Организационно-методическая служба в системе здравоохранения Республики Беларусь - Организационно-методическая работа - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Организационно-методическая работа

Организационно-методическая служба в системе здравоохранения Республики Беларусь

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения».

В статье рассматриваются задачи, функции и основные направления деятельности организационно-методической службы в Республике Беларусь. Анализируемая в данной публикации «организационно-методическая служба» фактически является аналогом российских медицинских информационно-аналитических центров (МИАЦ), исполняющих одновременно организационно-методические и информационно-аналитические функции.

 

К основным направлениям деятельности организационно-методической службы относятся:

- планирование, организация и координация деятельности системы здравоохранения на территории;

- обобщение и анализ данных, характеризующих состояние здоровья населения территории (рождаемость, общая смертность, естественный прирост, младенческая и детская смертность, заболеваемость, физическое развитие и др.);

- подготовка и разработка комплексных программ по сохранению и укреплению здоровья населения, перспективных комплексных и текущих планов развития здравоохранения территории;

- разработка организационно-методических мероприятий по медицинскому обслуживанию населения и координация деятельности всех лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и медицинских служб территорий;

- организация плановых мероприятий по повышению квалификации врачей, средних медицинских работников и другого персонала учреждений здравоохранения всех уровней управления;

- информационно-аналитическая деятельность, формирование программ сбора и обработки статистической информации, создание автоматизированных систем информационного обеспечения руководства для принятия оперативных и своевременных управленческих решений;

- изучение и анализ показателей деятельности всех лечебно-профилактических учреждений территории в динамике, разработка моделей конечных результатов деятельности лечебно-профилактических учреждений, специализированных служб;

- изучение медицинской, социальной и экономической эффективности деятельности учреждений здравоохранения и специализированных служб;

- внедрение в практику управления учреждениями здравоохранения методов экономики, привлечение дополнительных источников финансирования, развитие платных услуг, выявление новых формирующихся потребностей населения в медицинских услугах и обеспечение их удовлетворения, нормирование труда и др.;

- внедрение новых организационных форм, новых методов диагностики и лечения, научная организация труда (НОТ);

- комплексирование деятельности по охране здоровья населения с другими системами народного хозяйства (образования, соцзащиты, промышленности, сельского хозяйства и др.), с ведомственными службами здравоохранения;

- участие в разработке стандартов медицинской помощи и выполнение контрольных функций за их соблюдением;

- участие в работе общественных организаций, создаваемых при органах управления здравоохранения и в учреждениях здравоохранения.

Основные функции организационно-методической службы:

- организует и обеспечивает контрольные функции за исполнением Указов президента, Законов, Постановлений правительства, комплексных программ сохранения и укрепления здоровья, приказов и других организационно-распорядительных документов;

- осуществляет комплексное планирование работы организационно-методической службы органа управления здравоохранением территории, учреждения здравоохранения соответствующего уровня управления;

- осуществляет анализ причин смертности, первичной и общей заболеваемости, заболеваемости с временной утратой трудоспособности, социально значимых болезней и других показателей с последующей разработкой мер по их снижению;

- проводит контроль за рациональным и эффективным использованием основных ресурсов здравоохранения;

- совместно с экономической службой разрабатывает предложения по вопросам материального стимулирования и премирования сотрудников;

- осуществляет контроль и оценку эффективности лечебно-профилактических мероприятий, проводимых ЛПУ:

- участвует в подготовке «Дней главного врача» на территориях;

- осуществляет контрольные функции за выполнением перспективных и текущих планов органов и учреждений здравоохранения;

- участвует в разработке и осуществлении контроля за выполнением моделей конечных результатов деятельности лечебно-профилактических учреждений, структурных подразделений и отдельных служб;

- организует систематические планово-консультативные выезды (посещения, выходы) главных штатных и внештатных специалистов и других врачей в учреждения территорий;

- организует работу выездных форм медицинской помощи;

- организует работу главных штатных и внештатных специалистов, готовит им соответствующие статистические материалы и проводит совместно с ними анализ деятельности служб;

