Актуальные вопросы первичной профилактики рака (часть 2) - Профилактика заболеваний - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Профилактика заболеваний

Актуальные вопросы первичной профилактики рака (часть 2)

III. Онкогигиенические мероприятия

 

Одной из основных задач онкогигиенической профилактики является выявление и устранение возможности воздействия на человека канцерогенных факторов среды обитания, способных привести к возникновению опухолей, а также выявление и использование тех средовых факторов, которые могут уменьшить опасность такого воздействия. Блок онкогигиенической профилактики должен включать:

Профилактику канцерогенных воздействий в производственных контингентах;

Профилактику канцерогенных воздействий на основную часть населения:

- контроль канцерогенов в атмосферном воздухе населенных мест, воде и почве;

- выявление и устранение канцерогенных факторов из непроизводственных помещений, прежде всего, из жилищ и детских (особенно дошкольных) учреждений.

Основополагающим документом при разработке и проведении мероприятий онкогигиенической профилактики в России в настоящее время является СанПиН 1.2.2353-08 "Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности".

 

Профилактика профессионального рака

В принятой в рамках ВОЗ "Глобальной стратегии здоровья на работе"[1] первым среди ключевых принципов охраны здоровья работающих названа первичная профилактика. Особое значение это имеет применительно к профилактике профессионального рака.

Профессиональный рак является наиболее изученным разделом онкогигиенической профилактики, в котором установлены этиологические связи между воздействием производственных факторов и риском развития ЗН. Наличие производственного канцерогенного фактора, вызывающего возникновение опухоли, а также достаточно четко очерченного контингента работающих, подверженного этому воздействию, позволяет проследить эти связи ретроспективно и проспективно. Важно и то, что для устранения профессионального канцерогенного воздействия во многих случаях бывает достаточно проведения локальных мероприятий, направленных на конкретный цех, технологический процесс и т.п. Поэтому наибольшие успехи достигнуты именно в области профилактики злокачественных опухолей, связанных с профессией.

Степень риска развития профессионального рака в значительной мере определяется выбранной технологией, совершенством технологических процессов и культурой производства, а также степенью защищенности производственного контингента от воздействия канцерогенных агентов.

Краткая характеристика условий труда в промышленности, строительстве и на транспорте в современной России косвенно подтверждает существование повышенного онкологического риска на предприятиях страны, связанного с этими причинами.

Основой профилактики профессионального рака в регионе может служить санитарно-гигиеническая паспортизация канцерогеноопасных организаций, проводимая в соответствии с МУ 2.2.9.2493-09 "Санитарно-гигиеническая паспортизация канцерогеноопасных организаций и формирование банков данных (рис. 1).

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Санитарно-гигиеническая паспортизация канцерогеноопасных организаций в  │

│                                 России                                  │

├────────────┐┌───────────────────────────────────────────────────────────┤

│ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ││  Снижение профессиональной онкологической заболеваемости  │

├────────────┘│                         населения                         │

│             └───────────────────────────────────────────────────────────┤

├────────────┐┌───────────────────────────────────────────────────────────┤

│  ОСНОВНЫЕ  ││Создание территориальных и региональных                    │

│   ЗАДАЧИ   ││баз данных по канцерогеноопасным организациям              │

├────────────┘│                                                           │

│             │Создание территориальных и региональных                    │

│             │Регистров лиц, имеющих/имевших производственный контакт с  │

│             │канцерогенными факторами                                   │

│             │                                                           │

│             │Проведение в организациях комплекса                        │

│             │мероприятий по первичной и вторичной профилактике рака     │

│             │                                                           │

│             │Принятие управленческих решений                            │

│             │на региональном уровне                                     │

│             └───────────────────────────────────────────────────────────┤

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Рис. 1

 

Полученная в ходе санитарно-гигиенической паспортизации информация позволяет решать следующие задачи:

- выявлять и учитывать организации (предприятия, технологические процессы, отдельные цеха и производственные участки), на которых работники могут подвергаться, подвергаются или подвергались воздействию канцерогенных факторов;

- выявлять гигиенически значимые в канцерогенном отношении факторы и определять приоритеты при организации надзора за канцерогеноопасными организациями;

- проводить необходимые профилактические мероприятия;

- формировать территориальные/ведомственные базы и региональные банки данных по канцерогеноопасным организациям;

- создавать территориальный/ведомственный, а также региональный регистры лиц, имеющих/имевших ранее производственный контакт с канцерогенными факторами;

- проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда и сертификацию организаций;

- проводить санитарно-просветительную и информационную работу с контингентами работников канцерогеноопасных организаций;

- проводить мероприятия по охране среды обитания человека от загрязнения канцерогенами.

Для регистрации и учета случаев профессионального рака важную роль должны сыграть регистры лиц, имеющих/имевших производственный контакт с канцерогенными факторами.

Проблема может быть решена, если, кроме организации регистров, будут созданы четкие организационные связи, включающие предварительные и периодические профилактические медицинские осмотры (ПМО) в канцерогеноопасных организациях с участием врачей-онкологов, а также тесное взаимодействие профпатологов, онкологов и гигиенистов.

Важная роль в этой работе принадлежит медицинскому персоналу организаций - сотрудникам медико-санитарных частей, врачебных и фельдшерских здравпунктов, а также оздоровительных центров. Далеко не во всех организациях (особенно в частном секторе) существуют те или иные лечебно-профилактические структуры, но там, где они есть, значение их трудно переоценить. Обязательное условие успешной работы медиков в организации - их соответствующая подготовка, обучение, выработка онкологической настороженности, информационное обеспечение.

В тех случаях, когда ПМО проводятся специалистами лечебно-профилактических учреждений, с которыми организация заключает договор, эти специалисты должны проходить соответствующую подготовку и знакомиться с условиями работы в организации, способными влиять на состояние здоровья работников, обращая особое внимание на наличие канцерогенных факторов. В комиссию должен быть включен врач-онколог.

Большое значение для профилактики профессионального рака имеет реализация образовательных программ непосредственно в организации (на предприятии), на "рабочем месте", как это практикуется в экономически развитых странах. Практически во всех конвенциях и соответствующих рекомендациях Международной организации труда (МОТ), посвященных предупреждению опасности воздействия производственных факторов на работающих, содержится требование об их соответствующем информировании и обучении. В случае канцерогеноопасных организаций это требование имеет особое значение (Конвенция 136 "О бензоле", Конвенция 139 и Рекомендации 147 "О профессиональном раке", Конвенция 162 "Об асбесте" и т.д.).

 

Профилактика действия канцерогенных факторов на население

Это один из наиболее сложных фрагментов программы. Алгоритм действий близок тому, что реализуется в случае профессионального рака: выявляются основные источники канцерогенных воздействий, разрабатываются и проводятся санитарно-гигиенические и технологические мероприятия, направленные на устранение действия канцерогенов.

Основные источники загрязнения канцерогенными веществами атмосферного воздуха населенных мест - автомобильный транспорт, канцерогеноопасные организации, предприятия теплоэнергетики.

Можно считать установленным, что загрязнение водоемов и водный путь распространения канцерогенов в определенных условиях также способны привести к росту онкологической заболеваемости населения.

В ряде случаев реальную опасность может представлять загрязнение канцерогенными веществами почвы.

Эти три элемента (воздух, вода и почва) в наибольшей мере поддаются контролю (в сравнении с продуктами питания). В связи с этим на данном этапе они являются приоритетными с точки зрения их включения в программу ППР, организации контроля и проведения профилактических мероприятий (что, конечно, не исключает необходимости организации контроля за возможным загрязнением канцерогенными веществами продуктов питания).

Особое внимание должно быть уделено жилищу и детским учреждениям. Уже давно эксперты ВОЗ пришли к выводу, что "качество воздуха, характерное для различных построек и сооружений, оказывается более важным для здоровья человека и его благополучия, чем качество воздуха вне помещения" (1981 г.).

Именно жилище может вносить основной вклад в химическую нагрузку на организм человека, связанную с воздухом.

В непосредственной связи с проблемой канцерогенных факторов жилища находится проблема радона. Изотопы радона и его короткоживущие дочерние продукты распада, содержащиеся в воздухе жилых и общественных помещений, вносят наибольший вклад в формирование дозы облучения из природных источников у населения, постоянно проживающего на радоноопасных территориях.

Следующим по значимости, как правило, является гамма-излучение от естественного и техногенно измененного радиационного фона. Основным документом, регламентирующим воздействие ионизирующего излучения на профессиональные контингенты и население, является документ Нормы радиационной безопасности[2]. Случаи обращения с источниками ионизирующего излучения, требующие более подробного анализа, рассматриваются Российской национальной комиссией по радиационной защите (РНКРЗ) и согласовываются с основными документами ("публикациями") Международной комиссии по радиационной защите (МКРЗ). С текстами публикаций МКРЗ можно познакомиться на сайте: http://www.icrp.org.

Сбор и анализ данных о дозах облучения населения за счет естественного и техногенно измененного радиационного фона осуществляются в рамках Единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз граждан в субъектах федерации.

Другим физическим фактором, способным вызвать возникновение опухолей у лиц, не связанных с воздействием производственных канцерогенов, является солнечное излучение, а в условиях облучения в соляриях - отдельные части ультрафиолетового спектра (УФ-А, УФ-В).

Растущая во всем мире, в т.ч. в России, заболеваемость ЗН кожи, важнейшим этиологическим фактором которой является УФ-излучение, привлекает все большее внимание к этой проблеме.

Таким образом, в этом разделе предлагается сконцентрировать внимание на 6 направлениях:

- атмосферный воздух населенных мест;

- вода питьевая и водные объекты, используемые для целей питьевого водопользования;

- почва населенных мест;

- жилище;

- радон и его дочерние продукты распада;

- солнечное/УФ-излучение.

Выполнение этого раздела работы возможно лишь при условии тесного внутрисекторального и межсекторального сотрудничества специалистов Роспотребнадзора, Росгидрометеослужбы, природоохранных, общественных и других организаций, предпринимателей, территориальных и региональных администраций.

В разделе "Онкогигиеническая профилактика" кратко рассмотрены только те элементы, которые имеют наиболее широкое распространение, особенно когда речь идет о промышленных регионах или крупных городах. Профилактика злокачественных новообразований в сельскохозяйственных районах имеет свои особенности (использование минеральных, в частности, азотсодержащих удобрений, пестицидов и др.), подлежащие отдельному анализу.

 

IV. Иммунобиологические мероприятия

 

Это еще одно направление ППР из числа перечисленных ранее. Оно значительно моложе онкогигиенического, но уже располагает эффективными, широко используемыми на практике средствами профилактики. Речь идет о применении противовирусных вакцин, прежде всего, против вируса гепатита В (ВГВ) и в меньшей степени против группы вирусов папилломы человека (ВПЧ). Их применение позволяет добиться реального снижения заболеваемости ЗН ряда локализаций. Вакцин против других онкогенных вирусов человека пока не существует.

 

V. Медико-генетические мероприятия

 

Наследственные формы рака составляют 5-7% от общего числа ЗН человека. Риск возникновения рака для лиц с наследственной предрасположенностью повышен в десятки и сотни раз. Выявление таких людей позволяет своевременно консультировать семьи, формировать группы повышенного риска, проводить профилактические мероприятия, в т.ч. ППР.

Наследственная предрасположенность не обязательно приводит к возникновению опухоли. При соблюдении определенных условий жизни и труда этого можно избежать. Активное выявление семей с наследственной онкопатологией, их консультирование и постоянное наблюдение за состоянием их здоровья - реальный путь профилактики новообразований у наследственно предрасположенных людей. Эти задачи может решать специализированная служба онкогенетической помощи населению в форме Регионального онтогенетического регистра (РОГР), который также будет способствовать раннему выявлению и своевременному лечению ЗН.

 

VI. Просветительная и воспитательная работа

 

Просветительная противораковая работа среди населения в нашей стране - один из наименее разрабатываемых и реализуемых разделов профилактики рака. Низкий уровень информированности населения о причинах рака, ранних признаках возникновения опухолей и мерах профилактики - одна из причин продолжающегося роста онкологической заболеваемости.

Неосведомленность населения в вопросах онкологии приводит, в частности, к поздней обращаемости к врачу (что значительно сокращает шансы на излечение), а порой и к отказу от лечения.

Основываясь на богатом мировом и отечественном опыте, можно утверждать, что грамотная, последовательная, разнообразная по форме и содержанию просветительная работа позволит добиться следующих основных результатов:

- повышения информированности жителей России в вопросах онкологии и, прежде всего, первичной профилактики рака;

- создания условий для уменьшения влияния шарлатанов, пользующихся неосведомленностью населения, чья деятельность является причиной гибели тысяч людей;

- консолидации усилий общественных противораковых организаций, государственных, политических и коммерческих структур для проведения широкомасштабной просветительной работы среди населения;

- уменьшения количества отказов онкологических больных от лечения;

- уменьшения количества запущенных случаев онкологических заболеваний (III - IV стадии);

- снижения онкологической заболеваемости в целом.

Для достижения этих целей необходима разработка региональных просветительных и воспитательных проектов.

Важным источником информации для разработки таких проектов в регионе является информация, получаемая при реализации каждого из блоков региональной программы.

Направления просветительной работы в конкретном регионе определяются ситуацией с онкологической заболеваемостью, а также другими особенностями (экологическими, социально-экономическими и др.), характерными для региона. Есть, однако, направления работы, которые будут повторяться в большинстве (если не во всех) регионах. Вот некоторые из таких направлений:

- здоровый образ жизни (особенно борьба с табакокурением и злоупотреблением алкоголем);

- группы онкологического риска;

- местные канцерогенные факторы, в т.ч. источники загрязнения среды обитания человека канцерогенными веществами, меры профилактики;

- самопрофилактика рака молочной железы;

- профилактика рака шейки матки;

- профилактика рака кожи.

Каждое из этих направлений потребует разработки в рамках региональной программы самостоятельного проекта.

Работа по просвещению населения должна вестись в тесном взаимодействии центров медицинской профилактики (отделений/кабинетов медицинской профилактики лечебно-профилактических учреждений), профилактических отделов онкодиспансеров, с медицинскими работниками другого профиля (кардиологами, пульмонологами и т.д.), с местной администрацией, педагогами, общественными противораковыми организациями, работодателями, со СМИ, организациями Роспотребнадзора и т.д.

Противораковое воспитание - основной способ борьбы с табакокурением, которую следует начинать даже не со школьной скамьи, а с детского сада, чтобы в школу приходил уже достаточно подготовленный человек.

Столь же обязательным элементом этого блока является широкая просветительная программа среди женщин, цель которой - самопрофилактика рака молочной железы, основанная на принципах здорового образа жизни (в частности, сексуально-репродуктивного), а также обучение методам самообследования молочных желез.

В ряде регионов разработаны программы профилактики вирусозависимого рака (рак шейки матки), рака кожи, которые также нуждаются в проведении соответствующей просветительной работы среди населения.

Каждое из таких направлений должно оформляться в виде конкретных частей просветительного проекта с формулированием цели, задач, подходов, оценки эффективности.

Надо добиваться того, чтобы население четко представляло себе факторы наибольшего онкологического риска и не переоценивало роль менее значимых факторов, о которых может писать местная пресса.

Важную роль в просветительной и воспитательной противораковой работе в регионе играют СМИ. Необходимо достичь тесного сотрудничества со СМИ и организовать систематическое размещение в газетах и журналах публикаций, проведение радио- и телепередач. Международный опыт организации подобных программ показывает, что больше шансов достичь желаемого эффекта, когда информация публикуется или выходит в эфир не реже 1 раза в неделю. Очень важно, чтобы информация была привлекательной не только по содержанию, но и по форме. Последнее может иметь для населения, особенно для молодежи, даже большее значение. Поэтому к подготовке информационных материалов целесообразно привлечение не только журналистов, а также психологов и педагогов.

Особым направлением в просветительной и воспитательной работе является реализация образовательных программ непосредственно на производстве, на "рабочем месте".

Большие трудности возникают на местах при поиске достоверной, профессиональной и доступной для восприятия неспециалистами информации. В настоящее время при проведении просветительной и воспитательной работы специалисты в регионах могут воспользоваться материалами профессиональных источников информации.

Учитывая, что главные факторы риска, связанные с образом жизни (табакокурение, злоупотребление алкоголем, неправильное питание, излишний вес и недостаточная физическая активность) одни и те же для основных неинфекционных заболеваний, включая онкологические, целесообразно объединить усилия в просветительной работе со специалистами другого профиля (кардиологами, эндокринологами, пульмонологами и т.д.), формируя единые просветительные проекты, посвященные здоровому образу жизни.

Следует, однако, подчеркнуть, что противораковая просветительная работа имеет существенные особенности, затрудняющие ее проведение, обусловленные широко распространенным и укоренившимся среди населения страхом перед всем, что связано с ЗН ("рак"), многочисленностью онкологических заболеваний (под термином "рак" скрывается около 100 различных заболеваний), многочисленностью и разнообразием канцерогенных факторов и т.д. Это делает необходимым, участвуя в пропаганде здорового образа жизни, разрабатывать и реализовывать также "специфические противораковые" проекты.

Отдельным разделом просветительной работы может явиться производство социально значимой рекламной продукции, заказчиком которой могут выступать органы исполнительной власти в регионе. Понятно, что с точки зрения финансовых возможностей рекламе здорового образа жизни сложнее конкурировать с рекламой чипсов, сигарет, алкогольных напитков и т.п. Однако обеспечить в определенном объеме производство социально значимой рекламы и "разбавление" рекламного поля продукцией (видеоролики, стенды и т.д.) этой направленности местной администрации по силам.

Большую помощь в организации и проведении просветительной работы могут оказать общественные противораковые организации, действующие практически во всех регионах страны.

Они наиболее тесно связаны с самым нуждающимся в конкретной информации контингентом населения - онкологическими больными и их родственниками (по стране таких людей насчитывается 5 - 7 млн., в каждом регионе - десятки тысяч). Это наиболее восприимчивая для просветительной работы часть населения. Надо также учитывать, что одной из групп населения, наиболее открытых для профилактической работы, а также наиболее активно участвующих в ней, являются женщины.

Особо следует подчеркнуть, что вся просветительная работа на региональном уровне должна осуществляться в тесном контакте между территориальными центрами медицинской профилактики, отделами медицинской профилактики онкодиспансеров, отделами гигиенического обучения и воспитания региональных ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии", управлениями Роспотребнадзора, Центрами здоровья по формированию здорового образа жизни, а также с общественными противораковыми организациями.

Рабочий контакт между ними позволяет сформировать рабочую группу, разрабатывающую и реализующую просветительный противораковый проект в регионе.

Практика показывает, что значительная часть населения России еще не готова к восприятию информации об онкологических заболеваниях. В обществе, где диагноз "рак" воспринимается большинством людей как приговор, трудно рассчитывать на адекватную реакцию основной части населения на противораковое просвещение. В этом состоит главная сложность в проведении просветительной работы, но вместе с тем именно это требует безотлагательного начала массированной профессиональной просветительной работы, рассчитанной на десятилетия. В этом залог успеха в противораковой работе.

 

VII. Подготовка кадров и повышение квалификации врачей

 

Региональная профилактическая программа может быть реализована только при условии специальной подготовки лиц, которые будут ее осуществлять.

Практика показывает, что далеко не всегда главные разработчики и исполнители программы - специалисты системы здравоохранения, Госсанэпиднадзора, охраны труда, а также природоохранной службы - обладают знаниями, необходимыми для проведения этой работы.

В стране отсутствует стройная система подготовки специалистов в области профилактики неинфекционных заболеваний. Что касается первичной профилактики рака - важнейшего элемента профилактического противоракового комплекса, то здесь положение с подготовкой кадров особенно неблагоприятно. Разнообразие факторов, формирующих онкологическую заболеваемость, совершенно недостаточная, не систематизированная информация по этой проблеме, поступающая к специалистам, а также отношение населения к онкологическим заболеваниям делают настоятельно необходимым целенаправленное обучение специалистов.

В настоящее время помощь в подготовке специалистов может оказать информационный бюллетень "Первичная профилактика рака", уже в течение 5 лет издаваемый и рассылаемый по всем регионам в учреждения Роспотребнадзора, центры медицинской профилактики, научные медицинские библиотеки, а также сайт в Интернете с этим же названием (www.ppr-info.ru). Однако материалов этих двух источников недостаточно. Необходимо проведение специальных курсов повышения квалификации (очных и заочных) по теме "Первичная профилактика рака в условиях современной России", включающих широкий круг вопросов по этой проблеме. Такие обучающие курсы могут быть организованы, в частности, на базе ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора с привлечением специалистов из других научных и практических организаций.

Возможно проведение подобных курсов по федеральным округам и для отдельных групп регионов на базе ведущих научных или практических (Роспотребнадзора) учреждений. Обязательным условием для этого является использование единой учебной программы, методических и информационных материалов. Проект программы повышения квалификации специалистов в области ППР разработан и представлен для рассмотрения и утверждения в Минздравсоцразвития РФ.

Высокая профессиональная квалификация исполнителей программы на местах - обязательное условие ее успешного осуществления.

Особое внимание должно быть уделено соответствующей образовательной и информационной работе с представителями исполнительной и законодательной власти регионов, без поддержки которых реализация программы будет чрезвычайно затруднена.

"В условиях децентрализации власти в процессе реформ здравоохранения возникает возможность развития законотворчества в области развития политики профилактики... НИЗ на региональном уровне. Это позволяет учитывать специфику различных регионов и своевременно реагировать на изменение конкретной ситуации на местах. В ряде случаев региональное законодательство может опережать национальное, о чем свидетельствует опыт такой страны, как США, где законодательные акты отдельных штатов в дальнейшем были приняты для всей страны". Опыт известной профилактической программы "Северная Карелия" (Финляндия) также выявил исключительно важное значение правовых и законодательных инициатив и реформ, проводимых местными властями и поддерживаемых населением. Успех этого проекта позволил распространить его опыт на национальный уровень.

Важную роль в реализации отдельных элементов региональной программы ППР (например, в просветительной работе) играет медицинский персонал первичного звена здравоохранения (врачи, медицинские сестры).

Однако эти специалисты практически лишены возможности получать необходимую информацию о положении дел в современной онкологии, особенно в области ППР. Существующие онкологические научно-практические журналы для врачей (не онкологов) мало доступны как по содержанию, так и по форме изложения материала, почти не публикуют статей по ППР. Необходимым условием повышения квалификации персонала первичного звена здравоохранения является издание доступного информационно-практического журнала "Профилактическая онкология" для врачей-гигиенистов, профпатологов, врачей общей практики. Это может стать важным шагом по повышению квалификации этой категории медиков в области превентивной онкологии (включающей как первичную, так и вторичную профилактику рака) и способствовать их подключению к реализации программ профилактики рака вообще и ППР в частности. Решение этого вопроса выходит за региональные рамки, однако министерства (департаменты) здравоохранения регионов могут способствовать решению этого вопроса.

Таким образом, в настоящее время при подготовке кадров для проведения работы в регионах с целью разработки и реализации территориальных программ ППР может быть предложен следующий комплекс мероприятий:

1) обучение на очных или заочных курсах повышения квалификации специалистов в области ППР по теме "Первичная профилактика рака в условиях современной России";

2) включение вопросов ППР в программы тематического усовершенствования и сертификационные циклы последипломного образования врачей;

3) использование материалов информационного бюллетеня "Первичная профилактика рака" - выходит и распространяется бесплатно с 2005 г. (целесообразно преобразовать его в журнал "Профилактическая онкология" с периодичностью издания 4 раза в год).

 

Руководство программой

Важным условием успешной разработки и реализации программы ППР является внутри- и межсекторальное сотрудничество.

Внутрисекторальное сотрудничество - это взаимодействие с партнерами внутри медицинского сектора (персонал первичного звена здравоохранения, специалисты Роспотребнадзора, региональных онкодиспансеров, центров медицинской профилактики, региональных министерств/департаментов здравоохранения, медицинских институтов и училищ, научно-исследовательских институтов, профессиональных ассоциаций/обществ).

Межсекторальное сотрудничество предполагает поиск партнеров в других секторах общества (администрация региона, департаменты/министерства образования, социальной защиты, культуры, спорта, промышленные предприятия, финансовые структуры, средства массовой информации, политические партии, общественные организации и т.д.).

С учетом сказанного следует подходить к формированию Координационного совета, создаваемого для разработки региональной программы ППР и ее последующей реализации.

Постоянно действующий Координационный совет является фактически штабом программы, координирующим и руководящим всеми этапами ее разработки и реализации.

В его состав, как правило, входят представители региональной администрации, органа исполнительной власти в сфере здравоохранения по субъекту Российской Федерации, специалисты Роспотребнадзора, центра медицинской профилактики, регионального онкодиспансера, профильных НИИ и кафедр мединститутов, предприниматели и финансисты, представители СМИ, общественных противораковых организаций и т.д. Учитывая межсекторальный состав Координационного совета, его целесообразно создавать при участии и под руководством региональной администрации.

В условиях конкретного региона состав Координационного совета может варьировать в зависимости от деловых качеств, уровня профессиональной подготовки лиц, претендующих на включение в его состав, от понимания ими важности проблемы, степени заинтересованности в ее решении и т.п. За разработку и реализацию программы ППР несет персональную ответственность председатель совета. Точно так же за разработку и реализацию отдельных проектов в рамках программы персональную ответственность несут ее руководители.

Целесообразно подготовить (с учетом региональных особенностей) "Положение о Координационном совете по разработке и реализации региональной программы ППР", в котором четко определить обязанности и права членов совета.

 

Ожидаемая эффективность региональной программы ППР

При оценке эффективности программы целесообразно использовать комплексный подход. Комплексная система оценки эффективности программы ППР строится на основе медицинских, социальных, экологических и экономических показателей. В основу оценки эффективности может быть положена следующая схема, адаптированная к задачам региональной противораковой программы (табл. 5).

 

Таблица 5

 

Схема комплексной оценки эффективности региональной программы ППР

 

Вид эффективности

Учитываемые показатели

исходные

ожидаемые

Медицинская

Заболеваемость и смертность от ЗН.

Распространенность факторов онкологического риска

Снижение заболеваемости и смертности от ЗН.

Уменьшение (устранение) факторов риска

Социальная

Средняя продолжительность предстоящей жизни

Увеличение ожидаемой продолжительности жизни; уменьшение инвалидизации, связанной с ЗН, улучшение качества жизни

Экологическая

Уровень загрязнения среды обитания канцерогенами

Снижение уровня загрязнения среды обитания (производственной, природной, жилой) канцерогенами

Экономическая

Стоимость программы

Стоимость предотвращенных потерь здоровья, а также предотвращенного загрязнения среды.

Расширение спектра услуг добровольного медицинского страхования с последующим увеличением бюджета служб здравоохранения и социальной помощи в регионе

 

Снижение заболеваемости/смертности от ЗН в первую очередь можно ожидать в группах риска, включенных для разработки в программу ППР. Как указывалось выше, на профессиональный рак, в частности, приходится 4-20% всех опухолей человека (в наших условиях следует ориентироваться на более высокий показатель), а наследственно обусловленные опухоли составляют 5-7% от общего числа новообразований человека. Таким образом, проведение эффективных мероприятий лишь в этих группах повышенного риска может дать в будущем снижение заболеваемости/смертности до 10-15%.

На первом этапе в результате реализации программы может быть сокращено количество работников, имеющих производственный контакт с канцерогенными факторами. Мероприятия ППР будут способствовать улучшению репродуктивного здоровья работающих женщин.

В результате эффективной просветительной противораковой работы, а также мониторинга состояния здоровья лиц, входящих в группы риска, повысится выявляемость начальных стадий заболевания, что будет способствовать сохранению здоровья и работоспособности, а также сокращению сроков лечения и реабилитации. Уменьшится количество больных ЗН, отказывающихся от лечения.

Затраты на лечение пациентов с I стадией опухолевого процесса во много раз меньше затрат на лечение больных со II-III стадией заболевания. При выявлении процесса на II-III стадии заболевания большинство пациентов переводится на инвалидность (в 2006-2007 гг. онкологические больные составляли 11-13% от числа всех инвалидов страны).

Снижение онкологической заболеваемости/смертности населения увеличит продолжительность жизни. (Среднее число лет, потерянных в активном возрасте, колеблется от 6 лет при раке предстательной железы до 14 лет при ЗН костей и мягких тканей.)

Просветительная и воспитательная работа будет способствовать оздоровлению образа жизни и связанному с этим укреплению здоровья и улучшению качества жизни населения.

В результате проведения профилактических мероприятий сократится количество не только онкологических, но и других хронических неинфекционных заболеваний, а также заболеваний с временной утратой трудоспособности. Нельзя не учитывать "... единодушное мнение экспертов о превышении экономической эффективности первичной профилактики над экономической эффективностью выявления и последующего лечения новообразований основных локализаций ..."[3].

Приведенными примерами не исчерпывается оценка эффективности проекта профилактической программы, реализация которой в конкретном регионе повлечет за собой многочисленные положительные перемены в состоянии здоровья и качества жизни населения, эколого-гигиенических характеристик территории и т.п.

При оценке эффективности программы ППР следует учитывать особенности возникновения и развития ЗН: длительный латентный период, характерный для них (иногда десятки лет), многообразие факторов риска, влияющих на формирование онкологической заболеваемости/смертности населения, и т.д. Поэтому в ходе работы, особенно на первом этапе, а именно ему посвящены данные Рекомендации, должны выбираться показатели, отражающие динамику реализации программы за относительно короткие периоды. Например, целесообразно учитывать количество канцерогеноопасных организаций, прошедших санитарно-гигиеническую паспортизацию; количество специалистов, получивших подготовку в области ППР; количество просветительных статей, опубликованных в СМИ; количество лиц, подписавшихся на просветительный противораковый журнал; количество информационных баз данных, созданных в процессе реализации программы; количество лиц, контактирующих с канцерогенными факторами на производстве и включенных в соответствующие регистры, и т.д. - перечень таких показателей достаточно велик и должен формироваться с учетом особенностей региона и программы. Каждый проект, реализуемый в рамках программы, должен иметь свой набор контрольных показателей.

Первый этап региональной программы ППР - это, по сути, этап организационный, подготовительный, готовящий почву для последующих действий (очередных этапов) в области ППР. Поэтому и показатели эффективности должны выбираться с целью прослеживания динамики процессов, инициированных программой ППР.

На этом этапе, а также в дальнейшем очень полезно проведение социальных опросов (в начале и в процессе реализации программы), например, о степени информированности населения о факторах риска ЗН, о мерах профилактики, о ранней симптоматике ЗН ряда локализаций и т.п. Формы контроля эффективности программы на первом этапе многообразны. Важно, чтобы благодаря им руководители программы могли объективно судить о реальных тенденциях в ее развитии и в случае необходимости своевременно осуществлять ее коррекцию.

При разработке региональной программы ППР полезно учитывать рекомендации, содержащиеся в разработанной в 2008 г. "Стратегии профилактики и контроля неинфекционных заболеваний и травматизма в Российской Федерации".

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 25.01.2019 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Главный врач».

Код публикации: 18.04.

 

 

 

 

 

[1] Global Health at Work Strategy//WHO Environ. Health News Letter, 1995. N 24. P. 8.

[2] Нормы радиационной безопасности утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.07.2009 N 47.

[3] Сабгайда Т.П., Кондракова Э.В., Редько А.Н. Подходы к оценке экономической эффективности мероприятий, направленных на снижение смертности от управляемых причин / / Здравоохр. РФ, 2009. N 2. С. 23-28.

 

Другие статьи по теме
Категория: Профилактика заболеваний | Добавил: zdrav1 (26.01.2019)
Просмотров: 30 | Теги: профилактика рака
Всего комментариев: 0
вверх Яндекс.Метрика