Совершенствование отраслевой системы анализа и мониторинга на основе реализации ведомственной целевой программы - Медицинская статистика - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Медицинская статистика

Совершенствование отраслевой системы анализа и мониторинга на основе реализации ведомственной целевой программы
Эффективность медицинского обслуживания населения во многом определяется эффективностью управления здравоохранением. В свою очередь эффективность управления зависит от качества анализа данных и мониторинга системы здравоохранения. В связи с этим приказом Минздрава России от 21.03.2019 N 144 утверждена ведомственная целевая программа «Анализ и мониторинг системы здравоохранения», рассчитанная на 2019 – 2024 годы.
Основными целями указанной ведомственной целевой программы являются:
1) обеспечение мониторинга достижения медико-статистических показателей в сфере здравоохранения на уровне 100% для принятия и контроля исполнения управленческих решений по реализации приоритетных и стратегических направлений в сфере здравоохранения;
2) организационное и методическое обеспечение контроля качества медицинской помощи в полном объеме.
Для достижения цели N 1 предполагается решение следующих задач:
1) наполнение и развитие баз данных и метаданных, содержащих медико-статистические и финансово-учетные показатели, включая потребность в медицинских кадрах и их дефицит, данные фотохронометражных исследований рабочего времени и результаты контрольных мероприятий;
2) совершенствование методов сбора и обработки данных форм федерального и отраслевого статистического наблюдения;
3) разработка научно обоснованной системы медико-статистических показателей деятельности системы здравоохранения, как в целом, так и по отдельным видам медицинской помощи, на основе формализованных запросов, с формированием автосправок и таблиц;
4) совершенствование форм федерального и отраслевого статистического наблюдения;
5) сбор, обработка и анализ информации по вопросу профилактики неинфекционных заболеваний, а также мониторинг и оценка нормативно-правового регулирования в сфере укрепления общественного здоровья.
Для достижения цели N 2 по контролю качества медицинской помощи задача сформулирована следующим образом – «Организационное и методическое обеспечение разработки и актуализации стандартов медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, организации клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, разработки и актуализации способов оплаты медицинской помощи, анализа показателей ресурсного обеспечения и оказания медицинской помощи в целях формирования и экономического обоснования программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».
По замыслу разработчиков, Программа станет одним из инструментов эффективной реализации государственной политики в сфере охраны здоровья. Программа разработана для совершенствования процессов сбора и обработки данных статистического наблюдения и оценки медико-статистических показателей, в том числе для целей мониторинга и оценки эффективности региональных программ развития кадрового потенциала в здравоохранении, а также учета, аналитической обработки и консолидации отчетных документов по результатам контрольных мероприятий.
Планируется, что выполнение Программы:
1) обеспечит переход на качественно новый уровень функционирования системы сбора и обработки данных форм федерального и отраслевого статистического наблюдения;
2) будет способствовать повышению качества и достоверности информации, необходимой для принятия управленческих решений и информирования руководителей органов государственной власти в сфере охраны здоровья различного уровня в области организации оказания медицинской помощи, а также совершенствованию статистического инструментария;
3) позволит реализовать мониторинг, оценку и совершенствование нормативно-правового регулирования и иных мер в сфере укрепления общественного здоровья, профилактики факторов риска.
На реализацию программы из средств федерального бюджета за шесть лет (2019 – 2024 годы) планируется израсходовать более 1,77 млрд. рублей. Как видно, цифра далеко не маленькая, поэтому интересно знать, что мы получим взамен потраченных денег.

В результате реализации ведомственной целевой программы будет:
- обеспечено ведение базы данных статистических показателей в сфере здравоохранения, в том числе в разрезе федеральных государственных учреждений (МЕДСТАТ и МЕДСТАТ-ФГУ);
- усовершенствован процесс сбора и обработки статистической информации, сокращено время обработки статистических отчетов и запросов, получения статистических показателей;
- обеспечено ведение базы метаданных, содержащей алгоритмы идентификации и расшифровки единиц значений форм статистического наблюдения в сфере здравоохранения, а также показателей здоровья населения и деятельности системы здравоохранения, как в целом, так и по отдельным видам медицинской помощи, на основе формализованных запросов, с формированием автосправок и таблиц (АСИР и АСИР-WEB);
- расширен перечень медико-статистических показателей, в том числе абсолютных значений, содержащихся в автоматизированных системах поддержки принятия управленческих решений АСИР и АСИР-WEB;
- расширен объем справочных аналитических материалов, формируемых на основании данных форм государственной статистики, в разрезе РФ, субъектов РФ и федеральных округов;
- осуществлено рецензирование форм федерального и отраслевого статистического наблюдения, учетной документации в части их актуализации и доработки в соответствии с изменениями законодательства РФ;
- обеспечено ведение базы метаданных, содержащей алгоритмы расчета потребности во врачебных кадрах, среднем медицинском персонале и дефицита медицинских кадров, для оценки потребности субъектов РФ в специалистах с высшим и средним медицинским образованием;
- обеспечено ведение с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» базы метаданных для проведения мониторинга и оценки эффективности региональных проектов по обеспечению медицинских организаций квалифицированными кадрами, разработанных и принятых органами исполнительной власти субъектов РФ в целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»;
- определена потребность в специалистах с немедицинским образованием для кадрового обеспечения системы здравоохранения;
- обеспечено ведение базы данных для сбора, хранения и статистической обработки данных, полученных при фотохронометражном исследовании рабочего времени медицинских работников медицинских организаций разного типа, а также по видам медицинской помощи в сфере здравоохранения;
- разработаны нормативные правовые акты, утверждающие типовые отраслевые нормы времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-специалиста, оказывающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях;
- обеспечено ведение базы данных о проводимых Минздравом России проверках в подведомственных ему организациях, включающей учет, аналитическую обработку и консолидацию отчетных документов по результатам контрольных мероприятий, мероприятий по устранению выявляемых нарушений, мониторинга устранения выявленных нарушений;
- обеспечено ведение базы данных о проводимых органами государственного финансового контроля проверках в подведомственных Минздраву России организациях, включающей учет, аналитическую обработку и консолидацию отчетных документов по результатам контрольных мероприятий, мероприятий по устранению выявляемых нарушений, мониторинга устранения выявленных нарушений;
- обеспечено ведение базы данных о заключенных контрактах и отчетах об исполнении контрактов и (или) о результатах отдельных этапов исполнения контрактов в подведомственных Минздраву России организациях;
- обеспечено ведение базы данных об особенностях учетной политики подведомственных Минздраву России организаций с учетом их основного вида деятельности;
- проведен анализ эффективности правового регулирования в области общественного здоровья, обоснование предложений по совершенствованию указанного регулирования на основании международного опыта;
- проведен анализ эффективности региональных, муниципальных и корпоративных мер в области общественного здоровья, оценка хода их реализации, а также подготовка предложений по их совершенствованию;
- проведена оценка информированности граждан по вопросам здравоохранения, проведены социологические и психологические исследования;
- проведена оценка распространенности факторов риска развития неинфекционных заболеваний, ассоциированных с ними заболеваемости и смертности, иных социально-экономических последствий, а также обоснование мер, направленных на их снижение;
- разработаны и изданы информационные и аналитические материалы в области общественного здоровья;
- проведен сбор, обработка и анализ информации на основании обращений граждан по темам здорового образа жизни, включая потребление табака, поступивших на федеральную телефонную справочную службу;
- разработаны и актуализированы стандарты медицинской помощи на основе клинических рекомендаций по перечню заболеваний и состояний, являющихся основными причинами смертности и составляющими основную долю в структуре госпитализаций населения РФ, в том числе актуализированы справочники медицинских услуг, лекарственных средств, медицинских изделий, видов лечебного питания;
- обеспечено экспертно-аналитическое сопровождение организации клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации (далее – клиническая апробация) в части проведения оценки надлежащего оформления протокола клинической апробации, индивидуальной регистрационной карты наблюдения пациента в рамках клинической апробации (далее – индивидуальная регистрационная карта) в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы организации клинической апробации, а также полноты и достоверности включенных в них сведений и экспертизы надлежащего оформления отчета о результатах оценки клинико-экономической эффективности прошедшего клиническую апробацию метода;
- обеспечена разработка и актуализация способов оплаты медицинской помощи, проведен анализ показателей ресурсного обеспечения и оказания медицинской помощи в целях формирования и экономического обоснования программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

ПЕРЕЧЕНЬ И ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Достижение целей и решение задач Программы осуществляется путем выполнения следующих взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Программы.

Мероприятие 1. Ведение базы данных статистических показателей в сфере здравоохранения, в том числе в разрезе федеральных государственных учреждений (далее – ФГУ).
В рамках мероприятия 1 реализуются следующие направления:
- ведение базы данных значений форм федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения, утвержденных приказами Росстата, и отраслевого статистического наблюдения, утвержденных приказами Минздрава России, получаемых от органов исполнительной власти субъектов РФ (далее – база данных статистического наблюдения), с использованием программных средств, в том числе в разрезе ФГУ (МЕДСТАТ и МЕДСТАТ-ФГУ);
- агрегация значений базы данных статистического наблюдения, получаемых от органов исполнительной власти субъектов РФ, в целях формирования сводной информации по РФ;
- проведение контроля достоверности и качества предоставляемой информации при включении показателей в базу данных статистического наблюдения, включая идентификацию и расшифровку единиц значений форм федерального и отраслевого статистического наблюдения.
Реализация Мероприятия 1 направлена на достижение задач 1 и 2 цели 1.

Мероприятие 2. Ведение базы метаданных, содержащей алгоритмы идентификации и расшифровки единиц значений форм статистического наблюдения в сфере здравоохранения, а также показателей здоровья населения и деятельности медицинских организаций системы здравоохранения, как в целом, так и по отдельным видам медицинской помощи, на основе формализованных запросов, с формированием автосправок и таблиц.
В рамках мероприятия реализуются следующие направления:
- аналитическая обработка статистической информации, содержащейся в базе данных статистического наблюдения, ее обобщение в виде отчетов о состоянии системы здравоохранения РФ;
- ведение базы метаданных, содержащей алгоритмы идентификации и расшифровки единиц значений форм статистического наблюдения в сфере здравоохранения для автоматизированной системы поддержки принятия управленческих решений (АСИР), а также расширение перечня медико-статистических показателей и абсолютных значений, в том числе по отдельным видам медицинской помощи;
- ведение с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» базы метаданных (АСИР-WEB), включающей значения регулярных публикаций Федеральной службы государственной статистики в части данных о естественном движении населения в разрезе субъектов РФ с автоматизированным формированием справочных материалов;
- расширение объема справочных материалов на основании данных форм федерального и отраслевого статистического наблюдения в разрезе РФ, субъектов РФ и федеральных округов (с возможностью выбора ряда лет и графического представления информации).
Реализация Мероприятия 2 направлена на достижение задачи 3 цели 1.

Мероприятие 3. Разработка научно обоснованных предложений по актуализации и совершенствованию статистического инструментария в соответствии с изменениями законодательства РФ.
В рамках мероприятия реализуются следующие направления:
- подготовка инструктивных указаний по заполнению форм первичной медицинской документации и отчетных форм федерального и отраслевого статистического наблюдения;
- организация семинаров для специалистов различного профиля по вопросам ведения учетной и отчетной медицинской документации, а также разработка соответствующих методических материалов;
- рецензирование форм федерального и отраслевого статистического наблюдения, учетной документации в части их актуализации и доработки;
- формирование научно обоснованных предложений по внесению изменений в существующие отчетные формы федерального и отраслевого статистического наблюдения.
Реализация Мероприятия 3 направлена на достижение задачи 4 цели 1.

Мероприятие 4. Ведение базы метаданных, содержащей алгоритмы расчета потребности во врачебных кадрах, среднем медицинском персонале и дефицита медицинских кадров, для оценки потребности субъектов РФ в специалистах с высшим и средним медицинским образованием.
В рамках мероприятия реализуются следующие направления:
- ведение базы метаданных;
- техническая поддержка пользователей в органах государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья;
- ежегодная корректировка методики расчета потребности во врачебных кадрах, среднем медицинском персонале и дефицита медицинских кадров, для оценки потребности субъектов РФ в специалистах с высшим и средним медицинским образованием;
- обновление базы метаданных в соответствии с данными федерального статистического наблюдения и программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
- аналитическое сопровождение и обработка информации, содержащейся в базе метаданных;
- обеспечение сопоставительного анализа базы метаданных с данными предыдущего года;
- методическое и методологическое сопровождение базы метаданных;
- обоснование предложений по доработке программного обеспечения и алгоритмов расчета.
Реализация Мероприятия 4 направлена на достижение задачи 1 цели 1.

Мероприятие 5. Ведение с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» базы метаданных для проведения мониторинга и оценки эффективности региональных проектов по обеспечению медицинских организаций квалифицированными кадрами, разработанных и принятых органами исполнительной власти субъектов РФ в целях реализации Указа N 204 (далее – база мониторинга, мониторинг).
В рамках мероприятия 5 реализуются следующие направления:
- ведение базы мониторинга;
- техническая поддержка пользователей базы мониторинга;
- автоматизация форматно-логического контроля;
- модернизация базы мониторинга для оптимизации обработки данных мониторинга и запросов;
- аналитическое сопровождение и обработка информации;
- обеспечение информационного взаимодействия в базе мониторинга;
- методическое и методологическое сопровождение мониторинга;
- обоснование предложений по доработке мер государственной политики по приоритетным и стратегическим направлениям в сфере здравоохранения в рамках развития кадровых ресурсов;
- определение потребности в специалистах с немедицинским образованием для кадрового обеспечения системы здравоохранения;
- формирование методологических подходов к осуществлению мониторинга эффективности региональных проектов по обеспечению медицинских организаций квалифицированными кадрами;
- внесение изменений в существующие формы мониторинга.
Реализация Мероприятия 5 направлена на достижение задачи 1 цели 1.

Мероприятие 6. Ведение базы данных для сбора, хранения и статистической обработки данных, полученных при фотохронометражном исследовании рабочего времени медицинских работников медицинских организаций разного типа, а также по видам медицинской помощи для расчета норм труда в сфере здравоохранения.
В рамках мероприятия реализуются следующие направления:
- ведение базы данных для сбора, хранения и статистической обработки данных, полученных при фотохронометражном исследовании рабочего времени медицинских работников медицинских организаций разного типа;
- разработка справочников видов деятельности;
- проведение фотохронометражного наблюдения;
- экспертиза полученных данных;
- расчет норм труда в сфере здравоохранения;
- подготовка проектов нормативных правовых актов, утверждающие типовые отраслевые нормы времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-специалиста, оказывающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
Реализация Мероприятия 6 направлена на достижение задачи 1 цели 1.

Мероприятие 7. Обеспечение учета, аналитической обработки и консолидации отчетных документов по результатам контрольных мероприятий, проводимых Минздравом России в подведомственных организациях.
В рамках мероприятия 7 реализуются следующие направления:
- ведение базы данных о проводимых Минздравом России проверках в подведомственных Минздраву России организациях, включающей учет, аналитическую обработку и консолидацию отчетных документов по результатам контрольных мероприятий, мероприятий по устранению выявляемых нарушений, мониторинга устранения выявленных нарушений;
- ведение базы данных о проводимых органами государственного финансового контроля проверках в подведомственных Минздраву России организациях, включающей учет, аналитическую обработку и консолидацию отчетных документов по результатам контрольных мероприятий, мероприятий по устранению выявляемых нарушений, мониторинга устранения выявленных нарушений;
- ведение базы данных о заключенных контрактах в подведомственных Минздраву России организациях и отчетах об исполнении контрактов и (или) о результатах отдельных этапов исполнения контрактов;
- ведение базы данных об особенностях учетной политики подведомственных Минздраву России организаций с учетом их основного вида деятельности.
Реализация Мероприятия 7 направлена на достижение задачи 1 цели 1.

Мероприятие 8. Сбор, обработка и анализ информации по вопросу профилактики неинфекционных заболеваний, включая анализ эффективности мер в области общественного здоровья и разработку научно обоснованных предложений по их совершенствованию.
В рамках мероприятия 8 реализуются следующие направления:
- анализ эффективности правового регулирования в области общественного здоровья, обоснование предложений по совершенствованию указанного регулирования на основании международного опыта;
- анализ эффективности региональных, муниципальных и корпоративных мер в области общественного здоровья, оценка хода их реализации, а также подготовка предложений по их совершенствованию;
- оценка информированности граждан по вопросам здравоохранения, проведение социологических и психологических исследований;
- оценка распространенности факторов риска развития неинфекционных заболеваний, ассоциированных с ними заболеваемости и смертности, иных социально-экономических последствий, а также обоснование мер, направленных на их снижение;
- разработка и издание информационных и аналитических материалов в области общественного здоровья;
- сбор, обработка и анализ информации на основании обращений граждан по темам здорового образа жизни, включая потребление табака, поступивших на федеральную телефонную справочную службу.
Реализация Мероприятия 8 направлена на достижение задачи 5 цели 1.

Мероприятие 9. Организационное и методическое обеспечение разработки и актуализации стандартов медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, организации клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, разработки и актуализации способов оплаты медицинской помощи, анализа показателей ресурсного обеспечения и оказания медицинской помощи в целях формирования и экономического обоснования программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В рамках мероприятия 9 реализуются следующие направления:
- разработка и актуализация стандартов медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, размещение проектов стандартов медицинской помощи в информационной системе для проведения их оценки, проведение медико-экономической оценки стандартов медицинской помощи и экспертизы стандартов медицинской помощи, актуализация справочников медицинских услуг, лекарственных препаратов, медицинских изделий, видов лечебного питания и компонентов крови;
- экспертно-аналитическое сопровождение организации клинической апробации в части проведения оценки надлежащего оформления протокола клинической апробации, индивидуальной регистрационной карты в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы организации клинической апробации, а также полноты и достоверности включенных в них сведений и экспертизы надлежащего оформления отчета о результатах оценки клинико-экономической эффективности прошедшего клиническую апробацию метода;
- разработка и актуализация способов оплаты медицинской помощи, анализ показателей ресурсного обеспечения и оказания медицинской помощи в целях формирования и экономического обоснования программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» N 7/2019.

  Другие статьи по теме
Категория: Медицинская статистика | Добавил: zdrav1 (21.06.2020)
Просмотров: 8
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика