Профсоюзный контроль за состоянием охраны и условий труда в медицинских организациях - Охрана труда в медицинских организациях - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Охрана труда в медицинских организациях

Профсоюзный контроль за состоянием охраны и условий труда в медицинских организациях

Источник: «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения»

Трудовым кодексом РФ (ст. 370) определено право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений.

 

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства федеральные профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любые организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнения условий коллективных договоров и соглашений.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

- осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

- защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

- предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

- направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

- осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

- принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ, законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ, нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

- принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативно-правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда;

- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы и их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

 

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда

Основным звеном общественного контроля за охраной труда непосредственно в коллективах являются уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзных организаций. Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников своего производственного (структурного) подразделения, уполномоченные могут осуществлять постоянный контроль за соблюдением работодателями законодательных и иных нормативно-правовых актов по охране труда, состоянием условий и охраны труда, а также за выполнением работниками правил и норм охраны труда.

Согласно статье 370 Трудового кодекса РФ, профессиональные союзы вправе избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Постановлением Исполкома ФНПР от 18.10.2006 № 4-3 утверждено Типовое положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза.

Во исполнение постановления Исполкома ФНПР постановлением Президиума ЦК профсоюза работников здравоохранения от 01.03.2007 № 8-11 утверждено Общее положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профсоюза работников здравоохранения РФ.

Институт уполномоченных создается профсоюзами для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.

Профсоюзы могут также организовывать выборы уполномоченных в структурных подразделениях.

Уполномоченный профсоюзного комитета по охране труда избирается открытым голосованием на общем профсоюзном собрании работников организации и структурного подразделения на срок полномочий выборного профсоюзного органа.

В организации из членов профсоюзного комитета избирается старший уполномоченный по охране труда. Старший уполномоченный и отдельные уполномоченные структурных подразделений избираются в состав комитета (комиссии) по охране труда.

В случае образования в организации комиссии по охране труда при профсоюзном комитете, ее возглавляет старший уполномоченный профсоюзного комитета по охране труда, он же является членом профсоюзного комитета.

Старший уполномоченный профсоюзного комитета по охране труда координирует работу уполномоченных по охране труда организации.

Осуществляя общественный контроль за охраной труда, уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями структурных подразделений, выборными профсоюзными органами, со службой охраны труда и другими службами организации, с инструкторами государственных органов надзора и контроля за охраной труда и инспекторами труда профсоюзных органов.

При решении вопроса о гарантиях работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы, следует руководствоваться статьями 171 и 374 ТК РФ. Что касается гарантий освобожденным от основной работы профсоюзным работникам, то они предусмотрены статьями 375 и 376 ТК РФ.

В соответствии со статьей 374 ТК РФ, увольнение по инициативе работодателя в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части 1 статьи 81 Кодекса руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций не ниже цеховых и приравненных к ним, не освобожденных от основной работы, допускается - помимо общего порядка увольнения - только с предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа.

 

Трехступенчатый контроль за состоянием условий и охраны труда

 

Общие положения

В некоторых организациях здравоохранения продолжает осуществляться трехступенчатый метод контроля за состоянием условий труда в структурных подразделениях и в целом по организации.

Трехступенчатый метод контроля в системе управления охраной труда является одной из форм контроля работодателями и комитетами профсоюза учреждений здравоохранения за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, кабинетах и палатах, отделениях и отделах, лабораториях, участках и мастерских, больницах, поликлиниках, аптеках, учебных медицинских заведениях и других учреждениях. При этом, контроль осуществляется за соблюдением всеми работниками нормативно-правовых актов по охране труда и противопожарной безопасности.

Трехступенчатый метод контроля не исключает проведение административного контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и специалистов организации, а также общественного контроля, предусмотренного Положениями о технических инспекторах труда ЦК Профсоюза, комитетах (комиссиях) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лицах профсоюзных организаций по охране труда.

В зависимости от специфики организации здравоохранения, структуры и масштабов ее структурных подразделений трехступенчатый метод контроля проводится:

- на первой ступени - в отделениях и отделах, лабораториях и участках, мастерских и др. структурных подразделениях;

- на второй ступени - в отделениях и отделах, лабораториях, а также в более крупных структурных подразделениях, как поликлиники, больничный корпус, роддом, факультет учебного медицинского заведения, цех фармацевтического производства, пищеблок и тому подобных подразделениях;

- на третьей ступени - в организации в целом.

Руководство организацией трехступенчатого метода контроля осуществляют руководитель (зам. руководителя) и председатель комитета профсоюза (зам. председателя комитета профсоюза по охране труда). Ими утверждается график проведения трехступенчатого метода контроля 2-ой ступени и 3-ей ступени.

 

1. Первая ступень

Контроль на первой ступени проводится не реже одного раза в неделю руководителем структурного подразделения (отделения, отдела, лаборатории, участка и т.д. и т.п.) совместно с уполномоченным (доверенным лицом) по охране труда профорганизации. На первой ступени рекомендуется проверять:

- выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;

- состояние условий труда на каждом рабочем месте;

- безопасность эксплуатации медоборудования, приборов и средств измерения медицинского назначения;

- состояние электробезопасности и соблюдение работниками правил электробезопасности;

- исправность приточной и вытяжной вентиляции и местных отсосов;

- наличие и соблюдение работниками инструкций по охране труда;

- наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты и др.

Намечаются мероприятия по устранению выявленных при проверках нарушений и недостатков, определяются сроки и ответственные за их исполнение. Если недостатки, выявленные проверкой, не могут быть устранены силами структурного подразделения, то его руководитель должен сообщить об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.

Результаты проверки заносятся в Журнал первой ступени контроля, который должен храниться у руководителя участка.

 

Форма журнала первой ступени контроля

 

Дата проведения контроля

Ф.И.О. руководителя подразделения, уполномоченного по охране труда

Выявленные недостатки и нарушения по охране труда

Мероприятия по устранению недостатков и нарушений

Ответственные лица из числа ИТР за исполнение

Срок исполнения

Отметка о выполнении (дата, подпись отв.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание. На обложке журнала записываются наименование учреждения (организации), отдел (отделение), дата начала и конца ведения журнала. На первой странице рекомендуется привести памятку по проведению ступени контроля, на 2-й странице - выдержки из Положения об уполномоченном по охране труда.

 

2. Вторая ступень

Контроль на второй ступени проводится комиссией, возглавляемой руководителем больничного корпуса поликлиники, факультета учебного заведения, цеха и осуществляется не реже одного раза в месяц. В состав комиссии входят руководители (представители) технических служб подразделения (служба АХО, механика, энергетика и др.), специалист службы охраны труда организации, уполномоченный по охране труда соответствующего структурного подразделения.

На второй ступени контроля проверяются:

- организация и результаты работы первой ступени контроля;

- выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступеней контроля;

- выполнение приказов и распоряжений руководителей организации, решений профсоюзного комитета по вопросам охраны труда;

- выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля и представлений органов общественного контроля;

- выполнение мероприятий, разработанных по результатам расследования несчастных случаев;

- исправность и соответствие медицинского оборудования, аппаратуры, транспортных средств требованиям нормативно-правовых актов по охране труда;

- соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов медицинского оборудования, вентиляционных систем и установок, зданий и сооружений;

- состояние охраны труда в подразделениях, наличие плакатов по охране труда, сигнальных цветов и знаков безопасности;

- наличие и исправность защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств;

- своевременность и качество проведения инструктажей работников по охране труда;

- наличие и правильность использования работниками средств индивидуальной защиты (спецодежды, спецобуви, санитарно-гигиенической одежды и санитарной обуви);

- состояние санитарно-бытовых помещений и устройств.

Результаты проверки заносятся в Журнал второй ступени контроля, который должен храниться у руководителя больничного корпуса, поликлиники и т.д. и т.п. Комиссия намечает мероприятия, руководитель соответствующего подразделения организации назначает сроки исполнения и ответственных.

 

Форма журнала второй ступени контроля

 

Дата проведения контроля

Состав комиссии, производившей контроль (Ф.И.О., должность)

Выявленные недостатки и нарушения по охране труда

Мероприятия по устранению недостатков и нарушений

Ответственный за исполнение

Срок исполнения

Отметка о выполнении (дата, подпись отв. за исполнение и уполномоченного по охране труда)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На обложке журнала записываются наименование организации, отделения, Ф.И.О. руководителя, дата начала и конца ведения журнала.

 

3. Третья ступень

Контроль на третьей ступени проводится комиссией, возглавляемой работодателем (руководителем ЛПУ или его заместителем), не реже одного раза в квартал. В состав комиссии входят руководитель службы охраны труда, председатель профсоюзного комитета или его заместитель по охране труда (старший уполномоченный профкомитета по охране труда), представитель технических служб учреждения, ответственные за электрохозяйство; вентиляционные системы и установки; грузоподъемные механизмы и установки; сосуды, работающие под давлением и др.

На третьей ступени проверяются:

- организация и результаты работы первой и второй ступеней контроля;

- выполнение мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями по охране труда и другими документами;

- выполнение мероприятий, разработанных по результатам расследования тяжелых и групповых несчастных случаев и аварий;

- техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений, цехов и прилегающих к ним территорий в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов по охране труда;

- выполнение приказов и распоряжений, предписаний и указаний органов государственного надзора и контроля и представлений органов общественного контроля;

- обеспеченность работников санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;

- организация проведения обучения и инструктажей работников и специалистов по охране труда.

Результаты проверок оформляются актом и обсуждаются на совещании у руководителя организации с участием профсоюзного актива, а при необходимости с приглашением органов государственного надзора и контроля.

На совещании заслушиваются руководители больничных корпусов, поликлиник, отделений, участков, на которых выявлено неудовлетворительное состояние условий и охраны труда и нарушение требований нормативно-правовых актов по охране труда.

Проведение совещания оформляется протоколом, с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. В необходимых случаях руководителем учреждения издается приказ (распоряжение).

 

Общее положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профсоюза работников здравоохранения РФ

 

1. Общие положения

Общее Положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профсоюза работников здравоохранения РФ разработано в соответствии со статьей 370 Трудового кодекса РФ, «Типовым положением об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза», утвержденным постановлением Исполкома ФНПР от 18.10.2006 № 4-3 и определяет порядок организации общественного (профсоюзного) контроля за соблюдением законных прав и интересов работников учреждений (организаций) здравоохранения в области охраны труда.

Уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда (в дальнейшем - уполномоченный по охране труда) в своей деятельности руководствуется требованиями законодательных актов, правил и норм охраны труда, настоящим Положением, постановлениями (решениями) первичной организации Профсоюза и ее выборных органов, коллективным договором и (или) соглашением, локальными нормативными актами по охране труда.

Выборный орган первичной организации Профсоюза обеспечивает выборы уполномоченных по охране труда.

Численность уполномоченных по охране труда устанавливается при заключении коллективного договора или совместным решением работодателя и выборного органа первичной организации Профсоюза, в зависимости от конкретных условий и необходимости обеспечения общественного контроля за условиями и охраной труда в организации и в каждом структурном подразделении.

При наличии в организации нескольких профсоюзов - каждому из них предоставляется право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченного.

Уполномоченным по охране труда не может быть избран работник (должностное лицо), который по занимаемой должности несет ответственность за состояние условий и охраны труда в организации и ее структурном подразделении.

Уполномоченный по охране труда избирается открытым голосованием на общем профсоюзном собрании работников организации или структурного подразделения на срок полномочий выборного органа первичной организации Профсоюза.

Выдвижение уполномоченных по охране труда в состав комитета (комиссии) по охране труда в качестве представителей работников организации может осуществляться на основании решения выборного органа первичной организации Профсоюза, если объединяет(ют) более половины работающих, или собрания (конференции) работников организации.

Уполномоченные осуществляют свою деятельность во взаимодействии с руководителями и иными должностными лицами организации (структурного подразделения), службой охраны труда и другими службами организации, комитетом по охране труда, технической инспекцией труда ЦК Профсоюза, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение надзора и контроля.

Руководство деятельностью уполномоченных осуществляется выборным органом первичной организации Профсоюза.

Уполномоченный по охране труда периодически отчитывается (не реже одного раза в полугодие) о своей работе на общем профсоюзном собрании или на заседании выборного органа первичной организации Профсоюза.

Уполномоченные представляют отчет о своей работе (один раз в год) в выборный орган первичной организации Профсоюза.

По решению профсоюзного собрания организации (структурного подразделения) или выборного органа первичной организации Профсоюза уполномоченный по охране труда может быть отозван до истечения срока действий его полномочий, если он не выполняет возложенных функций или не проявляет необходимой требовательности по защите прав и интересов работников на безопасные условия труда.

Выборный орган первичной организации Профсоюза (профком) и работодатель (должностное лицо), а также техническая и правовая инспекции труда ЦК Профсоюза оказывают необходимую помощь и поддержку уполномоченным по выполнению возложенных на них обязанностей.

 

2. Основные задачи уполномоченного по охране труда

Основными задачами уполномоченного являются:

- содействие созданию в организации (в структурном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда;

- осуществление в организации (структурном подразделении) контроля в форме обследования (проверки) и (или) наблюдения за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах;

- подготовка предложений работодателю (должностному лицу) по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах на основе проводимых обследований (проверок) и (или) наблюдений, а также анализа выполнения мероприятий, предусмотренных коллективным договором и соглашением, и участия в расследовании несчастных случаев;

- информирование и консультирование работников организации и структурных подразделений по вопросам их прав и гарантий на безопасный и здоровый труд.

 

3. Функции уполномоченного по охране труда

Для решения задач, поставленных перед уполномоченным по охране труда, на него возлагаются следующие функции:

3.1. Проведение обследований (проверок) или наблюдений за состоянием условий труда на рабочих местах и подготовка предложений должностным лицам по устранению выявленных нарушений.

Проведение обследований (проверок) предусматривает контроль за:

- соблюдением работниками требований инструкций по охране труда;

- прохождением работниками обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), а также за прохождением внеочередных медицинских осмотров (обследований) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ;

- получением и правильностью применения работниками сертифицированных спецодежды, спецобуви и др. средств индивидуальной защиты на рабочих местах;

- прохождением работниками обучения и инструктажей по охране труда;

- созданием работникам здоровых и безопасных условий труда;

- проведением аттестации рабочих мест по условиям труда[1];

- режимом труда и отдыха работников;

- обеспечением работников, занятых на работах с вредными условиями труда, по установленным нормам молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, а на работах с особо вредными условиями труда - лечебно-профилактическим питанием;

- обеспечением санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников.

3.2. Участие в работе комиссий (в качестве представителя работников) по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и в разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков.

3.3. Участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников.

3.4. Осуществление контроля в структурном подразделении за ходом выполнения мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором или соглашением, и доведение до сведения должностных лиц об имеющихся недостатках по выполнению этих мероприятий в указанные договором (соглашением) сроки.

3.5. Проведение проверок и обследований медицинского оборудования и аппаратуры, находящейся в структурном подразделении, с целью определения соответствия нормативным требованиям охраны труда, а также эффективности работы вентиляционных установок и систем, обеспечивающих освещение рабочих мест.

3.6. Информирование работников структурного подразделения о проводимых мероприятиях по улучшению условий труда на рабочих местах, об отнесении условий труда на рабочих местах по степени вредности и опасности к определенному классу (оптимальному, допустимому, вредному и опасному) на основании аттестации рабочих мест по условиям труда[2].

3.7. Участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения - оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве.

3.8. По поручению выборного профсоюзного органа участие в работе комиссии при расследовании несчастных случаев на производстве.

3.9. Информирование работников подразделения, в котором он является уполномоченным, о выявленных нарушениях требований безопасности при проведении работ, состоянии условий и охраны труда в учреждении (в своих подразделениях), проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда.

 

Функции старшего уполномоченного

В организации из членов выборного органа первичной организации Профсоюза избирается старший уполномоченный по охране труда, который, как правило, является заместителем руководителя выборного органа первичной организации Профсоюза. На старшего уполномоченного по охране труда возлагается:

- организация работы и координация деятельности уполномоченных по контролю за соблюдением в структурных подразделениях организации выполнения требований охраны труда, норм и правил по охране труда, локальных нормативных актов;

- внесение в выборный орган первичной организации Профсоюза и руководителям структурных подразделений предложений по улучшению и совершенствованию работы уполномоченных по охране труда;

- участие в работе комитета (комиссии) по охране труда;

- контроль за выполнением должностными лицами предложений по вопросам обеспечения безопасных условий и охраны труда, вносимых уполномоченными;

- внесение предложений по кандидатурам уполномоченных для участия их в работе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве;

- проведение анализа состояния условий и охраны труда в организации, внесение предложений выборному органу первичной организации Профсоюза по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшению условий труда и оздоровлению работников;

- составление по организации сводного отчета о работе уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда за соответствующий период и представление его в профсоюзный комитет.

 

4. Права уполномоченного по охране труда

Для выполнения возложенных на него функций уполномоченный имеет право:

1) осуществлять контроль в организации (структурном подразделении) за соблюдением требований инструкций, правил и норм по охране труда, локальных нормативных актов;

2) осуществлять проверки или обследования состояния условий и охраны труда на рабочих местах, выполнения мероприятий, предусмотренных коллективным договором, соглашением, а также материалами расследования несчастных случаев;

3) принимать участие:

- в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства;

- в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением требований охраны труда, обязательств, предусмотренных коллективным договором и соглашением, изменениями условий труда;

4) получать информацию от работодателя и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о мерах по защите от воздействия, вредных и (или) опасных производственных факторов;

5) вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организации предложения об устранении нарушений требований охраны труда;

6) защищать права и законные интересы членов Профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

7) направлять предложения должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

8) выдавать руководителям структурных подразделений организации обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

9) принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением правил и норм охраны труда, обязательств, установленных коллективным договором или соглашением по охране труда;

10) вносить работодателю, должностному лицу и в выборный орган первичной организации Профсоюза предложения по проектам локальных нормативно-правовых актов об охране труда;

11) обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Для осуществления своих функций уполномоченный по охране труда проходит соответствующее обучение и получает удостоверение установленного образца.

Уполномоченный по охране труда с учетом имеющихся прав и для осуществления возложенных на него функций ежемесячно планирует свою работу на уровне тех структурных подразделений, контроль которых за ним закреплен. План утверждается профкомом или старшим уполномоченным по охране труда. План работы старшего уполномоченного по охране труда утверждает профсоюзный комитет первичной организации Профсоюза.

 

5. Обеспечение деятельности уполномоченного по охране труда

Работодатель в соответствии с коллективным договором или локальным нормативным актом организации (учреждения) обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченного профсоюзной организации по охране труда:

- обеспечивать его правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств организации (учреждения);

- предоставлять для выполнения возложенных на него обязанностей не менее 2 часов рабочего времени в неделю с оплатой за счет средств организации (учреждения) в размере среднего заработка;

- проводить совместно с профсоюзным комитетом обучение уполномоченных по охране труда с учетом Примерной программы обучения уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюза работников здравоохранения РФ, с сохранением среднего заработка обучаемому (рекомендуемая программа обучения утверждена постановлением Президиума ЦК Профсоюза от 01.03.2007 № 8-12);

- создавать условия для хранения и работы с документами по охране труда.

Уполномоченные проходят обучение за счет средств фонда социального страхования РФ (страховщика) в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по направлению работодателя в образовательных центрах по охране труда, а также проходят обучение за счет средств работодателя.

В соответствии с коллективным договором, локальным нормативным актом организации уполномоченному могут устанавливаться социальные гарантии, предусмотренные статьями 25, 26 и 27 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

За активную и добросовестную работу по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний в организации, улучшению условий труда на рабочих местах уполномоченный может быть материально и морально поощрен.

Работодатель и должностные лица несут ответственность за нарушение прав уполномоченного или воспрепятствование его законной деятельности в порядке, установленным законодательством РФ.

Профорганизация (профком) ежегодно проверяет работу уполномоченных по вопроснику и составляет справку, которую обсуждают на заседании выборного профсоюзного органа.

 

Приложение 1

 

Статья 370 Трудового Кодекса РФ. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

 

Публикация подготовлена по материалам сайта Липецкой областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ. Источник: http://looprz.ru.

 

Источник: «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения» 2014/09

 

[1] С 1 января аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку условий труда. – Прим. ред.

[2] С 1 января аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку условий труда. – Прим. ред.

Другие статьи по теме
Категория: Охрана труда в медицинских организациях | Добавил: zdrav1 (31.08.2017)
Просмотров: 1737 | Теги: 2014 год
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика