Предварительный медицинский осмотр работников учреждений здравоохранения - Охрана труда в медицинских организациях - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Охрана труда в медицинских организациях

Предварительный медицинский осмотр работников учреждений здравоохранения

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Работодатель должен обеспечить прохождение предварительного медицинского осмотра до заключения трудового договора. Данные о результатах прохождения такого осмотра заносятся в личную медицинскую книжку в том случае, если на такого работника распространяется требование о наличии у него такого документа. Работодатель обязан оплатить прохождение осмотра и приобретение личной медицинской книжки независимо от того, будет ли впоследствии заключен с соискателем трудовой договори или нет, а также независимо от того, сколько времени работник отработает после заключения трудового договора.

 

Обоснование вывода:

В обязанности работодателя входит организация проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров работников (далее – предварительный осмотр) (часть вторая ст. 212, часть восьмая ст. 213 ТК РФ). Согласно ст. 69 ТК РФ предварительному осмотру при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Так, согласно части второй ст. 213 ТК РФ работники медицинских организаций проходят указанный медицинский осмотр в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Для некоторых категорий работников законом прямо установлена обязанность по прохождению медицинского осмотра до заключения трудового договора (смотрите, например, ст.ст. 266, 328, 330.3, 324 ТК РФ). В иных же случаях, в том числе и в случае приема на работу работников в медицинскую организацию, законодатель указывает лишь на необходимость проведения медосмотра "при заключении трудового договора" или "при поступлении на работу" (ст.ст. 69, 213, 348.3 ТК РФ), не конкретизируя, когда именно должен быть проведен такой осмотр. Однако в соответствии с позицией Верховного Суда РФ медицинский осмотр и в этом случае должен быть проведен до заключения трудового договора (определение от 14.11.2007 N 83-Г07-7).

Еще раз подчеркнем, что обязанность по оплате расходов на проведение в предусмотренных законом случаях предварительного медицинского осмотра работников возложена на работодателя (смотрите ст. 69 ТК РФ, часть вторую ст. 212 ТК РФ и часть первую ст. 213 ТК РФ). В случае если осмотр оплачен соискателем самостоятельно, то расходы по его проведению должны быть работодателем компенсированы (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Курганского областного суда от 15.04.2014 N 33-905/2014, решения Воркутинского городского суда Республики Коми от 23.01.2014 N 2-367/2014 и Североморского городского суда Мурманской области от 08.07.2013 N 2-1452/2013). Как отмечается в Обзоре судебной практики Верховного Суда РТ за I квартал 2010 г. (по гражданским делам), законодательство не связывает оплату работодателем предварительного медицинского осмотра с результатами данного обследования и последующим заключением трудового договора, а также с наличием у работодателя необходимых для оплаты такого осмотра денежных средств. Также действующее трудовое законодательство не содержит никаких оговорок и о том, что расходы на проведение предварительного медицинского осмотра распределяются между работодателем и работником пропорционально фактически отработанному сотрудником времени либо в зависимости от иных обстоятельств.

Таким образом, работодатель полностью обязан оплатить проведение обязательного предварительного медицинского осмотра независимо от того, будет ли заключен с соискателем трудовой договор после проведения такого осмотра, и от того, сколько времени будет отработано работником впоследствии, если трудовой договор по результатам предварительного осмотра будет заключен. Никаких исключений и оговорок по данному вопросу трудовое законодательство не содержит.

Трудовое законодательство не регулирует порядок оформления личной медицинской книжки работника и не относит ее к документам, предъявляемым в обязательном порядке при заключении трудового договора (смотрите ст. 65 ТК РФ). Не предусматривают обязанности предъявлять этот документ при устройстве на работу и иные нормативные правовые акты.

Обязанность по оформлению медицинских книжек вытекает из положений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Так, согласно п. 5 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Закона N 52-ФЗ) внесению в личные медицинские книжки подлежат данные о прохождении работниками медицинских осмотров. Согласно п. 2 Инструкции o порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 29.06.2000 N 229, личная медицинская книжка предназначена для отражения в ней результатов прохождения обязательных медицинских осмотров, а также профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

Форма личной медицинской книжки для работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения утверждена пунктом 1.1 приказа Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402 (далее – Приказ N 402). Формулировка п. 1.1 Приказа N 402 предполагает, что книжки указанной формы должны иметь не все работники, подлежащие предварительному (периодическому) обязательному медосмотру, а только работники отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

В силу ст. 11 Закона N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Производственный контроль включает в себя в том числе:

- организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;

- контроль за наличием личных медицинских книжек в случаях, предусмотренных действующим законодательством (пп.пп. "в", "г" п. 2.4 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.07.2001).

Принимая во внимание, что в силу требований законодательства именно работодатель обязан контролировать наличие в необходимых случаях у работников личных медицинских книжек, организовывать проведение гигиенического обучения с итоговой аттестацией и обязательных медицинских осмотров работников, результаты которых заносятся в личную медицинскую книжку, полагаем, что обязанность приобретать такие книжки и оплачивать их приобретение за счет собственных средств возлагается на работодателя.

Аналогичные разъяснения в ряде случаев давали и представители Роструда (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3 на вопросы, размещенные на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ"). Поддержку этой позиции можно обнаружить и в судебной практике (смотрите, например, решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 10.11.2016 по делу N 2-583/2016, решение Пугачевского районного суда Саратовской области от 24.03.2016 по делу N 2-283/2016, решение Кировского районного суда г. Самары Самарской области от 10.02.2015 по делу N 2-196/2015).

Возможность удержания работодателем стоимости проведения предварительного медицинского осмотра и стоимости медицинских книжек, куда заносятся сведения о прохождении медицинского осмотра, не предусмотрена действующим законодательством ни в случае, когда по результатам предварительного осмотра состояние здоровья будущего работника не соответствует предполагаемой работе, ни в случае, когда работником, успешно прошедшим предварительный медицинский осмотр и допущенным к работе, отработан небольшой промежуток времени ((смотрите также вопрос 4, вопрос 5 Роструда с портала "Онлайнинспекция.РФ", апелляционное определение СК по гражданским делам Архангельского областного суда от 06.11.2014 по делу N 33-5607).

 

Ответ подготовил эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Панова Наталья

Контроль качества ответа осуществил рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Комарова Виктория

 

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения» N 2/2018.

 

Другие статьи по теме
Категория: Охрана труда в медицинских организациях | Добавил: zdrav1 (22.06.2018)
Просмотров: 154
Всего комментариев: 0
вверх Яндекс.Метрика