Что такое контроллинг и возможно ли его применение в системе управления здравоохранением? - Управление медицинской организацией - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Управление медицинской организацией

Что такое контроллинг и возможно ли его применение в системе управления здравоохранением?

Контроллинг производственно-хозяйственной (лечебно-профилактической, финансово-экономической, медико-социальной) деятельности учреждений здравоохранения пока не стал инструментом совершенствования отраслевой системы управления. Данная методология должна послужить основой построения общей концепции управления, которая включила бы в себя сквозную методологию перехода от "управления по состоянию" на "управление по результатам". В рамках управления, ориентированного на результат, контроллинг должен обеспечить определение стратегических позиций для достижения лучших конечных результатов и помочь соответствующим уровням управления более отчетливо представлять панораму событий, результатов и намечать последующие действия.

Осуществление контроллинга включает в себя одновременное действие комплекса контроллинговых систем, основывающихся на контроле результатов деятельности по направлениям с помощью внутреннего аудита. Таким образом, информационной основой для эффективного осуществления контроллинга являются результаты внутреннего аудита в рамках всех контроллинговых систем.

Необходимость формирования концепции воздействия на качество и эффективность лечебно-профилактического процесса и экономических отношений через контроллинг обусловлена тем, что переход от "управления по состоянию" на "управление по результатам" требует введения в действие механизма управления, осуществляемого при эффективных обратных связях, основанных не на традиционном контроле, а на совокупности контрольных и управленческих функций. Поэтому переход от контроля к контроллингу носит закономерный эволюционный характер и вызван, прежде всего, необходимостью поиска путей решения задач повышения эффективности управления в целом. А эффективность может повышаться за счет сочетания системы, отслеживающей процесс выполнения поставленных задач, с осуществлением необходимой коррекции на стадии их исполнения с целью улучшения результата за счет позитивных управленческих решений.

Учитывая, что контроллинг – это также система управления по целям, он позволяет определить, кто отвечает за тот или иной результат, кто планирует и проводит мероприятия по достижению целей. Поэтому через организацию управления путем постановки целей происходит выход на изучение личностного аспекта, как важной составляющей всего процесса управления, ориентированного на результат. Это дает возможность оценки соответствия конкретного руководителя порученным задачам и возложенным обязанностям.

Контроллинг в современной экономической теории и практике сложное синтезированное понятие – это не только контроль, но и управление через согласование целей. Поэтому контроллинг следует понимать как подсистему управления, осуществляемую на основе соблюдения установленных отраслевых положений, стандартов и нормативов, постоянного регулирования и мониторинга деятельности на каждом уровне управления, представляющем собой общее поле взаимодействия контроллинговых систем.

Для того чтобы полнее использовать имеющиеся возможности и своевременно реагировать на появляющиеся негативные тенденции, необходимо построить систему раннего обнаружения отклонений от предполагаемого развития событий. Это необходимо для определения специфических для каждого учреждения здравоохранения ключевых факторов и индикаторов системы. На первой стадии целесообразно ограничиваться определением проблемных ситуаций и целевых показателей, а также поиском важнейших факторов, оказывающих на них влияние. Цель данного этапа – расчет доминирующих зависимостей, в наиболее значительной степени определяющих развитие событий в рамках общей проблемной ситуации. В экономическом аспекте это означает анализ учета затрат по функциям и процессам или учет процессуальных издержек, который позволяет разрабатывать и осуществлять проекты по сокращению уровня затрат и производить противодействующее их росту планирование.

Эффективность методологии контроллинга напрямую зависит от организации внутреннего контроля на всех уровнях управления. Поэтому осуществление контроллинга производственно-хозяйственной деятельности предполагает одновременное действие комплекса контроллинговых систем, основывающихся на результатах внутреннего аудита по лечебно-профилактическому, финансово-экономическому видам деятельности, соблюдения нормативно-правовых актов в области здравоохранения и охраны труда.

Контроллинг, с точки зрения управления, означает непрерывное информационное сопровождение руководителей всех уровней управления по алгоритму, приведенному в табл. 1.

 

Таблица 1

 

Пакет задач

Разъяснения, описания, детализация

Введение и дальнейшее развитие ориентированных на принятие решений и реализацию вытекающих из них действий систем планирования и отчетности

Разработка концепции, введение и развитие систем учета, планирования и целевого управления в учреждении, например для распознавания имеющихся возможностей и существующих рисков

Непосредственный анализ в ходе работ по планированию и составлению отчетности

Овладение формальными способами управления "сверху вниз", например посредством плановых задач, проверок достоверности и надежности (чувствительности) в ходе выполнения поставленных задач, анализа содержания информации, поступившей снизу вверх, консолидация данных при их сборе в единое целое

Выявление отклонений от действующих положений, нормативов и стандартов

Подготовка и доведение информации в виде оперативных предписаний, актов-предписаний, организация подготовки и выпуска информационных писем, циркуляров и распорядительных документов

Консультирование и поддержка руководителей с точки зрения экономики учреждения здравоохранения

Мотивирование внедрения новых хозяйственных инструментов посредством объяснения, интерпретации и методического тренинга на примерах, оказание помощи при принятии решений и реализации вытекающих из них действий

 

Типичный вопрос, который должен постоянно стоять при осуществлении контроллинга: "Как дело пойдет дальше?" Решение задачи, следовательно, заключается не в том, почему произошло ухудшение или почему возросли издержки, вопрос стоит так: "Можно ли достигнуть цели, и какие средства для этого необходимы? Можно ли последовательно провести намеченные мероприятия? Может, стоит подкорректировать курс? Кто в этом поможет? Сможет ли обойтись запланированное дешевле, чем думали раньше?"

Ответы на эти вопросы могут быть получены только после тщательного исследования тех или иных направлений деятельности конкретного учреждения здравоохранения. Это предполагает контроль состояния на основе непрерывного мониторинга или надзора, инспектирования и аудита вышестоящими уровнями управления, а также на основе самоконтроля и самоаудита, проводимых на уровне учреждения здравоохранения или его подразделения собственными руководителями и специалистами в рамках выполняемых ими задач и возложенных обязанностей.

Задачей внутреннего аудита является независимый анализ, проводимый в организации с целью оказания помощи ее работникам в более эффективном выполнении своих обязанностей путем предоставления им результатов анализа, оценок, рекомендаций и информации по анализируемым видам деятельности. Успешное решение задач аудита возможно лишь при условии, что подразделения внутреннего аудита являются независимыми и объективными, то есть внутренние аудиторы должны быть независимы от деятельности, которую они проверяют.

Внутренний аудит следует рассматривать как процесс, осуществляемый каждым уровнем управления для получения разумных гарантий достижения целей в следующих областях:

- эффективность и результативность деятельности;

- соблюдение действующих законов и норм при осуществлении деятельности;

- надежность и объективность принятых форм отчетов по направлениям производственно-хозяйственной деятельности.

Внутренний аудит осуществляется на всех уровнях управления.

Исходя из определения основных задач контроллинга осуществление в нем контрольных функций должно обеспечивать ясность и открытость полученных результатов. Результаты контроля оформляются в виде отчетов и служат руководителям основанием для принятия и реализации решений, направленных на устранение выявляемых замечаний.

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 25.01.2019 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Главный врач».

Код публикации: 18.06.

 

Другие статьи по теме
Категория: Управление медицинской организацией | Добавил: zdrav1 (26.01.2019)
Просмотров: 42
Всего комментариев: 0
вверх Яндекс.Метрика