- обеспечивает распространение передового опыта работы отдельных учреждений, служб, специалистов, проводит семинары и индивидуальные занятия на их базе;

- участвует в составлении и сдаче сводного отчета о сети, кадрах и деятельности лечебно-профилактических учреждений, написании обзоров о состоянии медицинской помощи населению территорий;

- принимает участие в организации и проведении семинаров, инструктивных совещаний по ведению основной медицинской документации, подготовке и составление годовых отчетов;

- участвует в проверках учреждений здравоохранения по выявлению не утвержденных отчетов и форм;

- принимает участие в подготовке решений, проектов приказов коллегий и медицинских советов органов и учреждений здравоохранения;

- проводит контроль выполнения решений коллегий, медицинских советов, приказов и других директивных документов, касающихся деятельности организационно-методической службы;

- организует работу и осуществляет методическую помощь общественным организациям в учреждениях здравоохранения (совет средних медицинских работников и др.);

- ведет контроль за организационно-методической работой главных штатных и внештатных специалистов;

- осуществляет постоянный контроль укомплектованности кадрами системы здравоохранения, за обеспечением бесперебойной работы этих учреждений и служб на территориях, особое внимание уделяет укомплектованности врачами и средними медицинскими работниками учреждений сельского врачебного участка (СВУ);

- готовит и распространяет статистические справки, материалы с анализом показателей здоровья населения, оперативные информационные материалы о деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, стационаров, сводные данные о деятельности отдельных специализированных учреждений и служб (ежедневные, еженедельные, месячные, квартальные, полугодовые и др.);

- обеспечивает контроль занятости коечного фонда и разрабатывает меры по его рациональной реструктуризации и использованию (альтернативные формы больничной помощи, хосписы, дневные стационары, стационары на дому, стационары дневного пребывания);

- вносит предложения об обеспечении доступной врачебной помощи институтом врачей общей практики и формировании сети этих учреждений и приемов др.;

- участвует в разработке и оценке планово-экономических показателей работы учреждений здравоохранения;

- принимает участие в организации и обобщении работы по изобретательству и рационализации, ведет контроль внедрения;

- вносит предложения и непосредственно участвует в развитии компьютеризации медицинских технологий на всех уровнях системы здравоохранения с целью повышения качества лечебно-профилактической помощи населению и эффективности управления здравоохранением;

- организует и ведет контроль формирования номенклатуры дел, комплектования архивов учреждений здравоохранения документами и обеспечения нормативных сроков их хранения;

- проводит специальные статистические исследования заболеваемости населения, результатов лечения и других показателей, характеризующих состояние здоровья населения и деятельность учреждений здравоохранения;

- оказывает помощь органам государственной статистики в разработке данных о причинах смерти среди населения, проводит выборочный контроль правильности заполнения документов о смерти в органах ЗАГС;

- организует работу по переходу на регистрацию заболеваемости по международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10);

- ведет контроль за качеством работы учреждений здравоохранения, за улучшением основных показателей их деятельности, уменьшением удельного веса расхождений клинических и патологоанатомических диагнозов

- участвует в совершенствовании диспансерного метода с применением современных компьютерных технологий;

- контролирует своевременность поступления оперативной информации о ходе диспансеризации лиц, пострадавших при аварии на ЧАЭС;

- контролирует своевременность обновления компьютерной программы «Чернобыльский регистр»;

- изучает и разрабатывает предложения по совершенствованию преемственности и взаимодействия амбулаторно-поликлинических учреждений, стационаров и скорой медицинской помощи, диспансеров и др.;

- разрабатывает предложения по совершенствованию режима работы учреждений здравоохранения;

- разрабатывает предложения по комплексированию деятельности ЛПУ в проведении организационно- методических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и их совместной реализации.

Для удобства работы деятельность организационно-методической службы распределяется по секторам:

- медицинской статистики;

- планирования;

- первичной медико-санитарной помощи;

- специализированной медицинской помощи;

- информационно-аналитической работы и информационного обеспечения руководства органов и учреждений здравоохранения;

- повышения квалификации медицинских работников, НОТ;

- издательской работы.

Такое условное распределение функций позволяет более четко реализовать основные направления деятельности организационно-методической службы, успешно решать ее задачи, совершенствовать формы и методы работы.

 

Мониторинг медицинской деятельности

В управлении учреждениями здравоохранения оценка качества медицинской помощи является одной из важнейших сторон деятельности, от которой зависит эффект управленческих решений, принимаемых по результатам работы как отдельных специалистов и специализированных служб, так и учреждений. Исходная информация, ее оперативность, достоверность, полнота, адаптированность к форме и возможностям являются основой формирования оценочных показателей. В здравоохранении получение и обработка оперативной информации является трудоемкой задачей, зависящей от способов ее получения и регистрации, передачи и обработки данных. Разработка и использование систем получения необходимых сведений и преобразования их в качественную информацию является одной из важнейших проблем управления здравоохранением.

Оценка деятельности и достижения целей, стоящих перед организацией, требуют постоянного наблюдения и обработки данных с помощью современных аналитических методов. Организационно оценка медицинской деятельности представляет собой единство комплексов учета выполненной работы, контроля и собственно оценок. В комплекс учета включаются: непрерывное наблюдение за различными сторонами медицинской деятельности, выявление параметров деятельности, регистрация выявленных изменений и т.д., т.е. от получения информации об оцениваемом объекте до принятия управленческого решения на основе результатов оценки. В связи с этим возникает необходимость использовать методику мониторинга.

Понятие мониторинг пришло из информатики, где оно употреблялось для обозначения измерения производительности и контроля сроков реализации процессов в компьютерных системах. В более широком смысле мониторинг - это система, обеспечивающая постоянный контроль и измерение качества и эффективности производственных процессов. Для этого используются соответствующие показатели, отражающие различные свойства управляемого объекта в динамике.

Мониторинг - непрерывная во времени, целенаправленная деятельность, связанная с перманентным наблюдением, оценкой и прогнозом состояния наблюдаемых объектов в целях развития процесса. Мониторинг как совокупность определенных действий есть проявление управленческой деятельности, форма применения комплекса важнейших управленческих функций, направленных на то, чтобы на ранних стадиях выявлять любые отклонения от ожидаемых результатов.

Цель мониторинга медицинской деятельности - обеспечение фактическим материалом информационной базы системы управления организацией здравоохранения, в частности системы оценки ее деятельности в непрерывной динамике. К основным задачам мониторинга относятся выявление, регистрация и накопление данных. Мониторинг дает возможность улучшить ценность получаемой информации путем сокращения временных интервалов ее получения. Существующие стандартные (отчетные) системы получения информации по определенным временным периодам (месяц, квартал, полугодие, год) часто являются источником ошибок и неточностей. Эти ошибки и неточности связаны с фактором времени. Чем больше временной интервал, тем выше степень неточности информации, получаемой из этих источников.

Для обеспечения более высокой эффективности мониторинга медицинской деятельности необходимо выполнение комплекса правил, составляющих принципиальную основу мониторинга:

1. Регулярность - проведение наблюдения и регистрации показателей в соответствии с периодами, задачами и возможностями оценочной деятельности на конкретном объекте. Строгое соблюдение установленной периодичности наблюдений.

2. Постоянный характер - наблюдение за объектом и регистрация показателей, отражающих его состояние и функционирование, синхронно с производственным процессом и в соответствии с обусловленной периодичностью при исключении необоснованной фрагментарности, что должно обеспечить максимально возможное и реально осуществимое в конкретных условиях приближение мониторинга к режиму непрерывности.

3. Комплексность - одновременная регистрация отдельных взаимозависимых показателей, отражающих основные свойства медицинской деятельности (количество, сложность, качество), а также иные свойства, оказывающие на ее характер и результаты существенное воздействие и вследствие этого выделенные для оценки.

4. Целенаправленность - выбор актуального объекта наблюдения и приоритетная ориентация на его характеристики в зависимости от целей и задач, обусловленных предыдущей, существующей или перспективной (прогнозируемой) управленческой ситуацией.

5. Выбор «точек риска» (конкретизация предыдущего) - выявление технологических операций, периодов в лечебно - диагностическом процессе, а также в сопровождающей и обеспечивающей этот процесс деятельности, потенциально опасных для процесса и результатов медицинской деятельности.

6. Активность - инициация мониторинга со стороны субъекта управления в соответствии с его (субъекта) планами и намерениями, определяемыми результатами анализа конкретных управленческих ситуаций (прошлых, настоящих, прогнозируемых).

7. Динамичность - изменение во времени форм, характера и материально-технического обеспечения мониторинга объекта и его отдельных характеристик в зависимости от динамики объекта и его отдельных свойств, а также целей и задач, обусловленных конкретной управленческой ситуацией.

8. Тождественность - организация мониторинга (его форма, характер, материально-техническое обеспечение) в соответствии с характеристиками объекта, подлежащего наблюдению и регистрации.

9. Интегративность - возможность формирования у субъекта управления представления об объекте как о целостном образовании вследствие обобщения результатов наблюдения за отдельными показателями, отражающими частные свойства объекта, являющиеся компонентами целостной системы.

10. Преемственность - обеспечение связи последующих результатов наблюдения с предыдущими для обеспечения сравнительного (во времени) анализа показателей, характеризующих свойства объекта, возможность связи результатов наблюдения за несколькими однотипными объектами в различные периоды.

11. Обоснованность - выбор формы, характера, средств, а также объекта наблюдения в зависимости от результатов предшествующего анализа конкретной управленческой ситуации (предыдущей, настоящей, прогнозируемой). Применение мониторинга способствует созданию благоприятных условий для принятия управленческих решений. В практической работе фактические отклонения от запланированных, ожидаемых результатов при отсутствии мониторинга выявляются и регистрируются с опозданием. Это усложняет выработку управленческого решения - исчезает фактор внезапности, снижается риск возникновения кризисных ситуаций, появляется возможность прогнозирования ситуации и выработки управленческого решения более высокого качества.

 

Организация работы с нормативно-правовыми актами

К актам управления в системе здравоохранения относятся:

- указы президента, законы, постановления правительства;

- приказы Министра здравоохранения, решения коллегий, директивные документы Минздрава, профсоюзов и др.;

- решения исполнительных комитетов областей по вопросам здравоохранения;

- приказы, решения коллегий, директивные документы областных управлений здравоохранения;

- решения сессий, исполкомов местных Советов народных депутатов[1];

- приказы, решения медицинских советов, директивные документы городских и районных отделов здравоохранения, решения медсоветов, директивные документы главных врачей городских и районных больниц.

В ОМО должна быть сосредоточена основная организационно-распорядительная документация, касающаяся системы здравоохранения, а также основные указы, законы и постановления правительственных органов. Такая документация хранится в методическом кабинете. Кроме того, также формируется информационный банк этих документов на ПЭВМ. Методический кабинет следит за электронной почтой, подготовкой отчетов и составлением информации по директивным документам, размножением их, за своевременной информацией руководителей учреждений здравоохранения территории об их поступлении и исполнении. В практике работы органов управления здравоохранения используется несколько организационных форм поиска информации об исполнении актов управления, а именно получение информации:

1) непосредственно от исполнителя (доклады, справки и т.д.);

2) от лиц, направляемых для проверки исполнения, т.е. опосредованным способом;

3) путем личной проверки исполнения акта управления. Широкое распространение получили письменные справки об исполнении актов управления. По предъявляемым справкам лица, издавшие акт управления, имеют возможность без дополнительных затрат времени и сил следить за ходом его исполнения или изучать полученные результаты.

В органах управления должна быть создана внутриаппаратная система контроля проверки исполнения. Все документы, поступающие из вышестоящих органов управления, подлежат специальному учету. Лицо, на которое возложена проверка исполнения, должно принять меры, чтобы копии документов были своевременно разосланы исполнителям.

Каждый акт управления независимо от его названия является совокупностью взаимосвязанных и последовательно изложенных актов управления, содержащих несколько пунктов, каждый из которых может рассматриваться как самостоятельный акт управления. Необходимость получения информации по каждому из них затрудняет процесс проверки. В связи с этим необходимо установить очередность проверки исполнения и оформления соответствующих документов. С этой целью акты управления сортируют по принципу «срочности». В свою очередь «срочные» акты выделяют по степени важности, их именуют также как «руководящие», «основные», «ведущие». К ним относятся документы органов власти, Министерства здравоохранения. Документы управлений здравоохранения и нижестоящих уровней управления подлежат текущей проверке или плановой проверке.

При поступлении акта управления из вышестоящих органов власти или управления здравоохранения лицо, на которое возложен контроль за исполнением документа, составляет перспективный «План мероприятий по выполнению...» (название документа), если документ долгосрочного действия, или текущий (годовой, квартальный, месячный), если документ носит оперативный характер. После этого ответственное лицо обеспечивает организационно-методические мероприятия по организации контроля исполнения: проводит инструктаж, готовит инструктивные письма, определяет сроки проверки исполнения, проводит текущие проверки. Все эти мероприятия фиксируются, документы об их реализации сосредотачиваются в деле по контролю данного акта управления. Долгосрочные акты управления и контрольные мероприятия по ним должны найти отражение во всех комплексных планах органов и учреждений здравоохранения. Материалы и информация об их исполнении сосредотачивается у лиц, контролирующих данные документы.

Для проверки управленческих актов создаются бригады врачей-специалистов. Состав и число проверяющих зависят от уровня управления, организующего проверку и от проверяемых служб и объектов. Изучение работы бригад (республиканских) показывает, что многие из их состава впервые участвуют в проверке исполнения, недостаточно осведомлены о работе проверяемых объектов, никогда не были в этих учреждениях, весьма смутно представляют особенности их работы. В бригады необходимо включать действительно компетентных специалистов, имеющих соответствующий опыт проверок и хорошо знакомых с контролируемым разделом работы. При проверке важным требованием является предоставление объективной информации и охват проверкой тех служб, которые могут дать объективное представление об исполнении.

Для объективной оценки исполнения необходимо обеспечить репрезентативность информации. Учреждения здравоохранения обычно удалены на значительные расстояния от органа управления. Это затрудняет систематическую проверку исполнения, фактическая проверка проводится только в некоторых учреждениях. Для получения объективной информации проверку следует осуществлять не на 1-2 объектах из 15-25, а не менее чем на четверти из них.

Грамотное составление информации о результатах исполнения способствует правильному принятию решения. В здравоохранении сложилась следующая практика: после проверки каждый участник составляет справку (отчет) о состоянии проверяемых учреждений, руководитель бригады составляет общую справку, характеризующую состояние дел в проверяемых службах.

 

Планирование работы организационно-методической службы

Деятельность организационно-методической службы планируется в соответствии с основными направлениями деятельности службы и конкретными задачами, стоящими перед учреждениями здравоохранения области, города. В соответствии с этим составляется план работы организационно-методической службы. План предварительно обсуждается на коллегии, медицинском совете территории и утверждается или начальником управления здравоохранения области, или главным врачом территориальной медицинской организации. В разрезе годового плана составляются квартальные и месячные планы.

 

Публикация подготовлена по материалам статьи Вальчук Э.А. Организационно-методическая служба в системе здравоохранения. Электронный источник: www.pandia.ru.

 

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» 2015/09

 

[1] Напоминаем, что речь идет о Республике Беларусь. – Прим. ред.

Другие статьи по теме
Категория: Организационно-методическая работа | Добавил: zdrav1 (28.08.2017)
Просмотров: 3720 | Теги: оргметодработа
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика