Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей медицинских информационных систем - Информатизация здравоохранения - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Информатизация здравоохранения

Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей медицинских информационных систем

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения».

Сараев Л.А. Научный консультант редакции журнала

Повышение качества и доступности медицинской помощи, совершенствование профилактической работы, повышение социально-экономической эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов невозможно без кардинального улучшения системы управления здравоохранением, которое, в свою очередь, невозможно без информационного обеспечения на основе современных информационных технологий.

В плане деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации на период с 2016 по 2021 год[1] в области информатизации здравоохранения поставлены следующие задачи:

1. Создание единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (предполагает своевременное и полное обеспечение информационного взаимодействия на основе использовании информационно-коммуникационных технологий).

2. Интеграция созданных медицинских информационных систем в единое информационное пространство.

Напомним читателям основные задачи Минздрава России в области информатизации здравоохранения на 2016 год. Это:

- утверждение нормативно-правовых актов для использования информационно-телекоммуникационных технологий в сфере охраны здоровья граждан;

- развитие системы единой нормативно-справочной информации в целях методической поддержки субъектов РФ в области информатизации здравоохранения в соответствии с Планом мероприятий ("дорожной картой") по развитию Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ);

- модернизация и развитие федеральных компонентов ЕГИСЗ для реализации межведомственных проектов;

- развитие региональных медицинских информационных систем в соответствии с направлениями, определенными в «дорожной карте», которые нацелены на повышение качества и доступности медицинской помощи и лекарственного обеспечения за счет повышения точности планирования и распределения необходимых объемов медицинской помощи и ресурсов, увеличения вовлеченности граждан в лечебно-диагностический процесс, сокращения непрофильной деятельности врачей.

Для решения этих задач Министерством здравоохранения проводится соответствующая работа, включающая нормативно-методическое обеспечение формирования и функционирования информационных систем в медицинских организациях и на всех уровнях управления здравоохранением (муниципальном, региональном и федеральном). Из последних методических документов, утвержденных в этом году, следует отметить:

- Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей медицинских информационных систем медицинских организаций (МИС МО);

- Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей региональных медицинских информационных систем (РМИС).

 

Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей медицинских информационных систем медицинских организаций (утв. Минздравом России 01.02.2016)

 

В документе представлены методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей медицинской информационной системы (далее - МИС), предназначенной для сохранения первичной информации, порождаемой деятельностью медицинской организации (далее - МО), и для автоматизации лечебно-диагностического процесса (далее - ЛДП) МО, в том числе с ведением электронной медицинской карты (далее - ЭМК) и персонифицированным учетом оказанной медицинской помощи.

МИС МО предназначена для обеспечения:

- информационной поддержки процесса оказания медицинской помощи на уровне медицинской организации, включая ведение электронной медицинской карты пациента, медико-технологических процессов в рамках медицинской организации;

- информационной поддержки процесса управления медицинской организации, включая управление административно-хозяйственной деятельностью медицинской организации, формирование и передачу данных о затратах за оказанную медицинскую помощь и лекарственное обеспечение;

- информационной поддержки процессов взаимодействия с пациентами, включая предоставление возможности записи и самозаписи пациента на прием к врачу, информационного наполнения личного кабинета пациента, выдачи пациенту электронных копий медицинских документов;

- информационного взаимодействия между различными медицинскими организациями в рамках оказания медицинской помощи, включая направление пациентов в другие медицинские организации для проведения лабораторных и диагностических обследований, для получения медицинской помощи;

- информационного взаимодействия с централизованными региональными и федеральными информационными ресурсами в части обмена информацией, связанной с лечебно-диагностическим процессом.

Основными целями создания и внедрения МИС являются:

- повышение качества и доступности медицинской помощи населению;

- снижение издержек на ее оказании при сохранении (повышении) уровня результата;

- повышение эффективности работы медицинской организации;

- вовлечение граждан в заботу о собственном здоровье;

- обеспечение обоснованности и оперативности принятия управленческих решений;

- поддержка принятия врачебных решений;

- создание информационной базы научно-исследовательской работы.

Поставленные цели достигаются посредством:

- автоматизации медицинской и административной деятельности при осуществлении лечебно-диагностического процесса на объектах автоматизации;

- ведения медицинской документации в электронном виде (ведение электронной медицинской карты - ЭМК);

- обеспечения персонифицированного учета оказания медицинских услуг;

- сопоставления состава рекомендуемых лечебными стандартами мероприятий и последовательности их проведения с зафиксированными в МИСС МО лечебно-диагностическими назначениями и их выполнением;

- обеспечения информационного взаимодействия организаций системы здравоохранения, участников лечебно-диагностического процесса в среде единого информационного пространства, сформированное в ходе создания ЕГИСЗ;

- взаимодействия с административно-хозяйственными системами, в том числе с целью анализа реальных затрат по оказанию медицинских услуг, как для пациента, так и для структурной единицы МО.

Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей медицинских информационных систем медицинских организаций достаточно объемный документ (82 стр.), поэтому полностью опубликовать его на страницах нашего журнала не представляется возможным. Его можно бесплатно заказать по E-mail: zdrav1@mail.ru.

Справочно даем оглавление рекомендаций.

 

Оглавление

1. Назначение документа

2. Перечень нормативно-правовых актов

2.1. Федеральные законы, распоряжения Правительства Российской Федерации

2.2. Приказы и методические рекомендации Минздрава России и ФФОМС

2.3. Нормативные правовые акты в области защиты информации

2.4. Прочие документы

3. Термины, определения, обозначения и сокращения

3.1. Перечень сокращений, используемых в документе

3.2. Перечень терминов, используемых в документе и их определения

4. Назначение, цели и задачи МИС МО

5. Характеристики объекта автоматизации

6. Общие рекомендации к МИС МО

7. Технические рекомендации к МИС МО

7.1. Аппаратное обеспечение

7.2. Коммуникационное оборудование

7.3. Системное программное обеспечение

8. Рекомендации по функциональным возможностям МИС МО

8.1. Базовая функциональность МИС МО

8.1.1. Подсистема «Регистратура амбулаторно-поликлинической организации»

8.1.2. Подсистема «Приемное отделение»

8.1.3. Подсистема «Ведение электронных амбулаторных карт пациентов»

8.1.4. Подсистема «Ведение электронных стационарных карт пациентов»

8.1.5. Подсистема «Клинико-диагностическая лаборатория»

8.1.6. Подсистема «Цифровые изображения (Радиология)»

8.1.7. Подсистема «Инструментальная диагностика»

8.1.8. Подсистема «Учет временной нетрудоспособности»

8.1.9. Подсистема «Аптека»

8.1.10. Подсистема «Управление коечным фондом»

8.1.11. Подсистема «Управление взаиморасчетами за оказанную медицинскую помощь»

8.1.12. Подсистема «Статистика»

8.1.13. Подсистема «Патоморфология»

8.1.14. Подсистема «Оказание скорой медицинской помощи»

8.2. Расширенная функциональность МИС МО

8.2.1. Подсистема «Информационная поддержка пациентов»

8.2.2. Подсистема «Клинико-экспертная работа»

8.2.3. Подсистема «Запись пациентов на прием»

8.2.4. Подсистема «Льготное лекарственное обеспечение»

8.2.5. Подсистема «Диспансерное наблюдение»

8.2.6. Подсистема «Периодические медицинские осмотры»

8.2.7. Подсистема «Вакцинопрофилактика»

8.2.8. Подсистема «Кабинет переливания крови»

8.2.9. Подсистема «Стоматология»

9. Оценка функциональных возможностей МИС МО

10. Уровни автоматизации МО и условия подготовки МО к автоматизации

11. Оценка использования ресурсов МИС МО

12. Рекомендации по приспособляемости при изменении условий эксплуатации

12.1. Влияние изменений количества потребителей информации

12.2. Влияние изменения количества автоматизируемых функций

12.3. Влияние изменений количества поставщиков информации

12.4. Масштабируемость и допустимые пределы модернизации системы

13. Рекомендации по надежности

13.1. Надежность технических средств и программного обеспечения

14. Эргономика и техническая эстетика

14.1. Интерфейс

14.2. Обработка исключительных ситуаций и ошибок

14.3. Ввод и контроль данных

14.4. Устройства ввода информации

14.5. Организация экранных форм

15. Рекомендации по техническому обслуживанию

16. Защита информации от несанкционированного доступа

17. Сохранность информации при авариях

18. Патентная чистота

19. Условия стандартизации и унификации

20. Интеграция с другими информационными системами

21. Состав и форма предоставления выходной информации

22. Организационно-методическое обеспечение

23. Документация МИС МО

 

Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей региональных медицинских информационных систем (утв. Минздравом России 23.06.2016)

 

В документе представлены методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей региональной медицинской информационной системы (далее - РМИС). Основная цель разработки рекомендаций состоит в определении базовых рекомендаций к проектированию, разработке и эксплуатации региональных медицинских информационных систем (РМИС).

 

Назначение, цели и задачи РМИС

РМИС предназначена для руководителей органов управления здравоохранением, органов государственной власти и органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации для использования при решении вопросов оперативного, тактического и стратегического управления, планирования развития здравоохранения региона, для органов государственного надзора и контроля, для МО, общественных объединений, организаций и граждан Российской Федерации.

Основным назначением РМИС является обеспечение информационной поддержки процессов управления системой здравоохранения региона и предоставления необходимых сервисов для МО.

РМИС является ключевым компонентом регионального сегмента ЕГИСЗ.

Основными целями создания и внедрения РМИС являются:

- повышение и обоснованность принятия решений на этапах оперативного, тактического и стратегического управления;

- мониторинг качества и доступности оказываемой населению медицинской помощи;

- повышение экономической эффективности здравоохранения региона за счет оптимального использования всех видов ресурсов;

- обеспечение качественно нового уровня преемственности оказания медицинской помощи населению;

- обеспечение оперативного доступа граждан к данным о своем здоровье и взаимодействие с медицинским персоналом;

- поддержка процесса непрерывного образования с использованием дистанционных форм обучения и повышения квалификации в области медицины и фармацевтики.

Для достижения поставленных целей РМИС должна выполнять следующие задачи:

 

Стратегические задачи РМИС:

- обеспечение планирования основных направлений развития системы здравоохранения региона;

- прогнозирование потребности в высокотехнологичной медицинской помощи;

- прогнозирование показателей здоровья населения;

- информационно-аналитическая поддержка разработки и реализации региональных программ по развитию и модернизации здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению и другим вопросам в области охраны здоровья граждан;

- прогнозирование потребности в обеспечении медикаментами и предметами медицинского назначения, льготном лекарственном обеспечении;

- прогнозирование потребности в обеспечении медицинским оборудованием;

- прогнозирование потребности в медицинских кадрах и объемах подготовки специалистов.

 

Тактические задачи РМИС:

- поддержка информационного взаимодействия между органами исполнительной власти региона, субъектами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, иными хозяйствующими субъектами в области охраны здоровья граждан;

- информационно-аналитическая поддержка разработки и реализации региональной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

- поддержка и обеспечение нормативно-правового регулирования в области охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности на региональном уровне;

- учет ресурсов и обеспечение процессов управления ресурсами системы здравоохранения в регионе;

- управление и учет разрешительной деятельности в системе здравоохранения региона;

- анализ качества оказания медицинской помощи;

- анализ экономических аспектов оказания медпомощи на основе первичных учетных данных.

 

Оперативные задачи РМИС:

- мониторинг состояния системы здравоохранения региона, муниципалитета по показателям немедленного реагирования;

- предоставление оперативной информации и поддержка в чрезвычайных ситуациях;

- поддержка региональных сервисов для пациентов;

- обеспечение оперативного взаимодействия с МИС МО и федеральными системами и сервисами;

- обеспечение оперативного взаимодействия между различными структурами (в том числе различных ведомств), участвующими в информационном обмене как внутри, так и вне системы здравоохранения региона;

- обеспечение оперативного получения и всестороннего анализа статистической, в том числе медицинской, информации.

 

Общие рекомендации к РМИС

Формирование полномасштабной информационной системы регионального здравоохранения подразумевает создания единого информационного медицинского пространства региона. В настоящее время регионы России создают свои РМИС как сегменты ЕГИСЗ.

РМИС представляет собой совокупность информационных ресурсов в сфере здравоохранения, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающих взаимодействие заинтересованных субъектов и удовлетворение их информационных потребностей.

Субъектами РМИС могут быть юридические и физические лица, получившие в установленном порядке право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью.

Сбор и обработку информации осуществляют организации участники информационного обмена в сфере здравоохранения в порядке, установленном органом управления здравоохранением административной территории.

Наборы данных, которые собираются и обрабатываются участниками информационного обмена, состоят из данных, вносимых в обязательном порядке (единый набор для всех регионов РФ, регулируемый федеральным законодательством) и дополнительных данных, необходимых конкретному региону (устанавливается региональным законодательством).

Для передачи информации используются коммуникационные средства, позволяющие получать, хранить, передавать и использовать ее без искажений, что создает возможность получать любые необходимые группировки статистических данных на основе обработки первичной информации.

РМИС предполагает возможность централизованно-децентрализованного хранения информации, при котором структурированные данные собираются в региональное хранилище, в то время как «тяжелые» неструктурированные данные, например медицинские изображения, могут сохраняться в базах данных МИС МО, а в региональное хранилище собираются ссылки на них.

Создание региональной МИС обусловливает необходимость наличия автоматизированных систем в медицинских организациях и коммуникационной среды, в которую должны быть включены МО региона.

При разработке РМИС должны быть учтены следующие базовые принципы:

- однократный ввод и многократное использование первичной информации;

- обеспечение совместимости (интероперабельности) медицинских информационных систем;

- возможность использования прикладных медицинских информационных систем по модели «программное обеспечение как услуга» (SaaS);

- обеспечение информационной безопасности и защиты персональных данных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

- обеспечение интеграции с введенными в промышленную эксплуатацию компонентами «Электронного правительства», с универсальной электронной картой гражданина Российской Федерации;

- максимально возможное сохранение существующих МИС;

РМИС, как и другие ИС, должна разрабатываться на конкурентной основе.

 

Рекомендации по структуре (характеристика основных принципов построения, архитектуры и компонентов системы)

Прикладные информационные системы, являющиеся компонентами регионального сегмента ЕГИСЗ, разделяют на два уровня:

Первый уровень - медицинские информационные системы уровня МО.

Они предназначены для автоматизации лечебно-диагностических процессов, включая ведение ЭМК. Сведения, накапливаемые в МИС МО, являются первичной медицинской информацией, которая по определенным правилам и форматам обмена, через защищенные каналы связи, передается в РМИС для последующей обработки и использования.

Второй уровень - региональная медицинская информационная система.

Управленческая система, обеспечивающая информационную поддержку осуществления функций органа управления здравоохранением региона, территориального фонда обязательного медицинского страхования, страховых медицинских организаций и других организаций.

РМИС может содержать региональную ИЭМК, включающую в необходимом объеме сведения из ЭМК, ведущихся в МИС МО региона.

Использование «облачной» технологии ведения ЭМК или МИС МО возможно в двух вариантах: при использовании системы, предоставляемой органом управления здравоохранением (ОУЗ) или при размещении в «облаке» принадлежащего МО программного обеспечения. В обоих случаях в РМИС передается вся формируемая в МО медицинская информация. По такой же схеме может быть организована работа в регионе лабораторных информационных систем (ЛИС), систем хранения видеоизображений (в том числе радиологических РИС) и других

специализированных систем. В этом случае регион, при наличии технических возможностей, может организовать ведение такой удаленной работы МО в рамках регионального ресурса. Ведение такого регионального ресурса не является обязательным требованием к региональному сегменту ЕГИСЗ.

РМИС может взаимодействовать с другими региональными информационными системами и региональными и федеральными сервисами.

РМИС строится на программной платформе, обеспечивающей интеграцию и совместную обработку данных, получаемых от различных источников. «Сквозная» система сбора данных должна базироваться на основе информационной совместимости при использовании единых справочников и стандартов обмена.

Используемая в РМИС платформа должна обеспечить автоматизированное формирование всех видов отчетности на основе сведений из первичных источников данных, давать возможность представления руководителям полной медико-статистической, экологической и экономической информации, необходимой для анализа и принятия обоснованных решений.

РМИС должна включать в обязательном порядке средства защиты данных от несанкционированного доступа.

РМИС должна состоять из следующих подсистем:

1. Подсистема ведения нормативно-справочной информации региона (полностью согласована с федеральной НСИ, но может включать необходимые для региона дополнения).

2. Подсистемы учета демографических показателей региона и ресурсов системы здравоохранения:

- прикрепленного населения;

- льготных категорий населения;

- медицинских работников;

- паспортов медицинских организаций;

- медицинского оборудования и медицинской техники.

3. Подсистема записи к врачу через Интернет (электронной регистратуры).

4. Подсистема региональной интегрированной электронной медицинской карты (ИЭМК).

5. Подсистема ведения стандартов лечения (полностью согласована с федеральной системой ведения стандартов лечения, с региональными дополнениями).

6. Региональные регистры и сегменты федеральных специализированных регистров по различным аспектам здравоохранения.

7. Подсистема организации скорой и неотложной медицинской помощи региона (включая санитарную авиацию).

8. Подсистема обеспечения региона лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в том числе льготного рецептурного обеспечения.

9. Подсистема телемедицины региона.

10. Подсистема учета профилактических осмотров населения.

11. Подсистема санитарно-эпидемиологического мониторинга.

12. Подсистема «Службы переливания крови» (функциональный аналог).

13. Подсистема ведения документов строгой отчетности и учета (листок нетрудоспособности, льготный рецептурный бланк и др.) региона.

14. Информационно-аналитическая подсистема поддержки управленческих решений на всех уровнях организации здравоохранения региона (в том числе медстатистика).

Наряду с подсистемами РМИС, региональный сегмент ЕГИСЗ может включать следующие сервисы:

- библиотека систем поддержки принятия врачебных решений;

- региональный портал системы здравоохранения;

- личный кабинет пациента;

- портал электронного образования;

- деперсонифицированная информация для научных исследований и учебных целей;

- портал профессионального сообщества.

Как и предыдущие рекомендации, «Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей региональных медицинских информационных систем» также достаточно объемный документ (52 стр.), поэтому полностью опубликовать его на страницах нашего журнала нет возможности. Его можно бесплатно заказать по E-mail: zdrav1@mail.ru.

Справочно даем оглавление рекомендаций.

 

Оглавление

1. Назначение документа

2. Перечень нормативно-правовых актов

2.1. Федеральные законы, распоряжения Правительства Российской Федерации

2.2. Приказы и методические рекомендации Минздрава России и ФФОМС

2.3. Нормативно-правовые акты в области защиты информации

2.4. Прочие документы

3. Термины, определения, обозначения и сокращения

3.1. Перечень сокращений, используемых в документе

3.2. Перечень терминов, используемых в документе, и их определения

4. Назначение, цели и задачи РМИС

5. Характеристики объекта автоматизации

6. Пользователи РМИС

7. Общие рекомендации к РМИС

8. Рекомендации по структуре (характеристика основных принципов построения, архитектуры и компонентов системы)

9. Рекомендации по функциональным возможностям РМИС

9.1. Ведение нормативно-справочной информации региона

9.2. Учет демографических показателей региона и ресурсов системы здравоохранения

9.3. Запись к врачу через Интернет (Электронная регистратура)

9.4. Региональная ИЭМК

9.5. Ведение стандартов лечения

9.6. Ведение специализированных территориальных регистров по основным
направлениям медицины

9.7. Организация скорой и неотложной медицинской помощи региона (в том
числе санитарной авиации)

9.8. Организация обеспечения региона лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в том числе льготного

9.9. Информационное обеспечение телемедицины региона

9.10. Учет проведения профилактических осмотров населения

9. 11. Санитарно-эпидемиологический мониторинг

9.12. Поддержка службы переливания крови

9.13. Ведение документов строгой отчетности и учета региона

9.14. Информационно-аналитическая система поддержки управленческих решений на всех уровнях организации здравоохранения региона (в том числе мед статистика)

9.15. Сервисы регионального сегмента ЕГИСЗ

9.15.1. Создание библиотеки систем поддержки принятия врачебных решений (СППВР)

9.15.2. Поддержка регионального портала системы здравоохранения

9.15.3. Ведение сервиса персональных медицинских данных «Личный кабинет пациента»

9.15.4. Портал электронного образования

9.15.5. Предоставление деперсонифицированной информации для научных
исследований и учебных целей

9.15.6. Портал профессионального сообщества

9.16. Дополнительные возможности РМИС

9.16.1. Ведение ЭМК/ МИС МО в рамках РМИС (для организаций, не имеющих собственных МИС)

9.16.2. Региональная лабораторная информационная система

9.16.3. Региональная радиологическая система

10. Рекомендации к архитектуре и стандартам обмена данными

11. Технические рекомендации к РМИС

11.1. Рекомендации к аппаратному обеспечению

11.2. Рекомендации к коммуникационному оборудованию

11.3. Рекомендации к системному программному обеспечению

11.4. Рекомендации к программному обеспечению

12. Рекомендации к организационному обеспечению

13. Рекомендации к защите информации

14. Рекомендации к интеграции с другими информационными системами

14.1. Типы взаимодействий РМИС с внешними системами

14.2. Объекты информационного обмена

14.3. Рекомендации к модулю интеграции

15. Рекомендации к документированию РМИС

 

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» 2016/09

 

[1] Указанный план утвержден 14 июня 2016 г. Министром здравоохранения РФ.

Другие статьи по теме
Категория: Информатизация здравоохранения | Добавил: zdrav1 (29.08.2017)
Просмотров: 1190
Всего комментариев: 0
вверх Яндекс.Метрика