Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков - Медицинская статистика - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Медицинская статистика

Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков

Первые двадцать лет жизни человека характеризуются быстрым ростом и развитием организма. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков (МКФ-ДП) дает возможность точно описать состояние здоровья на различных возрастных этапах. Коды классификации представляют функции и структуры организма, характеристики активности и участия, а также факторы окружающей среды, оказывающие воздействие на здоровье и жизнедеятельность детей и подростков.

МКФ-ДП обеспечивает универсальный язык для описания здоровья, функционирования, их нарушений в разные возрастные периоды и помогает клиницистам, педагогам, исследователям, администраторам, политикам и родителям выявлять потребности детей и подростков в области здравоохранения и образования.

В период между 2002 и 2005 годами рабочая группа ВОЗ, созданная специально для совершенствования МКФ-ДП, провела ряд встреч и полевых испытаний, чтобы дать оценку существующим кодам МКФ и определить новые коды для описания характеристик жизнедеятельности детей и подростков. Действующая в настоящее время МКФ-ДП является результатом указанного процесса и включает перечень, классы и коды для регистрации в документах функций и структур организма, активности и участия детей и подростков и факторов окружающей среды в процессе стадий их развития.

Разработка домена «активность» приняла следующую форму:

a) модификации или расширение описаний;

b) определение нового содержания для неиспользованных кодов;

c) модификация (изменение) критериев включения и исключения;

d) расширение понятия «определитель» для включения аспектов развития.

Таким образом, новая версия для детей и подростков расширяет содержание основного тома МКФ, обеспечивая специфические и дополнительные подробности для более полной характеристики функций и структур организма, активности и участия, факторов окружающей среды применительно к детям первого года жизни, детям раннего, дошкольного и школьного возрастов и подросткам. МКФ-ДП сохраняя как основу функционирование, использует понятийный язык, применяемый как в научных исследованиях, так и при решении практических задач с учетом национальной специфики.

Единицей классификации МКФ-ДП является не диагноз заболевания, а особенности функционирования ребенка. Целью МКФ-ДП является описание структуры и степени выраженности нарушений (ограничений) функционирования ребенка и влияние факторов окружающей среды на его функционирование.

Полный текст Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков можно скачать с сайта http://управление-здравоохранением.рф (раздел «Каталог файлов», подраздел «Медицинская статистика»).

 

МКФ-ДП

Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков известна как МКФ-ДП и является производным от Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ)[1] (ВОЗ, 2001) и совместима с ней. МКФ-ДП включает детализированную для современного периода информацию по применению МКФ с характеристиками жизнедеятельности или аспектов развития детей и подростков до 18-летнего возраста. Первоначальные введение и приложение к МКФ включены в этот том.

Классификация МКФ-ДП была подготовлена благодаря стандартной классификации структур и категорий с включением дополнительной информации. На основе рекомендаций из Приложения 8 к МКФ получена версия для детей и подростков, совместимая с организацией и структурой основного тома.

Дальнейшее развитие домена «активность» сформулировано в следующей форме:

a) модификации или расширение описаний;

b) определение нового содержания для неиспользованных кодов;

c) модификация (изменение) критериев включения и исключения;

d) расширение понятия «определитель» для включения аспектов развития[2].

Таким образом, классификация МКФ-ДП расширяет содержание основного тома посредством добавления большей детализации функций и структур организма, активности, участия и факторов окружающей среды применительно к младенцам, детям раннего, дошкольного и школьного возраста и подросткам.

Возрастной диапазон, который охватывает МКФ-ДП, от рождения до 18-летнего возраста, указан в других конвенциях Организации объединенных наций (ООН), (например, в «Конвенции ООН по правам ребенка», 1989). Являясь членом Семьи Международных Классификаций ВОЗ (WHO-FIC), МКФ-ДП дополняет МКБ-10 и другие производные и родственные классификации, создавая рамки диапазона и стандартизированный язык для описания здоровья и связанных со здоровьем состояний детей и подростков.

МКФ-ДП предназначена для использования клиницистами, педагогами, членами семей, исследователями, администраторами и обществом в социальной и политической сферах, имеющими документальное подтверждение характеристик здоровья и функционирования детей и подростков. МКФ-ДП предлагает концептуальные рамки и единый стандартизированный терминологический язык для обозначения проблем, проявляющихся в младенческом, детском и подростковом возрасте, включая функции и структуры организма, ограничения активности и возможности участия, а также факторы окружающей среды, имеющие важное значение для детей и подростков. При превалирующем характере функциональности, МКФ-ДП является разноплановой классификацией, совместимой с национальными, социальными, правительственными задачами, направленными на улучшения здоровья детей и подростков на всех этапах их развития.

Логическое обоснование разработки МКФ-ДП основывалось на практических, философских, таксономических факторах и факторах общественного здравоохранения.

Исходя из практических целей и задач, необходимость классификации ограничений жизнедеятельности и здоровья для использования в системах обслуживания признавалась давно, но не была реализована. Более того, осуществление прав детей и подростков на медицинскую помощь, образование, на помощь социальных и реабилитационных служб требовала такой классификации, которая была бы адаптирована к физическим, социальным и психологическим особенностям организма детей и подростков. Таким образом, МКФ-ДП охватывает весь комплекс жизнедеятельности детей и подростков и отражает все изменения, связанные с ростом и развитием ребенка.

С философской точки зрения Классификация определяет составляющие здоровья и функционирования детей и подростков, в ее основе заложены фундаментальные права человека с инвалидностью, ограничениями жизнедеятельности, определенные Конвенцией ООН о правах коренных народов, (ООН, 2007); Конвенцией о правах инвалидов, (ООН, 2006).

Таксономическое единство, производное МКФ и МКФ-ДП заключается в единых подходах к оценке функционирования и здоровья, кодированию с учетом возрастных различий. Разумное объяснение для рамок общественного здравоохранения базировалось на определенной перспективе подхода населения к профилактике инвалидности в детском возрасте. МКФ-ДП полностью согласуется с международными конвенциями и декларациями, провозглашающими права детского населения. Следовательно, отражение в документах категорий и кодов, содержащихся в МКФ-ДП, может служить свидетельством соблюдения прав детей и подростков.

Основополагающие темы упомянутых конвенций и деклараций кратко изложены ниже, с акцентом на наиболее уязвимых детях и подростках – тех, у кого имеются ограничения жизнедеятельности.

Конвенция ООН 1989 г. о правах ребенка, с особенным вниманием к статье 23: «Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и обеспечивают его активное участие в жизни общества.»

Эта статья Конвенции устанавливает, что дети с разными видами ограничений жизнедеятельности имеют право на специальный уход и помощь, которые обеспечиваются работниками специальных служб, в соответствии с состоянием здоровья ребенка. Помощь должна предоставляться бесплатно и предназначаться для эффективного доступа к образованию, транспорту, медицинскому обслуживанию и службам реабилитации в целях способствования социальной интеграции ребенка и его индивидуального развития.

Статья 6 признает принцип равных возможностей на начальное, среднее и высшее образование для детей, подростков и взрослых людей с ограничениями жизнедеятельности в интегрированной окружающей обстановке. В продолжение этого принципа, статья подчеркивает важность раннего вмешательства и специального внимания к детям раннего и дошкольного возраста с ограничениями жизнедеятельности.

Школы должны принимать всех детей вне зависимости от их физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, лингвистических или других состояний. Это должно включать и детей с ограниченными возможностями, и одаренных детей, уличных детей и работающих детей, детей из удаленных или кочующих народов, детей из лингвистических, этнических или культурных меньшинств и детей из малообеспеченных или маргинальных групп.

 

Вопросы, имеющие отношение к детям и подросткам в МКФ-ДП

Рост и развитие детей являются основной тематикой, направляющей вопросы идентификации и адаптации контента МКФ-ДП. Многие вопросы способствовали пополнению или расширению контента, включая природу познания и языка, игровую деятельность, настроение и поведение развивающегося ребенка. Особенное внимание уделено четырем ключевым вопросам в извлечении МКФ-ДП.

Развитие – это динамический процесс, посредством которого ребенок прогрессивно движется от зависимости от других во всех видах активности в младенчестве до физической, социальной и психологической зрелости и независимости в подростковом возрасте. В этом динамическом процессе функционирование ребенка определяется непрерывным взаимодействием с семьей или другими лицами, обеспечивающими заботу о нем. Следовательно, функционирование ребенка нельзя рассматривать в изолированной обстановке, ребенок должен рассматриваться в контексте «семейной системы». Это важный момент в вынесении суждений о функционировании ребенка в различных жизненных ситуациях. Влияние взаимодействия с семьей на функционирование ребенка больше в «детской» фазе развития, чем в более поздней стадии жизни индивида. Более того, так как эти взаимодействия формируют основу для приобретения различных навыков в первые два десятилетия жизни, роль физического и социального окружения является решающей.

 

Задержка развития

У детей и подростков существуют вариации функционирования организма и приобретения навыков, связанные с индивидуальными различиями в росте и развитии. Отставания в функционировании могут быть не постоянными, но отражать задержку развития. Отставания могут проявляться в каждом домене* (например, познавательные функции, функции речи, функции мобильности и общения), они специфичны для возраста, на них оказывают влияние физические, психологические факторы и факторы окружающей среды.

Эти вариации в функционировании или формировании возрастных навыков определяют концепцию задержки развития и часто служат основой для идентификации детей с повышенным риском формирования ограничений жизнедеятельности. Важный момент в разработке МКФ-ДП относится к характеристике «определителя», который использовался для документирования тяжести или величины проблемы Функций организма, Структур организма, а также Активности и Участия. В основном томе МКФ универсальный определитель охватывает 5 уровней от «О» – нет проблем, до «4» полные или абсолютные проблемы.

В связи с этим МКФ-ДП включает срок и понятие задержки развития для уточнения универсального определителя Функции и Структуры, Активности и Участия.

Для детей важно рассматривать концепцию отставания или задержки в функционировании, формировании анатомических структур организма, сфер жизнедеятельности (активности и участия) в контексте определителя тяжести (серьезности) заболевания. Следовательно, МКФ-ДП включает термин и концепцию задержки развития, чтобы определить универсальный квалификатор для Функций и Структур Организма, а также для Активности и Участия. Это позволяет документировать степень или величину отставаний или задержек в формировании физиологических функций, анатомических структур организма, действий и задач, а также сфер жизнедеятельности ребенка, признавая, что величина квалификационных кодов может меняться с течением времени.

 

Участие

«Участие» определяется как «вовлечение личности в жизненную ситуацию» и представляет общественную перспективу функционирования. Так как природа и установки жизненных ситуаций детей и подростков значительно отличаются от аналогичных факторов у взрослых, «участию» было уделено особенное внимание в МКФ-ДП. По мере развития ребенка жизненные ситуации меняются количественно и по степени сложности – от взаимоотношений с первым человеком, проявляющим заботу, от самостоятельной игры маленького ребенка, до коллективной игры, формирования взаимоотношений и послушания в более поздние годы. Чем младше ребенок, тем более вероятно, что возможности «участия» определяются родителями, лицами по оказанию ухода (заботы) или обслуживающим персоналом. Роль семейного окружения и других лиц в ближайшем окружении ребенка является неотъемлемой частью для понимания «участия», особенно в раннем детстве.

Способность быть вовлеченным и социально взаимодействовать развивается в процессе выстраивания отношений маленького ребенка с другими людьми – родителями, другими детьми, участниками отношений на равных, лицами в непосредственном окружении ребенка. Социальное окружение остается значимым фактором на протяжении всего периода развития, но характер и сложность, степень воздействия окружения меняется, начиная с раннего детства и до подросткового периода.

 

Факторы окружающей среды

Факторы окружающей среды определяются как «физическая, социальная окружающая среда и среда отношений, в которой люди живут и проводят своё время». Взаимодействие в системе «личность-окружающая среда», подразумеваемое в модели перемещений от медицинской до более широкой биопсихосоциальной модели ограничений жизнедеятельности, требует специального внимания к факторам окружающей среды для детей и подростков. Центральным вопросом здесь является тот, что характер и сложность детского окружения драматически меняется по мере развития через стадии младенчества, раннего детства, дошкольного, школьного и подросткового периода. Изменения в окружающей детей и подростков среде ассоциируются с их растущей компетенцией и независимостью.

Факторы окружающей среды для детей и подростков можно рассматривать как ближайшее и отдаленное окружение, причем каждое оказывает влияние на возрастные особенности или стадии развития ребенка. Окружение, ограничивающее младенца или маленького ребенка, обеспечивает безопасность и защиту. Маленький ребенок в значительной степени зависим от лиц в его непосредственном окружении. Продукция для индивидуального использования должна быть адаптирована к уровню развития ребенка. Предметы для игровой деятельности с ровесниками, например, являются исключительными составляющими сфер жизнедеятельности детей младшего возраста. Для детей старшего возраста факторы окружающей среды тесно связаны с домом и школой, а для подростков они постепенно становятся более разнообразными в контексте сообщества и общества.

Будучи зависимым, развивающийся ребенок получает значительное влияние на свое функционирование физических и социальных элементов окружающей среды. Негативные факторы окружающей среды часто имеют более сильное влияние на детей, чем на взрослых. Отсутствие у ребенка необходимой пищи, доступа к чистой воде, безопасности и несоблюдение санитарных норм не только провоцируют болезни и подвергают здоровье риску, но нарушают его функционирование и способность к обучению. Таким образом, попытки вмешаться и осуществить профилактику во имя здоровья и благополучия ребенка фокусируются на изменениях или совершенствовании физических, социальных или психологических факторов окружающей среды. Среди физических факторов окружающей среды, непосредственно влияющих на жизнь ребенка главными являютя обеспечение его пищей, кровом и безопасностью. Обеспечение ассистивными (вспомогательными) устройствами или технологиями могут улучшить функционирование ребенка со значительными физическими нарушениями.

Изменение социальных и психологических составляющих непосредственного окружения ребенка может включить социальную поддержку для семьи и образование (обучение) для помощников, осуществляющих заботу.

Характер и степень окружающей поддержки меняется в соответствии с возрастом ребенка, причем потребности маленького ребенка отличаются от потребностей младенца или подростка. Изменения факторов окружающей среды могут принять форму законодательства или национальной политики, гарантирующей доступ детей к медицинскому обслуживанию, социальным услугам и образованию.

 

Информация для пользователей МКФ-ДП

МКФ-ДП дает определения составляющих здоровья и связанными со здоровьем составляющих благополучия (активность и участие). У детей и подростков эти составляющие включают умственные функции внимания, памяти и восприятия, «активность и участие» включают игровую деятельность, формирование навыков, семейную жизнь и образование в различных «доменах» (см.ссылку на термин «домен»). Домены МКФ-ДП определяются двумя терминами, действующими как «зонтичные» термины. «Функционирование» – это термин, заключающий в себе все функции организма, активность и участие. «Ограничения жизнедеятельности» – это термин, заключающий в себе нарушения, ограничения активности и ограничение участия. Факторы окружающей среды определяют барьеры и препятствия или элементы, облегчающие функционирование.

МКФ-ДП использует алфавитно-цифровую систему кодирования. Буквы "b"- Body Function – Функции организма, "s" – Body Structures – Структуры организма, "d"- Activities/Participation – Активность и участие и "е" – Environmental Factors- Факторы окружающей среды, буквам предшествует следующий за ними цифровой код, который соответствует номеру раздела (одна цифра), заголовку второго уровня (две цифры), а затем заголовкам третьего и четвертого уровней (в каждом по одной цифре). Универсальный определитель с величинами от "О" (что соответствует «нет проблем» до "4" (полная или абсолютная проблема), вписывается после точки десятичной дроби, чтобы точно определить степень нарушения функций или активности и участия от ожидаемого или исходного (на данном этапе развития) состояния. Негативные аспекты окружающей среды квалифицируются как барьеры, в то время как позитивные величины универсального определителя используются для обозначения облегчающей роли факторов окружающей среды.

Информацию, которую содержит МКФ-ДП, можно использовать в самых разных областях, включая клинические, административные, контролирующие, для принятия политических решений или научных исследований. Классы МКФ-ДП можно использовать для регистрации единичной проблемы или общего обозначения проблем функционирования и здоровья детей.

При применении в клинических областях классы МКФ-ДП могут содержать суммарные оценки, включающие диагностическую информацию и являющиеся основой для обоснования проведения запланированных вмешательств.

В целях решения административных задач информацию МКФ-ДП, касающуюся избирательного права, обеспечения обслуживания, возмещения (оплаты) сумм и выполнения обязательств, можно зарегистрировать с помощью кодов МКФ-ДП. Для контроля можно воспользоваться ограниченным подбором классов МКФ-ДП, чтобы облегчить в дальнейшем методики сбора данных для стандартизированного обслуживания проектов при наличии информации по условиям, потребностям и примерам применения разными службами.

В области политики концептуальные рамки МКФ-ДП можно использовать, сконцентрировав внимание на решении некоторой политической задачи, например, право детей на образование.

В области научных исследований отдельные классы МКФ-ДП можно использовать для стандартизации характеристик участников исследований, выбора средств оценки и определения результатов.

Во всех случаях, когда объектом исследования являются родители, дети и подростки, следует использовать положения МКФ-ДП.

 

Этапы использования МКФ-ДП

Классификация и кодирование степени ограничений жизнедеятельности детей и подростков является сложной работой, требующей учета значимых нарушений функций организма, структур организма, активности и участия на этапах их физического, психологического и социального развития. Общие рекомендации по кодированию представлены на странице 18 этого тома и содержат информацию по кодированию показателей здоровья и показателей, связанных со здоровьем. Настоятельно рекомендуется, чтобы пользователи МКФ-ДП сначала ознакомились с этими рекомендациями и обучились работать с классификацией. Точное кодирование ограничений жизнедеятельности детей и подростков требует знаний динамики функционирования, обусловленной ростом и развитием ребенка, а также учета возрастных изменений, дифференциации вариантов физиологического и атипичного развития. Прогресс в развитии является частью «типичного функционирования» ребенка. В связи с этим важно признавать, что понимание «нормы» зависит от возраста и подразумевает понимание «нормального функционирования» на данном этапе развития, в условиях влияния имеющихся факторов окружающей среды.

Единицей классификации МКФ-ДП является не диагноз заболевания, а особенности функционирования ребенка. Целью МКФ-ДП является описание структуры и степени выраженности нарушений (ограничений) функционирования ребенка и влияние факторов окружающей среды на его функционирование. Несмотря на то, что кодирование может быть проведено для разнообразных целей, следует придерживаться унифицированного (совместимого) подхода, чтобы получить надежные и достоверные данные. При использовании МКФ-ДП нужно обязательно устанавливать коды, полученные на основании данных первичной информации в виде непосредственных измерений, наблюдений, опроса и/или консультативных заключений. Признано, что предполагаемое использование МКФ-ДП направлено на определение уровня кодирования, который будет иметь диапазон от клинических наблюдений до результатов обследования. Ниже представленны последовательные шаги для выбора классов и кодов МКФ-ДП, имеющих отношение к проблемам функционирования детей и подростков.

1) Определите объем информации, доступной для кодирования и выясните, относится ли она к домену «Функций организма», «Структур организма», «Активности и Участия» или «Факторам окружающей среды».

2) Определите главу в соответствующем домене, который наиболее близко соответствует информации, которую предстоит кодировать в Разделе 4 (4.1) «Информация для пользователей МКФ-ДП» в алфавитно-цифровой системе кодирования.

3) Прочитайте описание системы кодирования, изложенное в Разделе 4, и внимательно изучите все правила обозначения в коде из 4 знаков.

4) Рассмотрите любое примечание для включения или исключения, которое применимо для кодирования и продолжайте в соответствие с ним.

5) Определите, совместима ли информация, подлежащая кодированию, с уровнем кодирования из 4 знаков, или требуется более детальное описание с применением кодирования из 5 или 6 знаков.

6) Продолжайте до уровня (знака) кода, который наиболее близко соответствует информации, подлежащей кодированию. Рассмотрите описание и любое примечание по включению или исключению, которое применимо к данному коду.

7) Выберите код и проанализируйте полученную информацию, чтобы установить величину универсального определителя, соответствующего степени нарушений функций и структуры организма, ограничений активности в диапазоне от 0 (нет нарушений, незначительные нарушения) до 4 (полное, абсолютное нарушение), наличие препятствия или барьера со стороны окружающей среды (0 – нет барьеров до 4 – абсолютное препятствие/барьер), или присутствие облегчающих факторов (0 – нет облегчения до +4 полная компенсация).

8) Установите код с определителем 2-го, 3-го или 4-го уровня. Например, dl 15.2 (умеренные нарушения слуха).

9) Повторите шаги с 1 по 8 для каждой функции или нарушения жизнедеятельности, закодированного с учетом достаточного количества информации.

10) Родители и пользователи могут участвовать в процессе, пополняя список данных, относящихся к возрасту, что позволяет переместить на первый план специфические области функционирования (это делается до того, как профессионалы или группа профессионалов даст исчерпывающую оценку и проставят коды).

 

Правила, принятые для оформления примечаний и терминов

Основные правила для этой классификации описаны во Введении. Их нужно внимательно прочитать прежде, чем пользоваться МКФ-ДП. Эти правила включают примечания, включенные термины, исключенные термины и определения для обозначений кодов как «Другие уточненные» и «Неуточненные». Существует несколько дополнительных условий, которые появляются в МКФ-ДП.

1. Со ссылкой на дефиниции негативного аспекта Функций организма, Структур организма, а также «Активности/Участия», был добавлен термин «задержка», чтобы отражать тот факт, что в любом из доменов может также отражаться отставание в развитии.

2. Концепция задержки также обозначает уровни определителя от 0-нет задержки до 4-полная (грубая) задержка.

 

Сведения для кодирования

МКФ-ДП является классификацией Функций организма, Структур организма, Активности и Участия, а также Факторов окружающей среды, обозначенных в нейтральных терминах. Регистрация проблем ребенка, отраженных в документах, посредством выбранных кодов строится на использовании универсального определителя. Установление кодов не должно базироваться на предположениях, оно должно отражать точную информацию, имеющую отношение к проблемам функционирования ребенка в соответствующих доменах.

Сведения для кодирования могут принимать форму непосредственных измерений, наблюдений, интервью с респондентом, опроса и/или заключений специалистов. Несмотря на то, что сведения обычно зависят от характеристики функции, интересующей нас, и цели кодирования, должны быть предприняты все усилия, чтобы получить максимально возможную объективную информацию. Непосредственное измерение (регистрация) лабораторных, биомедицинских или антропометрических данных содержит информацию по Функциям и Структурам организма. Если говорить об Активности и Участии, то для непосредственных измерений можно привлечь широкий диапазон стандартизированных инструментов и других средств, которые обеспечивают специальные (специфические) данные для интересующего нас домена. В обоих случаях измерение, базирующееся на нормативных (референтых) данных, облегчит их преобразование в форму величин, выраженных в процентах или стандартных производных единицах для соответствующих уровней определителя. В настоящее время существуют инструменты и средства, которые можно использовать в качестве информации для установления кодов. Тем не менее, отсылка к специальным доменам МКФ-ДП ограничена. В поисках соответствующих инструментов, пользователю рекомендуется выбирать те, которые имеют самую близкую взаимосвязь с интересующими доменами, которые продемонстрировали свою надежность.

Качественные описания (оценки) функционирования ребенка, основанные на непосредственном наблюдении, могут быть полезны при сборе сведений в областях функционирования, где оценочные инструменты недоступны или неприменимы. Основной задачей МКФ и МКФ-ДП является включение респондентов в определение характера и эффективности их функционирования в контексте факторов окружающей среды. Это особенно важно, когда кодируется «участие». При любой возможности поощряется интервью (опрос) с детьми и подростками. Если дети совсем маленькие или вербальные навыки детей ограничены, то в качестве доверенного лица может выступать человек, проявлявший заботу и обеспечивающий уход за ребенком. Наконец, сведения для кодирования могут основываться на профессиональном (консультативном) заключении и различных источниках информации, включающих записи, наблюдения, опрос и др.

Существует несколько способов, которые могут применяться при кодировании. В задачи этого тома не входит перечисление инструментов и систем измерений для потенциального использования при оценке, однако одной из задач является поощрение в составлении такого перечня. Он может быть полезен для оценки методик при выборе тестирования, которые дают объективную оценку Функциям организма и Структуре, «Активности» и «Участию», а также Факторам окружающей среды. Пользователей поощряют при использовании тестирования, методик, адаптированных к условиям стран, в которых они работают. Интерес к применению МКФ и МКФ-ДП способствует выбору объективных инструментов, а также развитию новых систем измерений, совместимых с рамками МКФ-ДП. Таким эффективным инструментом может быть «Практическое руководство для психиатрической оценки взрослых людей» для служебного пользования (The Practice Guideline for Psychiatric Evaluation of Adults, 1995, developed by the American Psychological Association). Это практическое руководство предназначено для междисциплинарного использования и содержит информацию, необходимую для кодирования в каждом из доменов. Вероятно, что с принятием МКФ-ДП в разных редакциях будут доступны многочисленные учебные пособия и обучающие курсы по её применению.

 

Конкретные примеры

Краткая информация, представленная в конкретных примерах, предназначена для использования при установлении кодов МКФ-ДП по проблемам, наблюдаемым у детей. На практике обычно характер и многоплановость доступной информации о ребенке более обширны, чем в этих примерах. Тем не менее, для иллюстрации применения МКФ-ДП пользователю настоятельно рекомендуется рассмотреть перечисленные случаи и применить коды, отражающие проблемы и характеризующие функции и структуры, ограничения жизнедеятельности для каждого представленного ребенка. В качестве первого шага было бы полезно рассмотреть нижеуказанный широкий перечень вопросов и привести в соответствие с вопросами любую проблему из описанного конкретного случая. Пользователь может привлечь в помощь себе предыдущий раздел, где описаны последовательные шаги установления кодов МКФ-ДП на основе информации, имеющейся о ребенке. Самый главный акцент должен быть поставлен на установление соответствующих кодов, потому что представленные примеры не обеспечивают достаточной информации для уровня (знака) определителя.

1. Существуют ли (проявляются ли) у ребенка или подростка какие-либо проблемы с функциями организма?

2. Существуют ли у ребенка или подростка какие-либо проблемы со структурами органов, конечностей или другими структурами организма?

3. Существуют ли у ребенка или подростка проблемы при выполнении задач или действий?

4. Существуют ли у ребенка или подростка проблемы при вовлечении в возрастные (соответствующие возрасту) жизненные ситуации?

5. Существуют ли факторы окружающей среды, которые как-то ограничивают или, наоборот, помогают функционированию ребенка или подростка?

Пример 1. С. – девочка 3 лет, родилась после физиологической беременности. У нее обнаружили врожденные проблемы с сердцем, которые были скорректированы рано посредством двух хирургических вмешательств. У нее отмечаются частые инфекции верхних дыхательных путей и отиты, которые, видимо, способствовали нарушению слуха.

С. с мамой живут в квартире, в центре большого города и получают медицинскую помощь в одной из городских больниц. Отец С. оставил их вскоре после ее рождения и не помогает семье финансово. Когда мама С. работает в местном магазине, девочка находится у соседки, которая заботится о ней. По выходным дням мама работает, и девочка остается у бабушки со сводными братьями. С. – серьезная девочка, которую трудно рассмешить – не улыбается и не смеется, проводит много времени в простой игре с предметами в одиночестве и не контактирует с другими детьми. Ей нравятся вещи, которые издают звуки, когда их толкают или тянут, она может долго играть с ними. С другой стороны, ее легко отвлечь. Если ее внимание не занято, то она начинает раскачиваться. Начала ходить три месяца тому назад, она не может подниматься по лестнице, пока кто-то не возьмет ее за руку. Запас слов составляет около 20, которые различимы, например, «мое», «больше», «кубик», «сок», а большее количество слов она произносит так, что они не понятны. Один из ее любимых видов деятельности (активности) – сидеть на коленях у матери, чтобы ей читали. Она показывает знакомые картинки, но ей трудно запомнить названия предметов, изображенных на этих картинках. Бывает так, что когда называют ее имя, она не реагирует, и складывается впечатление, что не слышит людей. Причина такого поведения неясна, но, возможно, это связано с нарушением слуха вследствие частых отитов. Обследование, проведенное в 24 мес, показало, что уровень развития соответствует 17 мес. Специфическая задержка развития была очевидна для восприятия языка и невозможности пользоваться средствами языка в собственной речи (импрессивная и экспрессивная речь). Оценка слуха выявила умеренную двустороннюю потерю слуха.

Возвращаясь к пяти поставленным вопросам, можно предположить, что проявляемые проблемы у этого ребенка попадают под коды в Разделах 1.1., 1.2., 1.4. и 1.7., составляющих Функции организма. Для «Активности и Участия» следует рассмотреть пригодные коды из Разделов З.1., 3.3., 3.4., 3.7. и 3.8. Коды, определяющие характер барьеров и облегчающих факторов в ситуации этого ребенка, могли бы быть найдены в составляющих «Факторы окружающей среды», в Разделах 4.1. и 4.3.

Пример 2. Т. — мальчик 10 лет, направленный на обследование в клинику после испытанных в течение 2 лет трудностей с учебой в школе. На основе обследования установлено, что у него нарушена концентрация внимания на учебных задачах, что он часто отвлекается. Родители говорят, что мальчик постоянно ведет себя плохо, не слушается. По словам родителей и учителей, ему трудно быть спокойным дома и в школе. Он беспокоен при выполнении школьного задания. У него особенные проблемы с памятью, не может вспомнить материал, который он изучал. Постоянно отвлекается на уроках, чтение и письмо его оценивается как уровень второй степени. Кроме того, у него есть проблемы при приспособлении к социальным ситуациям и общении с другими детьми.

Учитель и родители Т. обеспокоены его высоким уровнем активности и тем, что он не способен думать, оценивать обстановку прежде, чем начать делать. Это проявляется, когда ему не удается дождаться своей очереди в игре и спорте, дома; когда он выезжает на велосипеде на оживленную улицу, не оглянувшись предварительно. Были опробованы разные способы, чтобы помочь мальчику в классе, но это не дало положительных результатов. Семья ребенка против применения лекарственных средств. Недавно ребенка осмотрел педиатр, который назначил лечение, на фоне которого, школа разрабатывает индивидуальный план для обучения Т. в классе.

Проблемы этого 10-летнего мальчика соответствуют ряду кодов в Разделах 1 из составляющей «Функции организма». Что касается составляющих «Активность и Участие», в Разделе З.1., 3.2., 3.3., 3.7. и 3.8. содержатся коды для регистрации повышенного уровня активности ребенка и тех трудностей, которые встречаются при удовлетворении ситуационных и академических (учебных) требований в классе. Приемлемые коды для описания соответствующих «Факторов окружающей среды» можно найти в Разделах 4.1. и 4.5.

Пример 3. J. – девочка 14 лет, проживает с родителями в маленьком городе. У нее тяжелая астма, которую определили в раннем возрасте. Кроме повышенной реакции на специфические аллергены, астматические приступы J. провоцируются физическими упражнениями, холодным воздухом и возбуждением. Приступы продолжаются до 2 ч. и случаются по несколько раз в неделю. В настоящее время ей прописан бронходилятор и для профилактики приступов – небулайзер. Однако, в прошлом году J. нарушила медицинский режим, после чего острые приступы удушья повторяются чаще. С начала занятий по дошкольной программе, и до настоящего времени, у девочки частые пропуски школьных занятий. В результате уровни ее достижений были постоянно плохими, она не оставалась на второй год, но продолжает снижать свои показатели по сравнению с ровесниками.

В настоящее время девочка учится в местной средней школе в восьмом классе. Так как физическая нагрузка провоцирует приступы, то она освобождена от уроков труда и не посещает уроки физкультуры. Она часто отсутствует в школе, оставаясь дома, где обычно смотрит телевизор и подкрепляется легкими закусками. В последний год у нее отмечена избыточная масса тела. Из-за частого отсутствия в школе у J. нет друзей. J сообщает о том, что чувствует свое отличие и изолированность от ровесников. Родители тревожатся о ее физическом и эмоциональном здоровье и консультируются с врачом.

Состояние здоровья подростка приводит к проблемам, которые следует обозначить прежде всего кодами в Разделах 1.1., 1.4. и 1.5. в разделе Функции организма. Что касается составляющей Активности и Участия, большую часть приемлемых кодов следует искать в Разделах 3.2., 3.5., 3.7., 3.8. и 3.9., а в Разделах 4.1., 4.2. и 4.3. из раздела «Факторы окружающей среды» можно получить информацию о значительной роли окружения при лечении астмы.

 

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» N 6/2018.

 

 

[1] Сокращенную версию Международной классификации функционирования и ограничений жизнедеятельности и здоровья можно скачать с сайта http://управление-здравоохранением.рф (раздел «Каталог файлов», подраздел «Медицинская статистика»).

[2] Несмотря на то, что дополнительно введенные новые коды и модификации существующих кодов в МКФ-ДП предназначались специально для детей и подростков, они могут также иметь отношение к МКФ. Новые или модифицированные коды в МКФ-ДП были объединены в единое с МКФ целое в процессе ее совершенствования.

Другие статьи по теме
Категория: Медицинская статистика | Добавил: zdrav1 (21.07.2018)
Просмотров: 257
Всего комментариев: 0
вверх Яндекс.Метрика