Главная » Статьи » Медицинская статистика |
Совершенствование отраслевой системы анализа и мониторинга на основе реализации ведомственной целевой программы
Эффективность медицинского обслуживания населения во многом определяется эффективностью управления здравоохранением. В свою очередь эффективность управления зависит от качества анализа данных и мониторинга системы здравоохранения. В связи с этим приказом Минздрава России от 21.03.2019 N 144 утверждена ведомственная целевая программа «Анализ и мониторинг системы здравоохранения», рассчитанная на 2019 – 2024 годы. Основными целями указанной ведомственной целевой программы являются: 1) обеспечение мониторинга достижения медико-статистических показателей в сфере здравоохранения на уровне 100% для принятия и контроля исполнения управленческих решений по реализации приоритетных и стратегических направлений в сфере здравоохранения; 2) организационное и методическое обеспечение контроля качества медицинской помощи в полном объеме. Для достижения цели N 1 предполагается решение следующих задач: 1) наполнение и развитие баз данных и метаданных, содержащих медико-статистические и финансово-учетные показатели, включая потребность в медицинских кадрах и их дефицит, данные фотохронометражных исследований рабочего времени и результаты контрольных мероприятий; 2) совершенствование методов сбора и обработки данных форм федерального и отраслевого статистического наблюдения; 3) разработка научно обоснованной системы медико-статистических показателей деятельности системы здравоохранения, как в целом, так и по отдельным видам медицинской помощи, на основе формализованных запросов, с формированием автосправок и таблиц; 4) совершенствование форм федерального и отраслевого статистического наблюдения; 5) сбор, обработка и анализ информации по вопросу профилактики неинфекционных заболеваний, а также мониторинг и оценка нормативно-правового регулирования в сфере укрепления общественного здоровья. Для достижения цели N 2 по контролю качества медицинской помощи задача сформулирована следующим образом – «Организационное и методическое обеспечение разработки и актуализации стандартов медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, организации клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, разработки и актуализации способов оплаты медицинской помощи, анализа показателей ресурсного обеспечения и оказания медицинской помощи в целях формирования и экономического обоснования программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи». По замыслу разработчиков, Программа станет одним из инструментов эффективной реализации государственной политики в сфере охраны здоровья. Программа разработана для совершенствования процессов сбора и обработки данных статистического наблюдения и оценки медико-статистических показателей, в том числе для целей мониторинга и оценки эффективности региональных программ развития кадрового потенциала в здравоохранении, а также учета, аналитической обработки и консолидации отчетных документов по результатам контрольных мероприятий. Планируется, что выполнение Программы: 1) обеспечит переход на качественно новый уровень функционирования системы сбора и обработки данных форм федерального и отраслевого статистического наблюдения; 2) будет способствовать повышению качества и достоверности информации, необходимой для принятия управленческих решений и информирования руководителей органов государственной власти в сфере охраны здоровья различного уровня в области организации оказания медицинской помощи, а также совершенствованию статистического инструментария; 3) позволит реализовать мониторинг, оценку и совершенствование нормативно-правового регулирования и иных мер в сфере укрепления общественного здоровья, профилактики факторов риска. На реализацию программы из средств федерального бюджета за шесть лет (2019 – 2024 годы) планируется израсходовать более 1,77 млрд. рублей. Как видно, цифра далеко не маленькая, поэтому интересно знать, что мы получим взамен потраченных денег. В результате реализации ведомственной целевой программы будет: - обеспечено ведение базы данных статистических показателей в сфере здравоохранения, в том числе в разрезе федеральных государственных учреждений (МЕДСТАТ и МЕДСТАТ-ФГУ); - усовершенствован процесс сбора и обработки статистической информации, сокращено время обработки статистических отчетов и запросов, получения статистических показателей; - обеспечено ведение базы метаданных, содержащей алгоритмы идентификации и расшифровки единиц значений форм статистического наблюдения в сфере здравоохранения, а также показателей здоровья населения и деятельности системы здравоохранения, как в целом, так и по отдельным видам медицинской помощи, на основе формализованных запросов, с формированием автосправок и таблиц (АСИР и АСИР-WEB); - расширен перечень медико-статистических показателей, в том числе абсолютных значений, содержащихся в автоматизированных системах поддержки принятия управленческих решений АСИР и АСИР-WEB; - расширен объем справочных аналитических материалов, формируемых на основании данных форм государственной статистики, в разрезе РФ, субъектов РФ и федеральных округов; - осуществлено рецензирование форм федерального и отраслевого статистического наблюдения, учетной документации в части их актуализации и доработки в соответствии с изменениями законодательства РФ; - обеспечено ведение базы метаданных, содержащей алгоритмы расчета потребности во врачебных кадрах, среднем медицинском персонале и дефицита медицинских кадров, для оценки потребности субъектов РФ в специалистах с высшим и средним медицинским образованием; - обеспечено ведение с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» базы метаданных для проведения мониторинга и оценки эффективности региональных проектов по обеспечению медицинских организаций квалифицированными кадрами, разработанных и принятых органами исполнительной власти субъектов РФ в целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»; - определена потребность в специалистах с немедицинским образованием для кадрового обеспечения системы здравоохранения; - обеспечено ведение базы данных для сбора, хранения и статистической обработки данных, полученных при фотохронометражном исследовании рабочего времени медицинских работников медицинских организаций разного типа, а также по видам медицинской помощи в сфере здравоохранения; - разработаны нормативные правовые акты, утверждающие типовые отраслевые нормы времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-специалиста, оказывающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях; - обеспечено ведение базы данных о проводимых Минздравом России проверках в подведомственных ему организациях, включающей учет, аналитическую обработку и консолидацию отчетных документов по результатам контрольных мероприятий, мероприятий по устранению выявляемых нарушений, мониторинга устранения выявленных нарушений; - обеспечено ведение базы данных о проводимых органами государственного финансового контроля проверках в подведомственных Минздраву России организациях, включающей учет, аналитическую обработку и консолидацию отчетных документов по результатам контрольных мероприятий, мероприятий по устранению выявляемых нарушений, мониторинга устранения выявленных нарушений; - обеспечено ведение базы данных о заключенных контрактах и отчетах об исполнении контрактов и (или) о результатах отдельных этапов исполнения контрактов в подведомственных Минздраву России организациях; - обеспечено ведение базы данных об особенностях учетной политики подведомственных Минздраву России организаций с учетом их основного вида деятельности; - проведен анализ эффективности правового регулирования в области общественного здоровья, обоснование предложений по совершенствованию указанного регулирования на основании международного опыта; - проведен анализ эффективности региональных, муниципальных и корпоративных мер в области общественного здоровья, оценка хода их реализации, а также подготовка предложений по их совершенствованию; - проведена оценка информированности граждан по вопросам здравоохранения, проведены социологические и психологические исследования; - проведена оценка распространенности факторов риска развития неинфекционных заболеваний, ассоциированных с ними заболеваемости и смертности, иных социально-экономических последствий, а также обоснование мер, направленных на их снижение; - разработаны и изданы информационные и аналитические материалы в области общественного здоровья; - проведен сбор, обработка и анализ информации на основании обращений граждан по темам здорового образа жизни, включая потребление табака, поступивших на федеральную телефонную справочную службу; - разработаны и актуализированы стандарты медицинской помощи на основе клинических рекомендаций по перечню заболеваний и состояний, являющихся основными причинами смертности и составляющими основную долю в структуре госпитализаций населения РФ, в том числе актуализированы справочники медицинских услуг, лекарственных средств, медицинских изделий, видов лечебного питания; - обеспечено экспертно-аналитическое сопровождение организации клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации (далее – клиническая апробация) в части проведения оценки надлежащего оформления протокола клинической апробации, индивидуальной регистрационной карты наблюдения пациента в рамках клинической апробации (далее – индивидуальная регистрационная карта) в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы организации клинической апробации, а также полноты и достоверности включенных в них сведений и экспертизы надлежащего оформления отчета о результатах оценки клинико-экономической эффективности прошедшего клиническую апробацию метода; - обеспечена разработка и актуализация способов оплаты медицинской помощи, проведен анализ показателей ресурсного обеспечения и оказания медицинской помощи в целях формирования и экономического обоснования программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. ПЕРЕЧЕНЬ И ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Достижение целей и решение задач Программы осуществляется путем выполнения следующих взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Программы. Мероприятие 1. Ведение базы данных статистических показателей в сфере здравоохранения, в том числе в разрезе федеральных государственных учреждений (далее – ФГУ). В рамках мероприятия 1 реализуются следующие направления: - ведение базы данных значений форм федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения, утвержденных приказами Росстата, и отраслевого статистического наблюдения, утвержденных приказами Минздрава России, получаемых от органов исполнительной власти субъектов РФ (далее – база данных статистического наблюдения), с использованием программных средств, в том числе в разрезе ФГУ (МЕДСТАТ и МЕДСТАТ-ФГУ); - агрегация значений базы данных статистического наблюдения, получаемых от органов исполнительной власти субъектов РФ, в целях формирования сводной информации по РФ; - проведение контроля достоверности и качества предоставляемой информации при включении показателей в базу данных статистического наблюдения, включая идентификацию и расшифровку единиц значений форм федерального и отраслевого статистического наблюдения. Реализация Мероприятия 1 направлена на достижение задач 1 и 2 цели 1. Мероприятие 2. Ведение базы метаданных, содержащей алгоритмы идентификации и расшифровки единиц значений форм статистического наблюдения в сфере здравоохранения, а также показателей здоровья населения и деятельности медицинских организаций системы здравоохранения, как в целом, так и по отдельным видам медицинской помощи, на основе формализованных запросов, с формированием автосправок и таблиц. В рамках мероприятия реализуются следующие направления: - аналитическая обработка статистической информации, содержащейся в базе данных статистического наблюдения, ее обобщение в виде отчетов о состоянии системы здравоохранения РФ; - ведение базы метаданных, содержащей алгоритмы идентификации и расшифровки единиц значений форм статистического наблюдения в сфере здравоохранения для автоматизированной системы поддержки принятия управленческих решений (АСИР), а также расширение перечня медико-статистических показателей и абсолютных значений, в том числе по отдельным видам медицинской помощи; - ведение с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» базы метаданных (АСИР-WEB), включающей значения регулярных публикаций Федеральной службы государственной статистики в части данных о естественном движении населения в разрезе субъектов РФ с автоматизированным формированием справочных материалов; - расширение объема справочных материалов на основании данных форм федерального и отраслевого статистического наблюдения в разрезе РФ, субъектов РФ и федеральных округов (с возможностью выбора ряда лет и графического представления информации). Реализация Мероприятия 2 направлена на достижение задачи 3 цели 1. Мероприятие 3. Разработка научно обоснованных предложений по актуализации и совершенствованию статистического инструментария в соответствии с изменениями законодательства РФ. В рамках мероприятия реализуются следующие направления: - подготовка инструктивных указаний по заполнению форм первичной медицинской документации и отчетных форм федерального и отраслевого статистического наблюдения; - организация семинаров для специалистов различного профиля по вопросам ведения учетной и отчетной медицинской документации, а также разработка соответствующих методических материалов; - рецензирование форм федерального и отраслевого статистического наблюдения, учетной документации в части их актуализации и доработки; - формирование научно обоснованных предложений по внесению изменений в существующие отчетные формы федерального и отраслевого статистического наблюдения. Реализация Мероприятия 3 направлена на достижение задачи 4 цели 1. Мероприятие 4. Ведение базы метаданных, содержащей алгоритмы расчета потребности во врачебных кадрах, среднем медицинском персонале и дефицита медицинских кадров, для оценки потребности субъектов РФ в специалистах с высшим и средним медицинским образованием. В рамках мероприятия реализуются следующие направления: - ведение базы метаданных; - техническая поддержка пользователей в органах государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья; - ежегодная корректировка методики расчета потребности во врачебных кадрах, среднем медицинском персонале и дефицита медицинских кадров, для оценки потребности субъектов РФ в специалистах с высшим и средним медицинским образованием; - обновление базы метаданных в соответствии с данными федерального статистического наблюдения и программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; - аналитическое сопровождение и обработка информации, содержащейся в базе метаданных; - обеспечение сопоставительного анализа базы метаданных с данными предыдущего года; - методическое и методологическое сопровождение базы метаданных; - обоснование предложений по доработке программного обеспечения и алгоритмов расчета. Реализация Мероприятия 4 направлена на достижение задачи 1 цели 1. Мероприятие 5. Ведение с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» базы метаданных для проведения мониторинга и оценки эффективности региональных проектов по обеспечению медицинских организаций квалифицированными кадрами, разработанных и принятых органами исполнительной власти субъектов РФ в целях реализации Указа N 204 (далее – база мониторинга, мониторинг). В рамках мероприятия 5 реализуются следующие направления: - ведение базы мониторинга; - техническая поддержка пользователей базы мониторинга; - автоматизация форматно-логического контроля; - модернизация базы мониторинга для оптимизации обработки данных мониторинга и запросов; - аналитическое сопровождение и обработка информации; - обеспечение информационного взаимодействия в базе мониторинга; - методическое и методологическое сопровождение мониторинга; - обоснование предложений по доработке мер государственной политики по приоритетным и стратегическим направлениям в сфере здравоохранения в рамках развития кадровых ресурсов; - определение потребности в специалистах с немедицинским образованием для кадрового обеспечения системы здравоохранения; - формирование методологических подходов к осуществлению мониторинга эффективности региональных проектов по обеспечению медицинских организаций квалифицированными кадрами; - внесение изменений в существующие формы мониторинга. Реализация Мероприятия 5 направлена на достижение задачи 1 цели 1. Мероприятие 6. Ведение базы данных для сбора, хранения и статистической обработки данных, полученных при фотохронометражном исследовании рабочего времени медицинских работников медицинских организаций разного типа, а также по видам медицинской помощи для расчета норм труда в сфере здравоохранения. В рамках мероприятия реализуются следующие направления: - ведение базы данных для сбора, хранения и статистической обработки данных, полученных при фотохронометражном исследовании рабочего времени медицинских работников медицинских организаций разного типа; - разработка справочников видов деятельности; - проведение фотохронометражного наблюдения; - экспертиза полученных данных; - расчет норм труда в сфере здравоохранения; - подготовка проектов нормативных правовых актов, утверждающие типовые отраслевые нормы времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-специалиста, оказывающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях. Реализация Мероприятия 6 направлена на достижение задачи 1 цели 1. Мероприятие 7. Обеспечение учета, аналитической обработки и консолидации отчетных документов по результатам контрольных мероприятий, проводимых Минздравом России в подведомственных организациях. В рамках мероприятия 7 реализуются следующие направления: - ведение базы данных о проводимых Минздравом России проверках в подведомственных Минздраву России организациях, включающей учет, аналитическую обработку и консолидацию отчетных документов по результатам контрольных мероприятий, мероприятий по устранению выявляемых нарушений, мониторинга устранения выявленных нарушений; - ведение базы данных о проводимых органами государственного финансового контроля проверках в подведомственных Минздраву России организациях, включающей учет, аналитическую обработку и консолидацию отчетных документов по результатам контрольных мероприятий, мероприятий по устранению выявляемых нарушений, мониторинга устранения выявленных нарушений; - ведение базы данных о заключенных контрактах в подведомственных Минздраву России организациях и отчетах об исполнении контрактов и (или) о результатах отдельных этапов исполнения контрактов; - ведение базы данных об особенностях учетной политики подведомственных Минздраву России организаций с учетом их основного вида деятельности. Реализация Мероприятия 7 направлена на достижение задачи 1 цели 1. Мероприятие 8. Сбор, обработка и анализ информации по вопросу профилактики неинфекционных заболеваний, включая анализ эффективности мер в области общественного здоровья и разработку научно обоснованных предложений по их совершенствованию. В рамках мероприятия 8 реализуются следующие направления: - анализ эффективности правового регулирования в области общественного здоровья, обоснование предложений по совершенствованию указанного регулирования на основании международного опыта; - анализ эффективности региональных, муниципальных и корпоративных мер в области общественного здоровья, оценка хода их реализации, а также подготовка предложений по их совершенствованию; - оценка информированности граждан по вопросам здравоохранения, проведение социологических и психологических исследований; - оценка распространенности факторов риска развития неинфекционных заболеваний, ассоциированных с ними заболеваемости и смертности, иных социально-экономических последствий, а также обоснование мер, направленных на их снижение; - разработка и издание информационных и аналитических материалов в области общественного здоровья; - сбор, обработка и анализ информации на основании обращений граждан по темам здорового образа жизни, включая потребление табака, поступивших на федеральную телефонную справочную службу. Реализация Мероприятия 8 направлена на достижение задачи 5 цели 1. Мероприятие 9. Организационное и методическое обеспечение разработки и актуализации стандартов медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, организации клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, разработки и актуализации способов оплаты медицинской помощи, анализа показателей ресурсного обеспечения и оказания медицинской помощи в целях формирования и экономического обоснования программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В рамках мероприятия 9 реализуются следующие направления: - разработка и актуализация стандартов медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, размещение проектов стандартов медицинской помощи в информационной системе для проведения их оценки, проведение медико-экономической оценки стандартов медицинской помощи и экспертизы стандартов медицинской помощи, актуализация справочников медицинских услуг, лекарственных препаратов, медицинских изделий, видов лечебного питания и компонентов крови; - экспертно-аналитическое сопровождение организации клинической апробации в части проведения оценки надлежащего оформления протокола клинической апробации, индивидуальной регистрационной карты в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы организации клинической апробации, а также полноты и достоверности включенных в них сведений и экспертизы надлежащего оформления отчета о результатах оценки клинико-экономической эффективности прошедшего клиническую апробацию метода; - разработка и актуализация способов оплаты медицинской помощи, анализ показателей ресурсного обеспечения и оказания медицинской помощи в целях формирования и экономического обоснования программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» N 7/2019. Другие статьи по теме | |
Категория: Медицинская статистика | Добавил: zdrav1 (21.06.2020) | |
Просмотров: 625 |
Всего комментариев: 0 | |