается в том, что цели развития экономики – это важнейшая компонента концепции целостного представления об экономике, которые определяются потребностями решения социально-экономических проблем. На практике система целей является выражением системы национальных интересов развития страны, и прежде всего, стратегические интересы – от государственного протекционизма отечественным товаропроизводителям, демографической политики до национальной безопасности.
В свою очередь, формирование целей развития тесно связано с определением и поиском в системе государственных органов необходимых ресурсов для их реализации. Все виды ресурсов правомерно выступают как факторы развития экономики. Использованием наличных ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, природных и др.) определяется получение тех или иных результатов социально-экономического развития страны во всех ее аспектах.
Таким образом, экономика представляется в виде укрупненной логической модели: «Цели развития – средства (факторы) развития – результаты развития экономики», в которой достаточно ярко отражается целостный взгляд на экономику и взаимосвязи отдельных ее составляющих. В данной модели цели развития выступают системообразующим фактором, увязывающим все части экономики в единое целое. Одновременно они являются методологической основой системного формирования статистической информации об экономике.
Рубрикатор КСП носит строго межотраслевой характер. В рубрикаторе представлены три блока статистических показателей. Первый блок объединяет показатели, отражающие цели развития экономики и степень их реализации на практике. Во втором блоке группируются показатели, характеризующие все ресурсы (факторы) развития экономики, которыми обладает страна. Третий блок объединяет всю совокупность показателей, отражающих результаты развития экономики страны.
Следует при этом подчеркнуть, что состав и характер статистических показателей – результатов социально-экономического развития страны – структурирован в соответствии с составом и характером целей развития экономики (экономических, социальных, демографических, экологических, правопорядка, национальной безопасности во всей широте последней: экономической, продовольственной, энергетической, экологической, интеллектуальной, нравственной, информационной, военной и др.).

Литература:
1. Организация государственной статистики в Российской Федерации / Госкомстат России. – М., 2004. – 429 с.

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» N 10/2019.



  Другие статьи по теме
Категория: Медицинская статистика | Добавил: zdrav1 (21.06.2020)
Просмотров: 876
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика