Порядок разработки и утверждения положений о структурных подразделениях учреждений здравоохранения - Управление медицинской организацией - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Управление медицинской организацией

Порядок разработки и утверждения положений о структурных подразделениях учреждений здравоохранения

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения».

Зайцев Н.С. Центр изучения проблем здравоохранения

Четкая организационно-правовая регламентация трудовой деятельности способствует рациональной организации и повышению производительности труда, более эффективному использованию материальных, финансовых и кадровых ресурсов, достижению конкурентных преимуществ. В соответствии с современными теориями менеджмента организационная структура любого предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности должна соответствовать их стратегическим планам и способствовать достижению поставленных целей.

Настоящая публикация подготовлена в целях совершенствования нормативно-методического обеспечения и повышения эффективности деятельности учреждений здравоохранения. Практическое использование Положений о структурных подразделениях учреждений здравоохранения должно быть направлено на достижение целей организации на основе максимального использования преимуществ разделения труда, специализации и интеграции трудовой деятельности, создания действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности ее структурных подразделений.

Положения разрабатываются исходя из действующей или вновь создаваемой организационной структуры и стратегических планов развития учреждения здравоохранения. Учитывая динамичность и взаимодействие внешних и внутренних факторов в деятельности практически любой организации, требуется периодически корректировать организационную структуру, обновлять Положения, уточняя цели, задачи, функции, права структурных подразделений в ответ на изменения окружающей среды и развитие самой организации.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПОЛОЖЕНИЙ О СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ

 

1. Общие положения

 

1.1. Методические рекомендации подготовлены с целью повышения эффективности деятельности структурных подразделений и организации в целом на основе совершенствования нормативно-методического и документационного обеспечения управления путем унификации управленческих документов и технологии работы с ними, разделения труда, специализации и интеграции трудовой деятельности.

1.2. Методические рекомендации определяют правила оформления, структуру и содержание Положений, а также принципы и порядок их разработки, согласования, утверждения и введения в действие.

1.3. Положение является основным организационно-правовым документом, определяющим назначение, цели, задачи, функции, полномочия, ответственность и основы деятельности структурного подразделения организации.

1.4. Разработка и практическое использование Положений направлены на совершенствование организационно-правовой основы и повышение эффективности деятельности структурных подразделений организации, повышение ответственности их работников за результаты своей работы.

1.5. Положение разрабатывается исходя из стратегических целей, организационной структуры и планов организации и составляется по каждому структурному подразделению. Реализация целей и задач структурных подразделений должны способствовать достижению целей всей организации и не входить с ними в противоречие.

1.6. Представленные в настоящем сборнике Положения распространяются на структурные подразделения организаций независимо от их отраслевой принадлежности, ведомственной подчиненности и формы собственности. В них представлены наиболее характерные для каждого структурного подразделения цели, задачи, функции, права, основы и принципы деятельности. При разработке собственных Положений допускается их уточнение в зависимости от специфики деятельности организации.

 

2. Оформление и содержание Положений

 

2.1. При оформлении Положений рекомендуется соблюдать ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", утвержденный Постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст. Хотя требования ГОСТ Р 6.30-2003 не являются обязательными для применения и носят рекомендательный характер, единые подходы к оформлению документации не только упрощают процесс подготовки документов, но и значительно улучшают их восприятие работниками.

2.2. При подготовке Положений рекомендуется применять текстовый редактор Word с использованием шрифтов Times New Roman Cyr размером № 12, 13, 14 через 1–2 интервала.

2.3. В Положении указывают наименование организации, наименование структурного подразделения, реквизиты согласования и утверждения. Образец оформления Положения представлен в Приложении 1.

2.4. Гриф утверждения Положения располагают в правом верхнем углу документа. Положение утверждается руководителем организации или специально издаваемым документом (приказом, распоряжением, постановлением). При утверждении документа должностным лицом гриф утверждения документа должен состоять из слова УТВЕРЖДАЮ (без кавычек), наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения. При утверждении Положения приказом, распоряжением, постановлением гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДЕНО, наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты, номера. Например:

 

УТВЕРЖДЕНО

приказом (наименование организации)

от 15.03.2004 № 27

 

2.5. Положение состоит из четырех основных разделов:

  • общие положения;
  • основные задачи структурного подразделения;
  • основные функции структурного подразделения;
  • права и ответственность.

На практике часто встречаются дополнительные разделы "Руководство структурным подразделением", "Взаимодействие с другими структурными подразделениями", "Материально-техническое обеспечение", "Заключительные положения" и другие. Однако в целях унификации и удобства восприятия информации рекомендуется отражать данные вопросы в указанных выше четырех основных разделах.

2.6. Информация о наличии в составе структурного подразделения организации собственных структурных подразделений приводится в разделе "Общие положения" или представляется в виде приложения "Организационная структура подразделения".

2.7. В разделе "Общие положения" указывают:

  • назначение, цели, основы и принципы деятельности, структуру, подчиненность структурного подразделения;
  • законодательную и нормативно-правовую базу его деятельности;
  • порядок назначения и освобождения от занимаемых должностей руководителя и других работников структурного подразделения;
  • права, ответственность, квалификационные требования, основные должностные обязанности руководителя структурного подразделения (более подробно данные вопросы должны быть освещены в должностных инструкциях). Требования к образованию и стажу работников определяются на основе Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей), утвержденного Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37. Указанный нормативно-правовой документ носит рекомендательный характер, т.к. в соответствии с ним лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии организации могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы;
  • порядок замещения руководителя структурного подразделения;
  • порядок взаимодействия с другими службами и структурными подразделениями организации,
  • порядок утверждения Положения, организационной структуры и штатного расписания структурного подразделения.

2.8. В разделе "Основные задачи структурного подразделения" указывают его основные задачи, выполнение которых должно способствовать достижению целей организации. Список задач в зависимости от специфики деятельности организации и наличия других структурных подразделений может быть дополнен или сокращен.

2.9. В разделе "Основные функции структурного подразделения" указывают его основные функции, перечень которых также может быть расширен или сокращен в зависимости от внешних и внутренних условий деятельности организации.

2.10. В разделе "Права и ответственность" указывают права структурного подразделения и меру ответственности его руководителя за осуществление возложенных на него задач и функций.

 

3. Порядок разработки, согласования и утверждения Положений

 

3.1. Началом разработки Положений является утверждение организационной структуры, соответствующей стратегическим целям и планам организации. На их основе определяются цели, задачи, функции и полномочия структурных подразделений. Дублирование функций допускается только с целью повышения надежности функционирования организации и развития внутренней конкуренции по отдельным направлениям ее деятельности.

3.2. Положения согласовываются заместителями руководителя организации, курирующими соответствующие структурные подразделения и виды деятельности, юридическим отделом (юрисконсультом), при необходимости другими функциональными подразделениями и утверждаются руководителем организации .

3.3. Согласованные и утвержденные Положения нумеруют, заверяют печатью организации и хранят в соответствии с установленным порядком ведения делопроизводства.

3.4. Для текущей работы руководителям структурных подразделений выдают под расписку копии соответствующих Положений. В подлиннике делается отметка об их ознакомлении с Положением.

3.5. Положение вступает в силу с момента его утверждения руководителем организации или другим должностным лицом, уполномоченным на это, и действует до замены новым утвержденным Положением.

 

Приложение 1

 

 

Образец оформления положения

о структурном подразделении

 

________________________________________________________

(полное наименование организации)

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Руководитель (наименование организации)

 

­­­­­­­­­­__________________________________

 

(подпись, инициалы, фамилия, дата)

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ……………………………….…………………………………..

(полное наименование структурного подразделения)

 

1. Общие положения

 

1.1.

1.2.

1.3. и т.д.

 

2. Основные задачи структурного подразделения

 

2.1.

2.2.

2.3. и т.д.

 

3. Основные функции структурного подразделения

 

3.1.

3.2.

3.3. и т.д.

 

4. Права и ответственность

 

4.1.

4.2.

4.3. и т.д.

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель руководителя организации

_____________________________________________________

 (подпись, инициалы, фамилия, дата)

 

 

СОГЛАСОВАНО

Начальник юридического отдела (юрисконсульт)

_____________________________________________________

 (подпись, инициалы, фамилия, дата)

 

 

Ознакомлен:

Руководитель структурного подразделения

_____________________________________________________

 (подпись, инициалы, фамилия, дата)

 

 

 

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» 2010/10

Другие статьи по теме
Категория: Управление медицинской организацией | Добавил: zdrav1 (26.08.2017)
Просмотров: 8904 | Теги: управление здравоохранением
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика