Организационно-методическая помощь и поддержка онкологической службы россии и задачи работы специалистов разного уровня - Организационно-методическая работа - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Организационно-методическая работа

Организационно-методическая помощь и поддержка онкологической службы россии и задачи работы специалистов разного уровня

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения».

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 17 августа 2011 г. N 14-3/10/2-8051

 

ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ПОДДЕРЖКЕ

ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации направляет для использования в работе рекомендации по организационно-методической помощи и поддержке онкологической службы Российской Федерации и задачах работы специалистов разного уровня.

 

В.И.СКВОРЦОВА

 

 

Утверждаю

Главный внештатный

специалист-онколог

Минздравсоцразвития России

академик РАМН

В.И.ЧИССОВ

"__" _____________ 2011 г.

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

И ПОДДЕРЖКА ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ

И ЗАДАЧИ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗНОГО УРОВНЯ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Методические рекомендации посвящены вопросам организационно-методической помощи и поддержки деятельности онкологической службы России и задачам, стоящим перед специалистами-онкологами разного уровня.

Методические рекомендации предназначены для руководителей органов управления здравоохранением, главных врачей и руководителей организационно-методических отделений онкологических диспансеров, специалистов-онкологов, организаторов здравоохранения.

Учреждение-разработчик: ФГУ "МНИОИ им. П.А. Герцена" Минздравсоцразвития России.

Методические рекомендации рекомендованы и издаются по решению Ассоциации онкологов России.

 

Список сокращений

 

РФ - Российская Федерация;

ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение;

ОД - онкологический диспансер;

ЗНО - злокачественные новообразования;

ПОК - первичный онкологический кабинет.

 

Введение

 

В 2010 г. онкологическая служба России отметила свое 70-летие. За эти годы произошли значительные изменения в ее организации, деятельности, материально-технической оснащенности. В настоящее время онкологическая служба представляет собой стройную систему лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) с определенными функциями каждого подразделения: первичные онкологические кабинеты, областные, краевые, республиканские онкологические диспансеры (ОД), федеральные медицинские учреждения онкологического и радиологического профиля. Структура службы и ее задачи регламентированы Приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 944н от 3 декабря 2009 г. "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях" и N 255н от 20 апреля 2010 г. "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям с онкологическими заболеваниями".

В 2010 г. в Российской Федерации функционировало 107 ОД, общая коечная мощность которых составляла 28496 коек. Численность врачей-онкологов составляла 6005, радиологов - 1854, среднего медицинского персонала - 23410 человек.

Деятельность службы охватывает широкий круг вопросов: выявление возможных канцерогенных факторов окружающей среды, формирование групп повышенного онкологического риска с разработкой и реализацией профилактических мероприятий, выявление и своевременная уточняющая, а, в ряде случаев, первичная диагностика онкологической патологии, регистрация больных с впервые установленным диагнозом злокачественного новообразования (ЗНО), проведение им специального адекватного лечения с последующим диспансерным наблюдением, включающим комплекс реабилитационных мероприятий.

С целью оказания паллиативной помощи и создания условий для обеспечения оптимального качества жизни онкологическим больным в структуре ОД предусматривается организация отделений паллиативной помощи.

В своей деятельности онкологическая служба тесно связана с общей лечебной сетью, которая осуществляет выявление опухолевых и предопухолевых заболеваний, симптоматическое лечение онкологических больных IV клинической группы. В исключительных случаях, при возникновении острой ситуации, учреждения общей лечебной сети оказывают экстренную хирургическую помощь.

Отмечается тенденция к росту показателя активной выявляемости ЗНО при проведении профилактических осмотров, который в 2010 г. составил 13,2%. Одновременно расширяется и сеть смотровых кабинетов. В Российской Федерации в поликлиниках и центральных районных больницах функционировало 4290 смотровых кабинетов.

Активизация профилактической направленности совместной работы ЛПУ общей лечебной сети и онкологической службы способствовала росту выявляемости больных с ЗНО I - II стадии. Так, доля больных с I и II стадиями ЗНО среди всех впервые взятых на учет в 2010 году составила 47,8%, среди взятых на учет по поводу рака шейки матки - 59,8%, среди взятых на учет по поводу рака молочной железы - 63,6%.

Вместе с тем, в структуре смертности населения России ЗНО занимают второе место после болезней сердечно-сосудистой системы. Среди умерших в трудоспособном возрасте (15 - 59 лет) доля умерших от ЗНО в 2010 г. достигла 13,5%. Доля женщин среди всех умерших также велика и составляет 21,9%, что требует повышения внимания медицинских работников к данной категории пациентов.

Правительством Российской Федерации в 2008 г. было принято решение о выделении в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" отдельного раздела: мероприятия, направленные на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями. В ходе реализации указанных мероприятий предусмотрено повысить онкологическую настороженность и ответственность врачей первичного контакта: терапевтов, хирургов, гинекологов, оториноларингологов, стоматологов, дерматологов и врачей других специальностей. Такой подход должен обеспечить более раннее выявление ЗНО, быстрое обследование пациентов на доспециализированном этапе и своевременное направление больных в онкологические медицинские учреждения для уточняющей диагностики и лечения.

Важным компонентом мер в борьбе с онкологическими заболеваниями станет выстраивание системы оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, включая стандартизацию кадрового и материально-технического обеспечения ЛПУ в соответствии с утвержденным Порядком.

Ожидается, что реализация мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, позволит увеличить процент раннего выявления ЗНО, приведет к снижению инвалидности от онкологических заболеваний, создаст условия для равной доступности получения пациентами специализированной помощи независимо от места их проживания.

В 2009 г. реализацию мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями были включены 11 регионов (Челябинская, Белгородская, Волгоградская, Калужская, Кировская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Тульская, Тюменская области и Хабаровский край) и два государственных учреждения ("Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна" ФМБА и ФГУ "Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена" Минздравсоцразвития России). С 2010 г. в данный проект включились еще 9 регионов Российской Федерации (Алтайский край, Республики Башкортостан, Татарстан, Чувашия, а также Ивановская, Липецкая, Новосибирская, Рязанская и Ярославская области) и 3 государственных учреждения (ФГУ "Российский научный центр рентгенорадиологии" Минздравсоцразвития России, "Северный медицинский центр им. Н.А. Семашко" ФМБА, "Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина" РАМН). В 2011 г. мероприятия, направленные на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, были развернуты еще в 14 регионах (Республики Мордовия, Татарстан, Удмуртия и Амурская, Архангельская, Астраханская, Брянская, Владимирская, Курская, Мурманская, Нижегородская, Орловская, Свердловская, Тамбовская области) и 2 федеральных государственных учреждениях ("Научно-исследовательский институт онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздравсоцразвития России и "Медицинский радиологический научный центр" Минздравсоцразвития России). До 2015 г. в работу должны поэтапно включиться все субъекты Российской Федерации.

 

Структура организационно-методической помощи и поддержки

деятельности онкологической службы России

 

Важными условиями реализации мероприятий, направленных на совершенствование онкологической помощи населению, являются организационно-методическое руководство, оценка и анализ качества выполнения задач, поставленных Правительством Российской Федерации перед онкологической службой страны.

В России функционирует многоуровневая вертикаль организационно-методической помощи и поддержки научной и практической профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной деятельности территориальных и муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь населению при онкологических заболеваниях.

 

I уровень (федеральный)

 

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 283 от 26.11.2004 и последующими его изменениями в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 621 от 05.11.2008 "О внесении изменений в Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 ноября 2004 N 283 "О главных внештатных специалистах-экспертах Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации" методическое руководство деятельностью онкологической службы России осуществляет главный внештатный специалист-онколог.

Обязанности главного внештатного специалиста Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации определяются на основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и возлагаются на одного из ведущих специалистов-онкологов профильного федерального медицинского учреждения. Деятельность главного внештатного специалиста осуществляется на основе законодательства Российской Федерации, положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В соответствии с Положением о главном внештатном специалисте Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (приложение N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 26.11.2004 N 283 (с внесенными изменениями в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 05.11.2008 N 621) основными задачами главного специалиста-онколога являются:

- участие в разработке стратегии развития онкологии и тактических решений по ее реализации с целью обеспечения современного уровня оказания медицинской помощи;

- участие в разработке нормативно-правовых документов;

- участие в организации внедрения современных медицинских и организационных технологий по онкологии;

- участие в организации разработки стандартов медицинской помощи, протоколов ведения больных с ЗНО и внедрении их в практику работы медицинских организаций;

- участие в формировании номенклатуры специалистов с высшим, послевузовским, средним медицинским и фармацевтическим образованием, специальностей научных работников по профилю онкология и радиотерапия;

- участие в планировании и организации кадрового обеспечения здравоохранения по профилю онкология и радиотерапия;

- участие в выборе приоритетных направлений, организации и координации научных медицинских исследований по онкологии.

Главный внештатный специалист-онколог Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации из числа главных специалистов-онкологов территориального уровня формирует профильную комиссию, состав которой утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Главный внештатный специалист-онколог Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации выносит на согласование в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложения о кандидатурах главных внештатных специалистов-онкологов федеральных округов страны.

Обязанности главного внештатного специалиста-онколога федерального округа возлагаются на одного из высококвалифицированных специалистов-онкологов профильного медицинского учреждения федерального или территориального подчинения, в том числе имеющего статус окружного ОД. Главный внештатный специалист федерального округа должен иметь большой опыт организационной и практической работы и высшую квалификационную категорию. Его деятельность осуществляется на основе законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Основными функциональными обязанностями главного внештатного специалиста-онколога федерального округа являются:

- экспертная оценка состояния онкологической службы в субъектах федерального округа;

- участие в разработке оперативных и стратегических направлений дальнейшего развития онкологической службы с учетом практических и научно-технических достижений;

- участие в разработке нормативно-правовых документов;

- участие в организации внедрения современных медицинских и организационных технологий по онкологии;

- участие в организации разработки стандартов, протоколов ведения больных с ЗНО и внедрении их в практику работы медицинских учреждений онкологического профиля;

- экспертная оценка организационной и методической работы по совершенствованию онкологической службы и повышению уровня качества лечебно-профилактической помощи в федеральном округе;

- экспертная оценка деятельности специализированных медицинских учреждений, оказывающих онкологическую помощь населению федерального округа;

- экспертная оценка кадровой и технической потребности онкологической службы федерального округа;

- организационно-методическое руководство работой главных специалистов-онкологов субъектов федерации, входящих в состав подведомственного федерального округа.

Главный специалист-онколог федерального округа обязан не реже 1 раза в год отчитываться о своей работе главному внештатному специалисту-онкологу Министерства здравоохранения и социального развития.

 

II уровень (субъектовый)

 

Руководитель органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации назначает главного специалиста-онколога (штатного или внештатного) из числа высококвалифицированных онкологов, имеющих большой опыт организационной и практической работы и высшую или первую квалификационную категорию.

Главный специалист непосредственно подчиняется руководителю органа управления здравоохранением, а также, если он является заместителем главного врача, главному врачу лечебного учреждения по месту работы, входит в состав коллегии органа управления здравоохранением. В своей работе главный специалист-онколог руководствуется законодательством Российской Федерации, действующими нормативно-правовыми актами и другими нормативными документами Министерства здравоохранения Российской Федерации и территориального органа управления здравоохранением.

Основными функциональными обязанностями главного специалиста-онколога территории являются:

- анализ и оценка мероприятий территориального уровня по реализации государственной политики в области охраны здоровья населения региона;

- анализ состояния онкологической службы региона, разработка оперативных и стратегических направлений дальнейшего ее развития с учетом научно-технических достижений и практики;

- руководство и участие вместе с главными специалистами других профилей в формировании территориальной противораковой программы и скрининговых программ, мониторинг их реализации и анализ эффективности;

- экспертиза деятельности учреждений, подразделений и отдельных специалистов онкологической службы;

- организационная и методическая работа по совершенствованию онкологической службы и повышению уровня качества лечебно-профилактической помощи в территории и ее мониторинг;

- анализ и оценка деятельности специалистов муниципальных лечебных образований с организацией заслушивания результатов их работы на врачебных совещаниях (конференциях) на базе территориального онкологического диспансера;

- анализ вместе с главными специалистами других профилей врачебных ошибок, их экспертиза, представление предложений по мероприятиям, направленным на устранение допущенных ошибок;

- участие в организации и оценке работы первичных онкологических и смотровых кабинетов;

- анализ потребности службы в медикаментах, оборудовании, инструментарии и других изделиях медицинской техники, участие в формировании централизованных заявок;

- изучение кадровой потребности онкологической службы, организация мероприятий по повышению профессиональной квалификации специалистов онкологической службы;

- организация мероприятий и участие в работе по формированию у специалистов общей лечебной сети онкологической настороженности;

- разбор жалоб, писем и критических выступлений средств массовой информации по фактам деятельности специализированной службы.

Главный специалист-онколог региона формирует противораковую комиссию из числа ведущих специалистов лечебно-профилактических учреждений и онкологической службы, состав которой утверждает руководитель органа управления здравоохранением субъекта РФ.

Противораковая комиссия осуществляет:

- разбор случаев онкологической запущенности (выявление всех случаев IV стадии и III стадии при визуальных формах ЗНО) с использованием данных протоколов запущенности, амбулаторных карт, историй болезни и другой медицинской документации;

- анализ причин диагностических ошибок, повлекших несвоевременную диагностику злокачественных опухолей, и формирует предложения по их устранению.

Заседания противораковой комиссии проводят не реже 1 раза в месяц с приглашением главных профильных специалистов и врачей, допустивших несвоевременную диагностику ЗНО. Материалы заседания комиссии протоколируются. О результатах обсуждения информируются руководители ОД и ЛПУ, в которых имели место случаи онкологической запущенности.

Главный специалист-онколог региона докладывает руководителю органа управления здравоохранением субъекта РФ обо всех случаях поздней диагностики для решения вопроса о персональной ответственности виновных.

Главный специалист-онколог региона организует и проводит практические конференции по разбору наиболее явных случаев запущенности.

Главный специалист-онколог региона обязан не реже 1 раза в год отчитываться о своей работе непосредственно вышестоящему руководителю онкологической службы (главному врачу регионального ОД в случае, если он не является главным врачом), руководителю органа управления здравоохранением субъекта РФ, главному специалисту-онкологу федерального округа, главному специалисту-онкологу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

 

III уровень (муниципальный)

 

Деятельность ЛПУ муниципального уровня направлена на повышение онкологической настороженности врачей первичного звена, на профилактику и раннее выявление онкологических заболеваний, что является существенным компонентом в организации онкологической помощи населению.

Для осуществления организационно-методической помощи и поддержки данной деятельности медицинских работников распоряжением главного специалиста-онколога региона назначается специалист онкологической службы муниципального образования. Это может быть врач-онколог, работающий по специальности не менее 5 лет и имеющий квалификационную категорию не ниже первой.

Деятельность специалиста онкологической службы муниципального образования может охватывать одно или несколько муниципальных образований по необходимости и должна быть направлена на совершенствование онкологической помощи населению курируемого муниципального образования, в основном на профилактику и раннее выявление онкологической патологии, на снижение заболеваемости, смертности и инвалидизации от ЗНО. Функцией специалиста онкологической службы и муниципального образования также является обеспечение взаимодействия между региональным ОД и медицинскими учреждениями муниципального образования.

Специалист-онколог муниципального образования руководствуется в своей работе настоящими методическими рекомендациями, нормативными документами и инструкциями вышестоящих органов здравоохранения, календарным планом работ ОД. Выезды специалиста в район проводятся ежеквартально по заранее составленному графику самостоятельно или в составе бригады врачей.

Задачами специалиста онкологической службы муниципального образования являются:

- методическое руководство и контроль состояния онкологической помощи на местах на основе анализа онкологической ситуации в муниципальном образовании посредством изучения (совместно с онкологом района) показателей онкологической службы, в том числе заболеваемости, смертности, запущенности; соблюдения оптимальных маршрутов пациентов при подозрении на ЗНО до верификации диагноза;

- разработка совместно с муниципальными органами управления здравоохранением мероприятий по профилактике ЗНО и совершенствованию организации онкологической помощи населению и контроль их реализации;

- методическое руководство работой первичного онкологического и смотровых кабинетов, оказание консультативной помощи в диагностической, лечебной и реабилитационной работе онколога района и врачей общей лечебной сети;

- участие в работе по углублению и совершенствованию онкологических знаний у медицинских работников первичного звена, формированию у них онкологической настороженности, а также в санитарно-просветительной работе среди населения.

 

Подготовка врача-онколога к работе специалистом

онкологической службы муниципального образования

 

Подготовка врача-онколога к работе специалистом онкологической службы муниципального образования проводится сотрудниками ОД под руководством главного специалиста-онколога региона. В ходе подготовки он разъясняет задачи и обязанности специалиста, знакомит с существующими распорядительными и регламентирующими документами по онкологической службе, с онкологической ситуацией в районе, с документацией, используемой в системе онкологической службы (учетными и отчетными формами), основными показателями онкологической помощи населению, структурными подразделениями общей лечебной сети и их обязанностями в системе противораковой борьбы (проведение профилактических осмотров, диспансеризация больных с предопухолевыми заболеваниями, особенности работы смотрового и первичного онкологического кабинетов, пропаганда здорового образа жизни, в том числе и противораковая, среди населения и др.), маршрутизацией больных, системой взаимодействия между подразделениями онкологической службы и учреждениями общей лечебной сети.

Заведующий организационно-методическим кабинетом (отделением) ОД проводит инструктаж специалиста онкологической службы муниципального образования по оформлению справок, заключений, отчетов и другой документации, которую после выезда на место он должен предоставить в организационно-методический кабинет (отделение).

В организационно-методический кабинет (отделение) ОД из муниципальных образований поступают и анализируются справки, представляемые специалистами; данные из цитологических лабораторий о больных, у которых при цитологическом исследовании выявлена угрожаемая по раку патология шейки матки (тяжелая дисплазия, подозрение на рак), но отсутствуют сведения о дообследовании и заключительном (гистологическом) диагнозе; данные о качестве забора мазков с шейки матки и цервикального канала при профилактических гинекологических исследованиях (процентное отношение "неинформативного" материала к числу женщин, обследованных с применением цитологического метода) и др.

Материалы архивируются в отдельных для каждого муниципального образования папках (в электронном виде и на бумажном носителе). Полученная информация позволяет руководству онкологической службы и специалисту оперативно ориентироваться в онкологической ситуации и направлениях ее развития в данном районе.

Решение задач, поставленных перед специалистом онкологической службы муниципального образования, требует от врача умения ориентироваться в основных показателях организации онкологической помощи населению.

В должностные инструкции специалиста онкологической службы муниципального образования вносятся обязательства по его полномочиям.

 

Учет больных со злокачественными новообразованиями

 

Специалист контролирует работу врача-онколога первичного онкологического кабинета (ПОК) по учету больных с ЗНО.

Основным документом для учета больных и составления ежегодного отчета "О заболеваниях злокачественными новообразованиями" (форма N 61-ж) является форма N 90/У "Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования" (далее - "Извещение"), утвержденная Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 апреля 1999 г. N 135.

Контролируя работу с "Извещениями" следует обращать внимание на правильность их оформления врачом ПОК, своевременность их поступления из медицинских учреждений, в том числе и ведомственных, в ПОК (в трехдневный срок с момента диагностирования ЗНО) и направления проверенных "Извещений" из ПОК в областной (краевой, республиканский, городской) ОД (не позднее 10 числа каждого месяца).

"Извещение" является сигнальным документом, на основании которого данные о больном вносят в базу данных территориального популяционного ракового регистра и "Контрольную карту диспансерного наблюдения больного со злокачественным новообразованием" (форма N 030-6/У). Эта форма также является основным источником информации по составлению годовых статистических отчетов территориального онкологического учреждения по форме N 7 "Сведения о заболеваниях злокачественными новообразованиями".

Специалист также обращает внимание на своевременность поступления в ПОК из медицинских учреждений "Выписки из медицинской карты стационарного больного со злокачественным новообразованием" (форма N 027-1/У) и "Протокола на случай выявления у больного запущенной формы злокачественного новообразования" (форма N 027-2у), а также полноту учета посмертно выявленных заболеваний.

 

Диспансерное наблюдение за больными со злокачественными

новообразованиями и с предопухолевыми заболеваниями

 

Объектом внимания специалиста онкологической службы муниципального образования должна быть работа по диспансерному наблюдению за больными с ЗНО и предопухолевыми заболеваниями.

С целью учета больных со злокачественными опухолями и предопухолевыми заболеваниями определены следующие клинические группы:

Iа - больные с заболеваниями, подозрительными на злокачественное новообразование;

Iб - больные с предопухолевыми заболеваниями, подлежащие диспансерному наблюдению у врачей профильных специальностей;

II - больные со злокачественными опухолями, подлежащие специализированному лечению;

IIа - больные, подлежащие радикальному лечению;

III - практически здоровые лица (после проведенного радикального лечения);

IV - больные с распространенными формами злокачественных опухолей, подлежащие паллиативному или симптоматическому лечению.

Клиническую группу у больных с впервые в жизни установленным диагнозом ЗНО определяют до начала лечения на основании обследования больного. У больных с ЗНО внутренних органов, получивших хирургическое пособие, клиническую группу определяют с учетом операционных находок.

Больных Iа клинической группы после установления окончательного диагноза снимают с учета или переводят в другие клинические группы. Углубленное обследование больных Iа клинической группы должно быть закончено не позднее 10 дней с момента взятия их на диспансерный учет.

Больные Iб клинической группы должны находиться под наблюдением у врачей общей лечебной сети. Больные с предопухолевыми заболеваниями, обладающими высокой частотой озлокачествления, подлежат систематическому наблюдению у врача-онколога. При хирургическом лечении по поводу предопухолевых заболеваний строго обязательным является гистологическое исследование удаленного очага. После радикального лечения по поводу предопухолевого заболевания больные подлежат диспансерному наблюдению в течение 2 лет, после чего, при отсутствии рецидива заболевания, их снимают с диспансерного учета. При выезде специалиста на место необходимо контролировать своевременность и объем обследования, проводимого при диспансеризации больных с предопухолевыми заболеваниями, состоящих на учете в ПОК.

Больные, о которых ПОК не имел сведений в течение отчетного года, считаются выбывшими из-под наблюдения.

В условиях перехода медицинских учреждений России на регистрацию и наблюдение за больными в системе Федерального ракового регистра врач-онколог ПОК на каждого больного заполняет "Регистрационную карту больного злокачественным новообразованием" (форма N 030-6/ГРР). "Регистрационная карта" является расширенным аналогом "Контрольной карты диспансерного наблюдения больного со злокачественным новообразованием" и соответствует программному продукту "Информационно-аналитическая система "Канцер-регистр" (свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ N 2008612165).

"Регистрационная карта" является основным документом мониторирования состояния здоровья и оценки эффективности проводимого специального лечения больного со ЗНО. Ее правильное заполнение предусматривает унификацию и достоверность вносимых данных и обеспечивает формирование информационного массива популяционного ракового регистра административной территории. В ней отмечают сроки осмотров, стадию заболевания, клиническую группу, результат морфологического исследования, подтверждающего диагноз рака, метод лечения и его объем, суммарную дозу лучевой терапии, средства противоопухолевой лекарственной терапии и др. Сведения о проведенном больному специальном лечении вводят в "Регистрационную карту" только после окончания всех этапов лечения. Эти сведения получают из "Выписки из медицинской карты стационарного больного со злокачественным новообразованием" (форма N 027-1/У), составляемой во всех стационарах на каждого больного с ЗНО.

"Регистрационные карты" заполняют на всех больных с установленным диагнозом ЗНО (рубрики C00 - C96 и D00 - D09 МКБ-10), в том числе на больных, проживающих в районе обслуживания ПОК, с диагнозом, установленным ранее или посмертно. "Регистрационную карту" заполняют также на вновь прибывших больных с ЗНО, ранее состоявших на учете в онкологическом учреждении другого региона.

При первично-множественных опухолях (синхронных, метахронных, синхронно-метахронных) в случае выявления второго и последующего ЗНО новую "Регистрационную карту" не заполняют. Заполняют вкладыш, в который вносят сведения о новой опухоли и ее лечении (разделы "Диагноз", "Лечение"), и включают его в "Регистрационную карту" больного.

К числу больных, учтенных посмертно, с диагнозом, установленным при жизни, относят умерших в отчетном году от ЗНО и не состоявших на учете в территориальном онкологическом учреждении, но имевших диагноз злокачественной опухоли при жизни. К ним относятся больные, состоявшие на учете в лечебных учреждениях других министерств и ведомств, умершие в стационаре вскоре после установления диагноза ЗНО, на которых не было своевременно составлено "Извещение", и т.д.

"Регистрационную карту" заполняют также на больных, состоящих на учете онкологического учреждения, с заболеваниями, подозрительными на ЗНО, и на больных с предопухолевыми заболеваниями.

В случае подтверждения диагноза ЗНО "Регистрационную карту" изымают из этой группы и переносят ее в группу диспансерного наблюдения за больными со злокачественными опухолями.

В случае, если больной не подвергался лечению, в "Регистрационной карте" указывают причину, по которой лечение не было проведено. Больные, отказавшиеся от лечения, или имевшие противопоказания к нему, наблюдаются по II клинической группе.

По данным Федерального ракового регистра только в 2009 г. 3,6% (18180) впервые выявленных онкологических больных отказались от специализированного лечения, из них у 39,4% (7163) была диагностирована I - II стадия заболевания. Противопоказания к проведению противоопухолевой терапии имели 8,6% (43428) больных. Огромная роль в формировании у больного мотивации на необходимость проведения специализированного лечения принадлежит врачу ПОК. Его профессиональным долгом является выработка у больного и его родственников убежденности в необходимости проведения адекватного лечения, только при этом условии возможно выздоровление, продление жизни или улучшение ее качества.

Пациентов, у которых диагноз ЗНО не подтвержден в процессе дообследования или лечения, снимают с учета. При этом "Регистрационная карта" больного, у которого диагноз не подтвердился в год постановки его на учет, подлежит изъятию. "Регистрационная карта" больного, взятого на учет ранее, остается в информационном массиве до конца отчетного года. В пункт 13 вносится отметка "диагноз не подтвердился", в пункте 12 указывается дата снятия с учета. После завершения сводки данных за год эти "Регистрационные карты" изымают.

При снятии больного с учета в связи с любой другой причиной (выезд за пределы деятельности медицинского учреждения, смерть и др.) и отсутствии сведений о больном в течение года "Регистрационная карта" хранится в общем массиве карт до конца отчетного года. После составления годового статистического отчета территориального онкологического учреждения по форме N 7 "Сведения о заболеваниях злокачественными новообразованиями" и форме N 35 "Сведения о больных со злокачественными новообразованиями" "Регистрационные карты" таких больных изымаются для хранения в архиве. При необходимости в дальнейшем вновь взять на учет больного, выбывшего из-под наблюдения в связи с отсутствием сведений о нем в течение года, на него составляется новая "Регистрационная карта" с указанием повторного взятия на учет. Архивный срок хранения "Регистрационных карт" не ограничен.

Больных II клинической группы по окончании лечения опухолевого процесса переводят в III клиническую группу и наблюдают в течение всей жизни при условии отсутствия у них рецидива заболевания. При выявлении в процессе наблюдения местного рецидива или метастазов и возможности проведения специального лечения больных из III клинической группы переводят во II на период терапии. При успешном завершении противоопухолевого лечения этих больных вновь переводят в III клиническую группу.

После проведения лечения больные с ЗНО подлежат пожизненному диспансерному наблюдению со следующей периодичностью: первый год 1 раз в 3 мес., второй год 1 раз в 6 мес., в последующие годы 1 раз в год.

При прогрессировании опухолевого процесса после лечения и невозможности проведения специального лечения больных переводят в IV клиническую группу. В случае перевода больного из одной клинической группы в другую в "Регистрационной карте" делают соответствующую отметку, указывают год перевода.

Стадию распространения опухолевого процесса у первичного больного устанавливают по окончании клинического обследования. Однако она может быть уточнена после проведения оперативного вмешательства, проводимого как первый этап специализированного лечения. Стадия опухолевого процесса, указанная в "Выписке из медицинской карты стационарного больного со злокачественным новообразованием", является окончательной.

В целях контроля и изучения случаев поздней диагностики ЗНО на всех больных при IV стадии опухолевого процесса (при опухоли визуальной локализации - при III стадии) врач, установивший факт запущенности, составляет "Протокол на случай выявления у больного запущенной формы злокачественного заболевания" (форма N 027-2/у) (далее - "Протокол"). "Протокол" составляется всеми лечебно-профилактическими учреждениями, где впервые установлен случай поздней диагностики ЗНО при жизни больного. Его оформление и разбор причин запущенности следует проводить и в случае, если больной, не получивший никакого специального лечения, умер от злокачественной опухоли в течение 3 мес. с момента установления диагноза ЗНО, а также в случае, если диагноз ЗНО был установлен посмертно.

Несоставление "Протокола" должно рассматриваться как сокрытие случаев несвоевременной диагностики рака. "Протокол" составляется одновременно с "Выпиской из медицинской карты больного со злокачественным новообразованием" (форма N 027-1/У). В случае диагностирования запущенности опухолевого процесса в поликлинических условиях "Протокол" заполняется в день установления диагноза.

На каждый случай запущенности "Протокол" заполняют в 2 экземплярах. Один из них прилагается к "Медицинской карте стационарного больного" (форма N 003/у) или "Медицинской карте амбулаторного больного" (форма N 025/у), другой направляется в ОД по месту постоянного жительства больного. "Протокол" должен быть выслан не позднее 3 дней после его составления. Архивный срок хранения "Протокола" 5 лет.

 

Задачи специалиста при контроле работы

первичного онкологического кабинета

 

Специалист онкологической службы муниципального образования осуществляет периодический контроль диагностической и лечебной работы врача-онколога ПОК. При этом следует обращать внимание на:

- соответствие оснащенности ПОК Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 944н от 03.12.2009 "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях";

- использование современных диагностических методов и соблюдение рекомендаций по обследованию пациентов, обращающихся по поводу злокачественных и доброкачественных опухолей, патологии, подозрительной на ЗНО, предопухолевых заболеваний, а также соответствие сроков углубленного обследования больных, в частности Iа клинической группы;

- проведение амбулаторного лечения больных с ЗНО по стандартам оказания специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях;

- организацию помощи больным IV клинической группы;

- организацию медицинской помощи сельским жителям, включая выявление онкологических заболеваний, осмотры населения при выездах врачебных бригад в сельские населенные пункты, диспансерное наблюдение за больными, проживающими в сельской местности;

- своевременную госпитализацию больных для дообследования и лечения, причины отказа в госпитализации для проведения специального или симптоматического лечения больных с ЗНО.

 

Оценка, анализ и коррекция работы смотровых кабинетов

 

Анализируя работу по профилактике ЗНО в закрепленном муниципальном образовании, в том числе в сельской местности, специалист-онколог должен уделить внимание деятельности женских и мужских смотровых кабинетов, в которых осуществляется активное выявление фоновых и предопухолевых заболеваний, а также злокачественных опухолей, в первую очередь, визуальных локализаций.

К визуально доступным локализациям следует относить опухоли губы (C00), основания языка (C01), других и неуточненных отделов языка (C02), десны (C03), дна полости рта (C04), неба (C05), других и неуточненных частей рта (C06), околоушной слюнной железы (C07), других и неуточненных больших слюнных желез (C08), небной миндалины (C09), ротоглотки (C10), прямой кишки (C20), заднего прохода и анального канала (C21), кожи (C44), молочной железы (C50), вульвы (C51), влагалища (C52), шейки матки (C53), полового члена (C60), яичка (C62), кожи мошонки (C63.2), глаза (C69), щитовидной железы (C73), меланому кожи (C43).

В ходе анализа учитывают число ставок акушерок (фельдшеров) смотрового кабинета, стаж и их подготовку к выполнению функциональных задач. Необходимым условием допуска к работе в смотровом кабинете является подготовка медицинских работников (повышение квалификации в объеме не менее 144 ч) на базе учреждения, имеющего лицензию на образовательную деятельность, где они проходят обучение основным диагностическим навыкам и методам выявления предопухолевых заболеваний и ЗНО наружных локализаций. Такая подготовка и тесная связь в повседневной работе медицинских работников смотровых кабинетов и онкологов повышает эффективность этой формы профилактического обследования.

Медицинский персонал смотрового кабинета должен быть обеспечен современными методическими рекомендациями по данному разделу работы ("Роль и задачи смотрового кабинета поликлиники, как этапа в организации профилактических мероприятий, направленных на совершенствование онкологической помощи населению". М.: ФГУ "МНИОИ им. П.А. Герцена" Минздравсоцразвития России. - 2010, - 34 с). Во время каждого выезда на место специалист онкологической службы муниципального образования должен контролировать и, при необходимости, корректировать работу медицинского персонала смотрового кабинета.

Оценивая работу смотрового кабинета, обращают внимание на число женщин, прошедших обследование в смотровом кабинете за год, с позиций обеспечения профилактическим обследованием всех женщин с 18 лет, обратившихся в поликлинику в текущем году. Оценивают ежедневную нагрузку акушерки (фельдшера).

Охарактеризовать полноту направления посетителей поликлиники в смотровой кабинет можно при выборочной проверке амбулаторных карт, в которых должна быть отметка о прохождении обследования в смотровом кабинете в год посещения поликлиники. Отсутствие такой отметки в амбулаторных картах свидетельствует о недопустимом невнимании к профилактической работе участковых терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей) и медицинских сестер, а также врачей других специальностей и персонала отделения профилактики данной поликлиники. Особенно пристальное внимание должно быть обращено на жителей сельских населенных пунктов. Должна быть оценена работа по активному привлечению данной категории больных к обследованию, порядок их направления в смотровой кабинет.

При недостаточной нагрузке акушерки (фельдшера) и неполном охвате посетителей поликлиники обследованием в смотровом кабинете специалисту совместно с главным врачом ЛПУ необходимо принять меры по увеличению потока посетителей в смотровой кабинет.

Одним из путей к увеличению охвата населения профилактическим обследованием в смотровом кабинете является работа по активному привлечению к обследованию лиц старших возрастных групп, проживающих в районе обслуживания поликлиники. Это осуществляется на основе работы с картотекой смотрового кабинета или картотекой отделения профилактики по выявлению лиц старшего возраста из числа неорганизованного контингента, длительно не посещавших поликлинику. Выявленным лицам активно, путем рассылки приглашений или по телефону, сообщают о необходимости посещения смотрового кабинета в удобное для них время, после чего осуществляют учет посещаемости смотрового кабинета активно приглашенными лицами. Активная позиция медицинского персонала смотрового кабинета, работа как с посетителями ЛПУ, так и с врачами и медицинскими сестрами, работающими в поликлинике, способствует повышению эффективности функционирования кабинета.

Специалист должен оценивать показатель охвата женщин цитологическим исследованием при гинекологическом осмотре (процентное отношение числа лиц, у которых в смотровом кабинете взяли мазки с шейки матки и цервикального канала для цитологического исследования к общему числу обследованных женщин). Характеристика использования цитологического метода при профилактическом обследовании в смотровом кабинете будет более полной при учете данных цитологической лаборатории о качестве мазков, взятых акушеркой. Наличие большого числа мазков, не содержащих клеточный материал, указывает на неудовлетворительный забор материала, что, как правило, сопровождается низкой эффективностью выявления рака и предраковых заболеваний шейки матки. При подобной ситуации необходимо провести инструктаж акушерки смотрового кабинета по методике правильного забора мазков с шейки матки и цервикального канала.

Показателем квалификации медицинского работника смотрового кабинета может служить процент подтвержденных или измененных диагнозов. При большом количестве необоснованных направлений пациентов на дообследование или пропусках в диагностике ЗНО специалист перед руководством ЛПУ должен ставить вопрос о повышении квалификации специалиста.

Специалист должен выяснить сроки направления цитологического материала от момента забора мазков до направления их в цитологическую лабораторию и даты получения заключений цитолога. В целом при профилактическом обследовании этот срок не должен превышать 7 - 12 дней для ЛПУ города, где имеется цитологическая лаборатория, и 30 дней для районов региона.

Анализу подлежит также и число больных раком и предраковыми заболеваниями с учетом нозологической формы, выявленных за год в смотровом кабинете. При этом следует принять во внимание, что учет выявленных больных должен производиться только по заключительным врачебным диагнозам.

Низкий показатель выявляемости (процентное отношение числа выявленных в смотровом кабинете больных к числу обследованных) может указывать на невысокое качество обследования. В подобных случаях целесообразно обратить внимание врача-онколога ПОК или лица, ответственного за онкологическую службу муниципального образования, на необходимость постоянного контроля качества работы медицинского персонала смотрового кабинета.

Основным критерием работы смотрового кабинета служит выявляемость предопухолевых заболеваний и рака, а также процент активного выявления рака.

Специалист онкологической службы муниципального образования должен проконтролировать проведение акушеркой (фельдшером) сверки патологии, выявленной в смотровом кабинете:

- своевременность представления сведений из смотрового кабинета о выявленных больных старшей медицинской сестре поликлиники (женской консультации) при выявлении фоновых и воспалительных заболеваний, онкологу (при выявлении предраковых заболеваний и ЗНО);

- своевременность получения акушеркой (фельдшером) сведений о результатах обследования больных, направленных к врачу. Отсутствие этих сведений указывает на плохую работу ЛПУ по активному привлечению к дообследованию и санации больных, выявленных в смотровом кабинете. Подобное положение не должно иметь места, так как оно способствует накоплению в популяции лиц, угрожаемых по возникновению ЗНО или уже заболевших, но не выявленных своевременно и не подвергнутых лечению в оптимальные сроки.

Специалист должен ознакомиться с работой женской консультации по дообследованию и санации больных, направленных из смотрового кабинета. В женской консультации специалист муниципального образования может получить сведения о профилактических обследованиях женщин, относящихся к району обслуживания данного учреждения.

 

Анализ причин запущенности злокачественных новообразований

 

Разбор протоколов запущенности (форма N 027-2/У) является важным звеном в системе противораковых мероприятий. Специалист муниципального образования при выезде на место должен контролировать полноту и правильность оформления данных документов, учитывая при этом, что данные формы заполняются не только на больных с ЗНО IV стадии, но и III стадии при новообразованиях визуальных локализаций.

При анализе работы с протоколами запущенности необходимо обращать внимание на организационные выводы по каждому случаю запущенности в целях предупреждения подобных ошибок в дальнейшей работе.

Совместно с врачом ПОК специалист-онколог может участвовать в организации и проведении конференций по разбору случаев запущенности в ЛПУ общей лечебной сети, на которых обсуждают причины диагностических и тактических ошибок в ведении больного на основе анализа первичной медицинской документации. Обращают внимание на оформление протоколов конференций по разбору причин запущенности в учреждениях общей лечебной сети, специалист проводит анализ причин запущенности в целом по муниципальному образованию с представлением отчета в организационно-методический кабинет ОД.

 

Работа по повышению онкологических знаний

 

В задачи специалиста онкологической службы муниципального образования входит участие в организации и проведении работы по повышению онкологических знаний врачей общей лечебной сети подведомственной территории с учетом онкологической ситуации в районе. Специалист участвует в планировании, подготовке и проведении конференций и семинаров по вопросам онкологии для врачей и средних медицинских работников, в программу которых следует включать данные о новых методиках профилактики, диагностики и лечения больных с ЗНО. Особое внимание следует уделять вопросам маршрутизации больных, мероприятиям, касающимся совместных действий врачей онкологов и врачей других специальностей первичного звена и направленным на оптимизацию онкологической ситуации.

Специалист онкологической службы муниципального образования должен контролировать и участвовать в организации и проведении санитарно-просветительной работы среди населения, активной пропаганды здорового образа жизни.

 

Противораковые мероприятия

 

Специалист онкологической службы муниципального образования при выезде на место оценивает и при необходимости вносит предложения по коррекции проведения противораковых мероприятий, осуществляемых медицинскими учреждениями общей лечебной сети.

Основным видом противораковых мероприятий являются профилактические осмотры организованного и неорганизованного населения. Организацию и реализацию профилактических осмотров населения с целью выявления опухолевых и предопухолевых заболеваний проводят медицинские работники общей лечебной сети.

Онкологическая служба осуществляет методическое руководство этой работой. Проверку организации противораковых мероприятий в муниципальном образовании специалист-онколог проводит в контакте с онкологом ПОК, главным врачом и главными профильными специалистами района, заведующими отделениями профилактики поликлиник. При этом отмечают наличие планов проведения профилактических осмотров и их выполнение; оценивают качество проводимых профилактических осмотров: отмечают охват населения, выявление больных с ЗНО (по локализациям) и предопухолевыми заболеваниями из числа лиц, прошедших профилактический осмотр. Отмечают охват женщин, прошедших цитологическое исследование при гинекологических профилактических осмотрах, и охват мужчин, прошедших исследование уровня ПСА.

 

Подведение итогов работы, проведенной специалистом

муниципального образования при выезде на место

 

По завершении работы специалист онкологической службы муниципального образования суммирует полученные данные в справке (акте), в которой отмечает выявленные недостатки и дает конкретные рекомендации к их устранению. При последующих выездах он проверяет выполнение данных ранее рекомендаций.

Подготовленную справку (акт) специалист передает главному врачу муниципального образования, а затем в 3-дневный срок представляет ее в организационно-методический кабинет территориального ОД. Наряду со статистической информацией, поступающей из района, справка (акт) является документом, позволяющим судить об особенностях организации противораковой борьбы в каждом конкретном муниципальном образовании.

О результатах проведенной работы, выявленных недостатках и рекомендациях по их устранению специалист в присутствии врача-онколога ПОК докладывает руководителю местного органа управления здравоохранением (главному врачу муниципального образования) и главному врачу территориального ОД. Обсуждение выявленных недостатков в организации противораковой борьбы проводят на конференции врачей муниципального образования.

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

ПОКАЗАТЕЛИ

ОЦЕНКИ РАБОТЫ СМОТРОВОГО КАБИНЕТА (МУЖСКОГО, ЖЕНСКОГО)

 

1. Посещаемость (число осмотренных пациентов в отчетный период).

2. Удельный вес лиц, осмотренных в смотровом кабинете (частное от деления числа лиц, осмотренных в смотровом кабинете в текущем году, на число лиц, впервые обратившихся в поликлинику в текущем периоде, x 100%).

3. Процент охвата женщин цитологическим исследованием (частное от деления числа женщин, обследованных цитологическим методом, на число женщин, осмотренных в смотровом кабинете, x 100%).

4. Процент лиц, направленных на дообследование (частное от деления числа лиц, направленных на дообследование, на число лиц, осмотренных в смотровом кабинете, x 100%).

5. Процент подтвержденных диагнозов (частное от деления числа подтвержденных диагнозов на число лиц, направленных на дообследование, x 100%).

6. Удельный вес ЗНО в структуре выявленных заболеваний (частное от деления числа выявленных ЗНО различных локализаций на число выявленных заболеваний, x 100%).

7. Удельный вес предопухолевых заболеваний в структуре выявленных заболеваний (частное от деления числа выявленных предопухолевых заболеваний на число выявленных заболеваний, x 100%).

8. Удельный вес хронических заболеваний в структуре выявленных заболеваний (частное от деления числа выявленных хронических заболеваний на число выявленных заболеваний, x 100%).

9. Процент активного выявления ЗНО (частное от деления числа лиц с выявленными ЗНО в смотровом кабинете на число лиц с данной локализацией ЗНО, впервые взятых на учет у онколога в текущем периоде x 100%) <*>.

--------------------------------

<*> Сведения представлены в отчетной форме N 35 "Сведения о больных злокачественными новообразованиями", утвержденной Постановлением Госкомстата от 29.06.1999 N 49.

 

 Руководитель органа

управления здравоохранения

Муниципального образования Подпись _______________________

 

Примечание: данная форма заполняется отдельно для мужских и для женских смотровых кабинетов.

 

 

 

Приложение 2

 

ИНСТРУКЦИЯ

ПО КОНТРОЛЮ И ИЗУЧЕНИЮ СЛУЧАЕВ ПОЗДНЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ

ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ НОВООБРАЗОВАНИЙ

 

В целях повышения квалификации врачей в вопросах ранней диагностики злокачественных новообразований и своевременного их лечения необходим систематический контроль и изучение всех случаев позднего выявления злокачественных опухолей в сети лечебных учреждений.

1. Контролю и изучению подлежат все случаи поздней диагностики злокачественных опухолей III стадии визуальных форм и IV стадии всех локализаций, а также рака шейки матки II стадии.

2. Ответственность за изучение причин поздней диагностики злокачественных опухолей возлагается на руководителя лечебного учреждения, в котором имелся факт поздней диагностики.

3. Протокол ф. 027-2/у составляется всеми лечебно-профилактическими учреждениями, где впервые установлен случай поздней диагностики злокачественных опухолей, а также, когда диагноз запущенной злокачественной опухоли был установлен посмертно врачами-патологоанатомами.

4. На каждый случай запущенной злокачественной опухоли составляется протокол, который после разбора в учреждении общей лечебной сети высылается в онкологический диспансер и в онкологический кабинет по месту постоянного жительства больного.

5. В протоколе отражаются в хронологическом порядке этапы обращения больного в лечебные учреждения со дня первичного обращения за медицинской помощью, указываются лица и лечебные учреждения, по вине которых произошла задержка в установлении своевременного диагноза злокачественной опухоли и начала лечения, а также указываются практические предложения и организационные выводы.

6. Онкологический диспансер (первичный онкологический кабинет) по получении протоколов запущенности берет больных на учет и организует разбор случаев в ЛПУ, допустивших запущенность онкологического заболевания.

7. Главный врач лечебного учреждения, в котором допущены факты поздней диагностики, проводит разбор их на врачебной конференции или докладывает на онкологической комиссии органа управления здравоохранением и передает результаты обсуждения в онкологический диспансер.

8. Руководство ЛПУ по результатам разбора протокола запущенности за неправильное, неполное оформление протокола и врачебные ошибки может привлекать к дисциплинарной ответственности врачей, по вине которых допущены дефекты.

9. Контроль за изучением случаев запущенности в лечебно-профилактических учреждениях осуществляется органами здравоохранения через онкологический диспансер или первичный онкологический кабинет с привлечением к этому мероприятию главных специалистов.

10. На основании изучения материалов по запущенности органы здравоохранения разрабатывают мероприятия по улучшению онкологической помощи населению.

11. Срок хранения протоколов ф. N 027-2/у 5 лет.

 

Приложение 3

 

ПОРЯДОК

РЕГИСТРАЦИИ И ВЕДЕНИЕ УЧЕТА БОЛЬНЫХ

СО ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫМИ НОВООБРАЗОВАНИЯМИ

 

┌─────────────────────────────┐   ┌───────────────────────────────────────┐

│Извещение о больном с впервые│   │ Выписка из медицинской карты          │

│    в жизни установленным    │   │стационарного больного ЗНО (ф. 027-1/У)│

│  диагнозом ЗНО (ф. 090/У)   │   │ Медицинская карта стационарного       │

│                             │   │ больного (ф. 003/у)                   │

│  Заполняется в ЛПУ любой    │   │ Медицинская карта амбулаторного       │

│      подчиненности          │   │ больного (ф. 025/у)                   │

└─────────────┬───────────────┘   │                                       │

              │                   │ Заполняются в медицинском учреждении, │

              │                   │ оказывающем специализированную        │

              │                   │ онкологическую помощь                 │

              │                   └───────────────────┬───────────────────┘

              └────────────────┐    ┌─────────────────┘

                               \/   \/

                ┌───────────────────────────────────┐

                │Организационно-методический кабинет│

                │            (отделение)            │

                │    онкологического диспансера     │

                └─────────────────┬─────────────────┘

                                  │

                                  \/

                ┌───────────────────────────────────┐

                │ Первичный онкологический кабинет  │

                │                                   │

                │ Регистрационная карта больного ЗНО│

                │ (ф. 030-6/ГРР)                    │

                │ Контрольная карта диспансерного   │

                │ наблюдения больного ЗНО           │

                │ (ф. 030-6/У)                      │

                │ Талон дополнений к контрольной    │

                │ карте диспансерного наблюдения    │

                │ больного ЗНО (ф. 030-6/ТД)        │

                └───────────────────────────────────┘

 

Приложение 4

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации 944н от 03.12.2009 "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях".

2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 255н от 20.04.2010 "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям с онкологическими заболеваниями".

3. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации N 135 от 19.04.1999 "О совершенствовании системы Государственного ракового регистра".

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 16 от 18.01.2010 "О порядке организации мониторинга реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению".

5. Алгоритмы диагностики и лечения злокачественных новообразований. // Под ред. академика РАМН В.И. Чиссова. М.: ФГУ "МНИОИ им. П.А. Герцена" Минздравсоцразвития России. - 2010. - 543 с.

6. Роль и задачи смотрового кабинета поликлиники как этап в организации профилактических мероприятий, направленных на совершенствование онкологической помощи населению (методические рекомендации). М.: ФГУ "МНИОИ им. П.А. Герцена" Минздравсоцразвития России. - 2010. - 34 с.

7. Организация работы и задачи первичного онкологического кабинета в системе онкологической помощи населению Российской Федерации (методические рекомендации). М.: ФГУ "МНИОИ им. П.А. Герцена" Минздравсоцразвития России. - 2010. - 32 с.

8. Алгоритмы выявления онкологических заболеваний у населения Российской Федерации (методические рекомендации для организаторов здравоохранения, врачей первичного звена, врачей специалистов). М. - 2010. - 34 с.

9. Состояние онкологической помощи населению России в 2010 году. // Под ред. В.И. Чиссова, В.В. Старинского, Г.В. Петровой. М.: ФГУ "МНИОИ им. П.А. Герцена" Минздравсоцразвития России. - 2011. - 188 с.

10. Злокачественные новообразования в России в 2009 году (заболеваемость и смертность) // Под ред. В.И. Чиссова, В.В. Старинского, Г.В. Петровой. М.: ФГУ "МНИОИ им. П.А. Герцена" Минздравсоцразвития России. - 2011. - 260 с.

 

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» 2013/03

Другие статьи по теме
Категория: Организационно-методическая работа | Добавил: zdrav1 (26.08.2017)
Просмотров: 1494 | Теги: оргметодработа
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика