Нормативно-правовое регулирование обращения с медицинскими отходами - Управление медицинской организацией - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Управление медицинской организацией

Нормативно-правовое регулирование обращения с медицинскими отходами

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в связи с поступлением обращений территориальных органов Росприроднадзора и хозяйствующих субъектов по вопросу регулирования природоохранной деятельности с медицинскими отходами сообщает следующее.

В настоящий момент действующим законодательством РФ вопросы обращения с медицинскими отходами и отходами производства и потребления разделены.

Перечень медицинских организаций утвержден приказом Минздрава России от 06.08.2013 N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций".

В соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Частью 2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон N 89-ФЗ) установлено, что отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством РФ.

Согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее – Закон N 323-ФЗ) к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.

Правительством РФ утверждены Критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания (постановление Правительства РФ от 04.07.2012 N 681). Согласно указанным Критериям медицинские отходы делятся на пять классов опасности: класс А, Б, В, Г и Д.

Классификация медицинских отходов и характеристика их морфологического состава представлены в разделе II СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (далее – СанПиН 2.1.7.2790-10), предназначенных для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами.

Соответственно, все отходы, образующиеся в результате хозяйственной и иной деятельности медицинских организаций, относятся к медицинским отходам.

Согласно ч. 3 ст. 49 Закона N 323-ФЗ медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В настоящее время в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения вопросы обращения с медицинскими отходами в целом регулируются санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.2790-10, а также санитарными правилами СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления".

Пунктом 1.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 определено, что данные санитарные правила и нормы устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.

Контроль (надзор) за соблюдением СанПиН 2.1.7.2790-10 проводится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с законодательством РФ – Роспотребнадзором и его территориальными органами.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Соответственно, вопросы регулирования деятельности с медицинскими отходами относятся к компетенции Роспотребнадзора.

Наряду с этим, законодательством РФ требования по получению лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению медицинских отходов, оформлению паспортов на медицинские отходы, разработке проектов нормативов образования медицинских отходов и лимитов на их размещение, внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении медицинских отходов, предоставлению отчетности в области обращения с медицинскими отходами не установлены.

Для четкого установления области использования требований природоохранного законодательства (в частности Закона N 89-ФЗ) медицинскими организациями Минприроды России направило запрос в Роспотребнадзор, о чем уведомило Росприроднадзор письмом от 19.12.2014 N 12-44/29213.

На основании вышеизложенного в настоящее время действие норм Закона N 89-ФЗ, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы.

В части регулирования природоохранной деятельности с медицинскими отходами Росприроднадзор и его территориальные органы руководствуются Законом N 89-ФЗ, а также позицией Минприроды России от 01.10.2014 N 05-12-44/22301, которая доведена до всех территориальных органов Росприроднадзора письмом от 30.10.2014 N АА-03-04-36/17268.

 

РАЗЪЯСНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖБЫ ПРАВОВОГО КОНСАЛТИНГА ГАРАНТ

 

В процессе деятельности медицинского учреждения образуются медицинские отходы классов опасности А, Б, В, Г. Согласно разъяснениям Росприроднадзора от 22.04.2015 N АА-03-04-36/6554 действие норм Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" не распространяется на медицинские отходы, в связи с чем медицинская организация не должна разрабатывать нормативы и лимиты на медицинские отходы и вносить плату за загрязнение окружающей среды и готовить отчеты.

Должна ли в данном случае медицинская организация разрабатывать нормативы и лимиты на медицинские отходы и вносить плату за загрязнение окружающей среды?

 

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

На основании ст. 16 Закона N 7-ФЗ плата взимается за следующие виды негативного воздействия (далее – НВОС):

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

В рассматриваемой ситуации в процессе деятельности организации образуются медицинские отходы. Отметим, что непосредственно сам Закон N 7-ФЗ не содержит оговорок о видах отходов, за размещение которых должна вноситься плата.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон N 89-ФЗ) отношения в области обращения, в частности, с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством РФ.

Как предусмотрено ч. 3 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее – Закон N 323-ФЗ), медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Вопросы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений и медицинскими отходами в целом регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в частности санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (далее – СанПиН 2.1.7.2790-10), а также санитарными правилами СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления".

Частью 2 ст. 49 Закона N 323-ФЗ и п. 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 определено подразделение медицинских отходов в соответствии с критериями, утв. постановлением Правительства РФ от 04.07.2012 N 681, на пять классов опасности (А, Б, В, Г, Д) и зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания человека.

Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 4 декабря 2017 г. N АА-10-04-32/26588 "О направлении разъяснений" (далее – разъяснения) действие норм Закона N 89-ФЗ, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы.

Природоохранным законодательством РФ, в частности Законом N 89-ФЗ, требования по получению лицензий на деятельность по обращению с медицинскими отходами, оформлению паспортов на медицинские отходы, разработке проектов нормативов образования медицинских отходов и лимитов на их размещение, предоставлению отчетности в области обращения с медицинскими отходами не установлены.

В то же время все классы медицинских отходов, (за исключением радиоактивных) обезвреженные соответствующим образом для возможности размещения на полигоне (захоронения), подпадают под сферу регулирования Закона N 89-ФЗ.

Таким образом, по нашему мнению, медицинская организация в процессе деятельности которой образуются медицинские отходы классов А, Б, В, Г, Д, не прошедшие обезвреживание соответствующим образом, не должна разрабатывать проекты нормативов образования медицинских отходов и лимитов на их размещение, предоставлять отчетность в области обращения с медицинскими отходами, а также вносить плату за НВОС.

Необходимо отметить, что судебной практики по вопросу применения настоящих разъяснений нам обнаружить не удалось.

В то же время имеющиеся примеры судебной практики по вопросу обязанности по внесению платы за НВОС за размещение медицинских отходов противоречивы. Так, в постановлении Пятнадцатого ААС от 05.12.2016 N 15АП-15113/16 суд обязал медицинскую организацию оплатить долг по плате за НВОС за размещение медицинских отходов. Однако следует учесть, что в данном решении был принят во внимание тот факт, что задолженность была подтверждена Расчетом платы за НВОС, который был предоставлен самим учреждением в территориальный орган Росприроднадзора.

В иных примерах судебной практики суды учитывали отсутствие обязанности по внесению платы на НВОС при размещении медицинских отходов. При этом в постановлении Второго ААС от 24.06.2016 N 02АП-2265/16 суд отметил, что "тот факт, что отходы образовались в деятельности медицинской организации, сам по себе не является обстоятельством, исключающим взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду, необходимо также такие отходы обозначать именно как медицинские отходы" (смотрите также постановление АС Поволжского округа от 28.01.2016 N Ф06-4251/15 (отказано в передаче жалобы определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России от 27.04.2016 N 306-КГ16-3171; постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2017 N 13АП-18681/17).

В постановлении АС Волго-Вятского округа от 15.01.2016 N Ф01-5517/15 суд также признал обязанность у медицинской организации по внесению платы за НВОС при размещении отходов, среди которых не были выделены медицинские. При этом суд отметил, что "относимость производимых Учреждением отходов к медицинским не является обстоятельством, освобождающим данное юридическое лицо как собственника этих отходов от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду".

В постановлении АС Северо-Западного округа от 29.09.2015 N Ф07-7048/15 суд пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения от платы за НВОС при размещении медицинских отходов (отказано в передаче жалобы определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России от 15.12.2015 N 307-ЭС15-16840).

Вместе с тем подчеркнем, что приведенная выше позиция является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением иных специалистов.

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 25.01.2019 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Главный врач».

Код публикации: 18.05.

 

Другие статьи по теме
Категория: Управление медицинской организацией | Добавил: zdrav1 (26.01.2019)
Просмотров: 43
Всего комментариев: 0
вверх Яндекс.Метрика