Системы персонального учета населения: общие положения, задачи и применение в здравоохранении - Медицинская статистика - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Медицинская статистика

Системы персонального учета населения: общие положения, задачи и применение в здравоохранении
Под системой персонального учета населения понимают систему взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций по обмену персональными данными на основе современных информационных технологий в рамках обеспечения конституционных прав граждан.
Наличие в органах государственной власти и местного самоуправления полной, достоверной и актуальной информации о гражданах является важным условием обеспечения социально-экономического развития и безопасности государства. Персональные данные необходимы органам государственной власти и местного самоуправления для обеспечения адресности и эффективности государственной социальной поддержки, собираемости налогов в бюджеты всех уровней и их рационального распределения, проведения основных структурных реформ, обеспечения общественной безопасности и охраны порядка, контроля миграционных процессов, противодействия терроризму, повышения эффективности работы органов государственной власти в чрезвычайных ситуациях, а также обеспечения и защиты конституционных прав и свобод граждан.
В настоящее время учет населения РФ осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях на основе регистрации и постановки на учет населения в следующем порядке:
- регистрация органами внутренних дел и органами местного самоуправления населения по месту жительства и пребывания;
- постановка налоговыми органами налогоплательщиков на учет;
- регистрация территориальными органами Пенсионного фонда РФ застрахованных лиц в системе обязательного государственного пенсионного страхования;
- регистрация органами Фонда социального страхования РФ населения, нуждающегося в социальной защите и состоящего на учете в органах занятости, а также населения, застрахованного в системе обязательного социального страхования, включая страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- регистрация территориальными фондами обязательного медицинского страхования населения в системе обязательного медицинского страхования;
- воинский учет территориальными органами Министерства обороны РФ призывных и мобилизационных людских ресурсов;
- регистрация муниципальными образованиями, воинскими частями, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями избирателей.
В целях повышения эффективности сбора персональных данных и их использования созданы государственные, ведомственные и муниципальные автоматизированные информационные системы учета населения (далее – автоматизированные системы учета).
Действующая в настоящее время государственная система учета населения формировалась в условиях отсутствия единой нормативной правовой базы, а также нескоординированности и несогласованности создания автоматизированных систем учета между собой.
В связи с этим имеется ряд проблем:
- неполный охват населения любой из существующих автоматизированных систем учета;
- низкий уровень автоматизации органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, осуществляющих сбор и хранение персональных данных;
- недоступность персональных данных, размещаемых в отдельных автоматизированных системах учета, для заинтересованных органов государственной власти на межведомственном уровне и, как следствие, дублирование бюджетных расходов по сбору уже имеющихся в других ведомствах и организациях персональных данных;
- невозможность сопоставления и анализа персональных данных из различных автоматизированных систем учета для получения полной, достоверной и актуальной информации о населении;
- сложность обеспечения оперативного обмена персональными данными между отдельными автоматизированными системами учета, имеющими различную структуру хранения персональных данных;
- отсутствие единого механизма однозначного установления соответствия персональных данных, размещаемых в различных автоматизированных системах учета, конкретному физическому лицу в любой момент времени.
Исходя из изложенного представляется необходимым обеспечить единый порядок сбора и использования персональных данных, а также создать систему персонального учета на основе интеграции автоматизированных систем учета в рамках единого информационного пространства.
Система персонального учета создается в целях повышения эффективности:
- защиты конституционных прав и свобод граждан;
- реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования, планирования деятельности органов государственной власти и контроля ее результативности на основе анализа комплексной и обобщенной информации о составе населения;
- выполнения органами государственной власти контрольно-надзорных, а также правоприменительных функций, включая предоставление услуг населению.
Достижение указанных целей возможно при осуществлении следующих мероприятий:
- введение единого идентификатора персональных данных, обеспечивающего возможность однозначного установления соответствия персональных данных, размещаемых в различных автоматизированных системах учета, конкретному физическому лицу;
- создание государственного регистра населения, содержащего актуальные первичные идентификационные данные граждан и соответствующие им идентификаторы персональных данных;
- интеграция и обеспечение взаимодействия различных автоматизированных систем учета, обеспечивающих сбор, обработку и хранение персональных данных в электронном виде;
- обеспечение доступа к персональным данным, размещаемым в автоматизированных системах учета, заинтересованных органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций на межведомственном уровне в соответствии с утверждаемыми регламентами;
- разработка порядка предоставления информационных услуг населению.
При создании системы персонального учета необходимо учитывать опыт органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций по созданию и объединению автоматизированных систем учета, созданию государственного регистра населения в отдельных регионах, а также использовать уже имеющуюся информационно-технологическую инфраструктуру, созданную в рамках реализации соответствующих проектов.

Принципы создания и развития системы персонального учета
Создание системы персонального учета осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:
- децентрализованный характер системы персонального учета;
- использование существующих автоматизированных систем учета, создание и сопровождение которых обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями самостоятельно;
- отсутствие необходимости в кардинальном изменении действующих процедур сбора и обработки персональных данных в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях в рамках выполнения закрепленных за ними функций;
- доступ к персональным данным и работа с ними на основании существующих и разрабатываемых регламентов, утверждаемых в соответствии с федеральными законами;
- учет и регистрация всех действий с персональными данными, производимых пользователями системы персонального учета;
- организация взаимодействия и информационного обмена автоматизированных систем учета между собой в рамках системы персонального учета на основе общих методических и технологических принципов и стандартов;
- использование гармонизированных классификаторов и справочников во всех автоматизированных системах учета;
- обязательное использование идентификатора персональных данных в подключаемых к системе персонального учета автоматизированных системах учета;
- создание механизмов обеспечения соответствия идентификаторов персональных данных внутрисистемным идентификаторам учета населения для созданных автоматизированных систем учета;
- однократное присвоение идентификатора персональных данных при первичном вводе идентификационных данных в систему персонального учета при рождении ребенка, при обращении физического лица в органы власти, в случае получения российского гражданства иностранным гражданином или лицом без гражданства, в случае регистрации иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания на территории РФ в соответствии с законодательством РФ;
- формирование идентификатора персональных данных в соответствии с определенным алгоритмом в виде алфавитно-цифровой последовательности фиксированной длины;
- обеспечение поддержки непротиворечивости идентификаторов персональных данных и первичных идентификационных персональных данных в процессе взаимодействия автоматизированных систем учета между собой;
- возможность подключения автоматизированных систем учета на основе единой процедуры;
- обеспечение первоначального информационного наполнения и актуализации автоматизированных систем учета, подключаемых к системе персонального учета, ведомствами, в ведении которых находятся указанные системы;
- развитие сервисов и информационного наполнения системы персонального учета, создание в ее рамках новых автоматизированных систем учета по результатам оценки затрат и возможного социально-экономического эффекта от их реализации;
- создание системы персонального учета с учетом существующей информационно-технологической инфраструктуры органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, осуществляющих в рамках возложенных на них функций сбор и использование персональных данных;
- защита персональных данных в соответствии с законодательством РФ и требованиями по обеспечению информационной безопасности;
- хранение персональных данных в электронном виде в автоматизированных системах учета по месту их возникновения.

Структура и функции системы персонального учета
Система персонального учета представляет собой территориально распределенную информационную систему, функционирующую на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и обеспечивающую взаимодействие автоматизированных систем учета органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций в части сбора, хранения, передачи и использования персональных данных граждан.
Для обеспечения взаимодействия автоматизированных систем учета в рамках системы персонального учета, а также контроля обмена данными между ними создаются интеграционные компоненты системы персонального учета, которые настраиваются в каждом конкретном случае в зависимости от прогнозируемых объемов загрузки, требований по обеспечению производительности и информационной безопасности взаимодействия.
На федеральном и региональном уровнях создаются также репозитории, обеспечивающие авторизацию и маршрутизацию информационных запросов пользователей, гарантированную доставку персональных данных различных автоматизированных систем учета до пользователя, актуализацию содержащихся в них данных на основе утверждаемых регламентов взаимодействия.
Указанные репозитории включают:
- государственный регистр населения, содержащий идентификаторы персональных данных и соответствующие им первичные идентификационные данные;
- метабазу с размещенными в ней сведениями о наличии персональных данных в автоматизированных системах учета на всех уровнях, условиях и процедурах доступа к ним, способах и функциональных возможностях взаимодействия между собой;
- систему исполнения запросов населения для получения персональных данных в рамках системы персонального учета в соответствии с административными регламентами, утверждаемыми нормативными правовыми актами;
- единую систему классификаторов и справочников.
Кроме того, в репозитории федерального уровня осуществляется хранение всех идентификаторов персональных данных с соответствующими им первичными идентификационными данными.
При построении системы персонального учета для надежной идентификации личности кроме идентификатора персональных данных в государственный регистр населения предполагается включение первичных идентификационных данных (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, пол). Их подготовка и ввод в государственный регистр населения будут осуществляться из автоматизированных систем учета, содержащих первичные идентификационные данные. Количество региональных компонентов системы персонального учета может быть меньше общего числа субъектов РФ в зависимости от наличия и уровня развития в конкретном регионе информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры.
На муниципальном уровне создаются интеграционные компоненты взаимодействия с системой персонального учета в муниципальных автоматизированных системах учета.
Взаимодействие автоматизированных систем учета осуществляется на основе единых форматов обмена данными с учетом требований по обеспечению информационной безопасности.
Доступ населения, сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций к персональным данным в системе персонального учета осуществляется в рамках регламентов, разрабатываемых в соответствии с законодательством РФ.
Для подготовки аналитических и обобщенных данных о населении разрабатываются отдельные регламенты.
Состав пользователей системы персонального учета и соответствующие регламенты доступа к ней, а также порядок предоставления информационных услуг на ее основе определяются в порядке, установленном законодательством РФ.
Пользователями системы персонального учета могут стать:
- на федеральном уровне – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные государственные организации, осуществляющие в рамках выполнения возложенных на них функций использование персональных данных;
- на региональном уровне – органы государственной власти субъектов РФ, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых входит учет населения, а также ведомства и уполномоченные государственные организации, оказывающие в установленном порядке услуги по предоставлению персональных данных организациям и населению;
- на муниципальном уровне – органы местного самоуправления, территориальные подразделения органов государственной власти;
- население – в части доступа к своим персональным данным.
Для обеспечения доступа к системе персонального учета должна быть предусмотрена процедура авторизации пользователей в соответствии с требованиями обеспечения информационной безопасности.

Защита персональных данных
Конституция РФ в части 1 статьи 24 закрепляет норму, в соответствии с которой сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Основным законодательным актом в этой сфере является Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных». Целью закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.
Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Субъект может согласиться на обработку своих данных не только лично, но и через своего представителя. В этом случае оператор должен проверить полномочия последнего на дачу согласия от имени субъекта. Помните, что в соответствии со статьей 24 Закона о персональных данных лица, виновные в нарушении требований указанного Федерального закона, несут предусмотренную законодательством РФ ответственность. Моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, а также требований к защите персональных данных, подлежит возмещению в соответствии с законодательством РФ. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков.

Принципы обработки персональных данных
1. Обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе.
2. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.
3. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой.
4. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.
5. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
6. При обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных.
7. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Условия обработки персональных данных
Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:
1) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
2) обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором РФ или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей;
3) обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве (далее – исполнение судебного акта);
4) обработка персональных данных необходима для предоставления государственной или муниципальной услуги в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», для обеспечения предоставления такой услуги, для регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг;
5) обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
6) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
7) обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
8) обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;
9) обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 Федерального закона, от 27.07.2006 N 152-ФЗ при условии обязательного обезличивания персональных данных;
10) осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее – персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных);
11) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с законодательством.
Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Основные направления применения систем персонального учета в области здравоохранения
В настоящее время персональный учет широко применяется в сфере обязательного медицинского страхования и лекарственного обеспечения населения. Предстоящая задача – связать их с предоставлением других социальных услуг.
Другим перспективным направлением будущего применения персонального учета в здравоохранении является формирование системы интегральных показателей общественного здоровья и деятельности медицинских организаций, для чего необходима информация не только учреждений здравоохранения, но и органов социального обеспечения, фондов социального страхования и других органов государственной власти и местного самоуправления (статистических, финансовых, экономических органов и т.д.). Без использования персонального учета сделать это практически невозможно.
Существующая система статистической информации в области охраны здоровья населения не отвечает современным методическим и техническим требованиям. В связи с этим расчет интегрированных показателей деятельности ЛПУ и общественного здоровья на базе расчета потерь трудового потенциала, индексов DALY (годы жизни с поправкой на нетрудоспособность) или QALY (годы жизни с поправкой на качество жизни) не представляется возможным.

До сих пор критерии оценки здравоохранительной деятельности не включают показатели общих затрат, связанных с болезнью человека. Между тем, при анализе эффективности необходимо учитывать все расходы больного, его семьи, работодателя и общества в целом, а не только прямые расходы учреждения здравоохранения на оказание медицинской помощи. В связи с «распыленностью» подобной информации и трудностями ее получения собрать такие данные крайне сложно.


Персонифицированный учет в сфере обязательного медицинского страхования
В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» под персонифицированным учетом в сфере обязательного медицинского страхования понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице в целях реализации прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования.
Целями персонифицированного учета являются:
1) создание условий для обеспечения гарантий прав застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи надлежащего качества и в соответствующем объеме в рамках программ обязательного медицинского страхования;
2) создание условий для осуществления контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования;
3) определение потребности в объемах медицинской помощи в целях разработки программ обязательного медицинского страхования.
Персонифицированный учет, сбор, обработка, передача и хранение сведений осуществляются Федеральным фондом и территориальными фондами, Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами, страховыми медицинскими организациями, медицинскими организациями и страхователями для неработающих граждан в соответствии с полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Для целей персонифицированного учета Федеральный фонд и территориальные фонды осуществляют информационное взаимодействие со страхователями для неработающих граждан, с Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами, медицинскими организациями, страховыми медицинскими организациями и иными организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Порядок ведения персонифицированного учета определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах и сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам
В сфере обязательного медицинского страхования ведется персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах и персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам.
При ведении персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах осуществляются сбор, обработка, передача и хранение следующих сведений о застрахованных лицах:
1) фамилия, имя, отчество;
2) пол;
3) дата рождения;
4) место рождения;
5) гражданство;
6) данные документа, удостоверяющего личность;
7) место жительства;
8) место регистрации;
9) дата регистрации;
10) страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), принятый в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;
11) номер полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица;
12) данные о страховой медицинской организации, выбранной застрахованным лицом;
13) дата регистрации в качестве застрахованного лица;
14) статус застрахованного лица (работающий, неработающий);
15) сведения о медицинской организации, выбранной застрахованным лицом в соответствии с законодательством РФ для получения первичной медико-санитарной помощи.
Персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах ведется в форме единого регистра застрахованных лиц, являющегося совокупностью его центрального и региональных сегментов, содержащих сведения о застрахованных лицах. При ведении персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, осуществляются сбор, обработка, передача и хранение следующих сведений:
1) номер полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица;
2) медицинская организация, оказавшая соответствующие услуги;
3) виды оказанной медицинской помощи;
4) условия оказания медицинской помощи;
5) сроки оказания медицинской помощи;
6) объемы оказанной медицинской помощи;
7) стоимость оказанной медицинской помощи;
8) диагноз;
9) профиль оказания медицинской помощи;
10) медицинские услуги, оказанные застрахованному лицу, и примененные лекарственные препараты;
11) примененные медико-экономических стандарты;
12) специальность медицинского работника, оказавшего медицинскую помощь;
13) результат обращения за медицинской помощью;
14) результаты проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи могут предоставляться в виде документов как в письменной форме, так и в электронной форме при наличии гарантии их достоверности (подлинности), защиты от несанкционированного доступа и искажений. В этом случае юридическая сила представленных документов подтверждается электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством РФ. Решение о возможности предоставления информации в электронной форме принимается совместно участниками информационного обмена.
Сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи относятся к информации ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством РФ.
Сведения о застрахованном лице предоставляются Федеральным фондом по межведомственным запросам органам государственной власти, предоставляющим государственные услуги, или органам местного самоуправления, предоставляющим муниципальные услуги, если для предоставления государственной или муниципальной услуги предусмотрено предоставление таких сведений или документа, содержащего такие сведения, в указанные государственные органы или органы местного самоуправления.

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» N 11/2019.

  Другие статьи по теме
Категория: Медицинская статистика | Добавил: zdrav1 (21.06.2020)
Просмотров: 32
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика