Критерии и рекомендации по оценке системы управления охраной труда в организации (часть 2) - Охрана труда в медицинских организациях - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Охрана труда в медицинских организациях

Критерии и рекомендации по оценке системы управления охраной труда в организации (часть 2)

Источник: «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения»

Стрельбицкая З.В. Учебно-консультативный центр по охране труда, г. Москва

Недостаточно разработать и даже успешно внедрить систему управления охранной труда (СУОТ) в организации. Для повышения ее эффективности требуется регулярное проведение оценки ее составляющих и итоговой комплексной оценки, а также разработка на основе выявленных недостатков предупреждающих и корректирующих мероприятий. В обратной связи сила любой системы управления. Так что же и как оценивается при оценке СУОТ? Об этом рассказывается в представленной публикации.

8. Оценка планирования, разработки и применения СУОТ

8.1. Организация должна продемонстрировать осуществление процедур и мероприятий планирования, разработки и применения своей собственной СУОТ и предоставить доказательства, что ее система управления, включая основные элементы системы:

- как минимум соответствует национальному законодательству и национальным правилам;

- обеспечивает непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.

8.2. Следует получить доказательства того, что мероприятия по планированию деятельности по охране труда основываются на результатах исходного анализа, последующих анализов или иных других имеющихся данных. Необходимо проверить, что мероприятия по планированию включают разработку, внедрение и обеспечение эффективного функционирования всех элементов (групп требований) СУОТ). Между тем особое внимание следует уделить реализации процедуры определения потребности в подготовке по вопросам безопасности и охраны труда.

8.3. Необходимо получить объективные доказательства того, что мероприятия по планированию включают:

- ясное определение, расстановку приоритетов и, где это целесообразно, количественное выражение целей организации по охране труда;

- подготовку плана мероприятий по достижению каждой цели с указанием для соответствующих подразделений и уровней управления обязанностей и ответственности за достижение конкретной цели, сроков выполнения мероприятий, а также критериев оценки результативности деятельности и подтверждения достижения цели;

- предоставление необходимых ресурсов, включая технические, человеческие и финансовые ресурсы.

8.4. Организация должна предоставить доказательства того, что обеспечивается регулярное отслеживание проведения мероприятий, указанных в плане по достижению каждой конкретной цели.

 

9. Оценка процедур установления и достижения целей по охране труда

9.1. Организация должна предоставить документированные цели по охране труда, установленные в соответствии с Политикой по охране труда и на основе исходного или последующих анализов.

9.2. Необходимо проверить установленные в организации цели по охране труда на предмет соблюдения следующих требований к ним. Цели организации по охране труда должны:

- быть приемлемыми и измеримыми, отражать специфику организации, соответствовать ее размеру и характеру деятельности, учитывать опасности и риски в сфере охраны труда, особенности технологии, финансовые, производственные и коммерческие требования и мнения заинтересованных сторон;

- быть согласованными с требованиями соответствующих и применимых действующих законов и правил, а также с техническими и коммерческими обязательствами организации, относящимися к охране труда;

- быть направленными на непрерывное совершенствование защитных мероприятий охраны труда работников для достижения наилучшей результативности деятельности по охране труда;

- быть реалистичными и достижимыми, временные рамки достижения целей должны быть установлены;

- поддерживаться на высоком актуализированном уровне и управляться как документы.

9.3. Следует проверить, что цели по охране труда доведены до всех соответствующих функциональных структур и уровней управления организации.

9.4. Организация должна продемонстрировать, что ее цели по охране труда регулярно оцениваются и при необходимости пересматриваются и корректируются.

9.5. Следует получить доказательства того, что в организации разработаны и установлены измеримые показатели результативности в сфере охраны труда, которые используются организацией в качестве основополагающих индикаторов по достижению целей и определению результативности и эффективности СУОТ.

 

10. Оценка деятельности по предотвращению опасностей

10.1. Оценка предупредительных и регулирующих мер

10.1.1. Следует выяснить реализована ли в организации процедура непрерывной (на постоянной основе) идентификации опасностей и оценки риска для безопасности и здоровья работников. Такая процедура должна:

- осуществляться применимо к обычным повседневным ситуациям функционирования организации, а также и к ситуациям нестандартного характера (техническое обслуживание, пуски и остановки производства и т.д.), в том числе и к аварийным ситуациям (инцидент, пожар и т.д.);

- охватывать действия всего персонала, имеющего доступ к рабочему месту (включая персонал подрядчиков);

- охватывать оборудование и технические средства на рабочем месте как принадлежащие, так и не принадлежащие (например, предоставленные подрядчиками) организации.

Следует проверить, что требуемая для определения опасностей и оценки риска информация собрана и актуализируется. Кроме того, необходимо убедиться, что в организации по результатам определения опасностей и оценки риска составлен сводный документ, который:

- распространен;

- регулярно (например, один раз в год) или в зависимости от происходящих событий (например, внедрение новых технологических процессов, изменения в деятельности организации, значительные (смертельные, групповые) несчастные случаи и др.) пересматривается.

10.1.2. Необходимо убедиться, что принятая в организации методология определения опасностей и оценки рисков, а также управления рисками:

- позволяет классифицировать риски и идентифицировать те из них, которые должны быть устранены или в отношении которых должны быть приняты неотложные меры по управлению;

- является согласованной с опытом производственной деятельности, с возможностями используемых мер управления рисками и с передовым опытом;

- позволяет получить информацию, необходимую для определения требований к материалам, оборудованию и к техническим средствам, для определения потребности в подготовке персонала и/или для разработки способов управления производственной деятельностью;

- предусматривает мониторинг исполнения требуемых действий для гарантии эффективности и своевременности их внедрения.

Организация должна предоставить доказательства того, что она при определении опасностей и оценки рисков провела изучение производственных процессов и операций и, исходя из этого, разработала мероприятия по устранению возможных опасных ситуаций и снижению степени рисков.

10.1.3. Должно быть продемонстрировано, что в соответствии с результатами определения опасностей и оценки рисков в организации установлены и реализуются процедуры или мероприятия по предупреждению опасностей и управлению рисками, которые:

- базируются на информации, имеющейся в организации (например, на результатах проверок, отчетов службы охраны труда или других служб в соответствии с обстоятельствами);

- регулярно анализируются и при необходимости в них вносятся изменения;

- согласуются и обеспечивают выполнение требований национальных законов и иных нормативно-правовых актов.

10.1.4. Организация должна представить доказательства того, что, устанавливая и реализовывая предупредительные и регулирующие меры, она соблюдает следующую иерархию (порядок приоритетности) реализуемых мер по управлению рисками:

- устранение опасности/риска;

- ограничение опасности/риска в его источнике путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер;

- минимизация опасности/риска путем проектирования безопасных производственных систем, включающих меры административного ограничения суммарного времени контакта с вредными производственными факторами;

- бесплатное предоставление работникам соответствующих средств индивидуальной защиты в тех случаях, когда оставшиеся опасности/риски не могут быть ограничены средствами коллективной защиты.

Организация должна продемонстрировать, что принимает меры по обеспечению применения и поддержания в рабочем состоянии средств индивидуальной защиты.

10.1.5. Дополнительно следует убедиться в проведении необходимой подготовки и в компетентности ответственных за идентификацию опасностей и проведение оценки рисков лиц.

 

10.2. Оценка управления изменениями

10.2.1. Организация должна продемонстрировать, что в ней установлены и реализуются процедуры управления следующими внутренними и внешними изменениями, влияющими на охрану труда:

- применение новых приемов труда и способов организации работ;

- изменение места (мест) выполнения работ;

- применение новых технологий, процессов, оборудования, инструмента, веществ и материалов, сырья и заготовок;

- изменения в составе рабочих коллективов (бригад), в том числе прием на работу или переводы работников внутри организации;

- изменения в структуре управления организации и в руководстве работами;

- изменения в производственной среде и условиях выполнения работ;

- изменения в физиологическом и психологическом состоянии работника;

- совершенствование национальных законов и иных нормативно-правовых актов;

- развитие знаний по охране труда и

- другое.

10.2.2. Необходимо получить объективные доказательства того, что организация еще до внедрения изменений в практику оценивает их, выполняет определение опасностей и оценку рисков на рабочих местах (при необходимости с участием и обсуждением с работниками, с их представителями или с комитетом (комиссией) по охране труда, там где они существуют), а также осуществляет соответствующие необходимые предупредительные меры.

Организация должна доказать, что обеспечивает и поддерживает в своей процедуре определения опасностей и оценки рисков в первую очередь профилактический характер всех планируемых мероприятий. Примером таких доказательств могут служить результаты актуализации оценки рисков в зависимости от изменений, осуществленных в организации.

10.2.3. Следует убедиться, что при реализации изменений в организации в обязательном порядке определяется круг лиц, которых будут касаться такие изменения, что обязанности таких лиц определены, а также обеспечивается их подготовка и их качественное и своевременное информирование.

 

10.3. Оценка процедур по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагирования на них

10.3.1. Должно быть продемонстрировано, что исходя из своих размеров и характера деятельности, организация определила возможный характер и масштаб несчастных случаев и аварийных ситуаций. При этом она учла внешние риски (например, опасная деятельность поблизости), а также ее собственные возможности по реагированию в случае возникновения неожиданных аварийных ситуаций.

Кроме того, организация должна предоставить доказательства того, что с целью предупреждения связанных с аварийными ситуациями дополнительных рисков в области охраны труда и безопасности производства она установила и реализует мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию в случаях их возникновения.

Необходимо убедиться, что такие мероприятия:

- гарантируют, что в случае возникновения аварийной ситуации имеющаяся необходимая информация, внутреннее коммуникативное взаимодействие и координация обеспечат защиту всех людей, находящихся в пределах рабочего места;

- подразумевают и обеспечивают предоставление информации службам аварийного реагирования и соответствующим компетентным структурам и органам, в том числе органам власти, а также обеспечивают дальнейшее коммуникативное взаимодействие с ними;

- предусматривают оказание первой помощи пострадавшим, выполнение противопожарных мероприятий и эвакуацию всех людей, находящихся в пределах рабочей зоны;

- подразумевают и обеспечивают предоставление соответствующей информации, а также возможность подготовки для всех сотрудников организации всех уровней управления, в том числе проведение регулярных тренировок по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию на них.

Для этого следует проверить, что:

- средства оповещения (тревоги) имеются в наличии и работоспособны;

- организация проанализировала свои потребности и установила порядок взаимодействия с внешними аварийными службами (например, условия оказания внешней помощи);

- имеются в наличии информационные таблички с указанием координат (мест положения, телефонов и т.п.) аварийных служб и медицинского персонала, а также убедиться в наличие аптечки первой помощи на всех без исключения рабочих площадках и производственных объектах;

- работники прошли специальную подготовку по приемам оказания первой помощи, а в случаях наличия в организации собственных "служб спасения" персонал, занятый в них, также обладает необходимой компетентностью и проходит специальную подготовку;

- планы действий при возникновении аварийных ситуаций доведены до сведения работников организации и размещены на видном месте.

10.3.2. Необходимо получить объективные доказательства того, что во всех необходимых случаях мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию на них согласованы с внешними аварийными службами и другими органами.

10.3.3. Организация должна представить доказательства того, что результаты практических занятий и тренировок по действиям в аварийных ситуациях анализируются.

 

10.4. Оценка процедур снабжения

10.4.1. Организация должна продемонстрировать, что реализуемые ею процедуры снабжения учитывают требования по обеспечению безопасности и охраны труда, а вытекающие из таких требований условия материально-технического снабжения и аренды организация идентифицирует, оценивает и включает в условия договоров (контрактов) на поставку (снабжение).

10.4.2. При рассмотрении процедуры снабжения необходимо получить объективные доказательства того, что организация учла и полностью выполняет требования действующих законов и правил, а также реализует свои собственные требования в аспекте обеспечения безопасности, охраны труда и сохранения здоровья работников еще до того, как непосредственно приобретаются товары и/или услуги.

Кроме того, следует получить доказательства того, что все мероприятия по достижению соответствия с этими требованиями организация выполняет еще до использования этих товаров и/или услуг.

 

10.5. Оценка подрядных работ

10.5.1. Организация должна продемонстрировать, что в ее деятельности установлены требования по охране труда к подрядчикам и их персоналу, а также реализуются определенные мероприятия, направленные на соблюдение этих требований, причем организация своевременно проводит корректировку (внесение изменений) в эти мероприятия.

10.5.2. При оценке соответствия процедур управления подрядными работами следует убедиться, что в организации:

- определены и установлены критерии в сфере охраны труда в процедурах оценки и выбора подрядчиков;

- осуществляется информирование подрядчиков об опасностях и мерах по предупреждению и ограничению их воздействия;

- проводится ознакомление перед началом работы или в ходе работы (при необходимости) подрядчиков и/или их персонала с опасностями на рабочих местах. Доказательством тому, как правило, служат факты проведения для персонала подрядных организаций по меньшей мере такого же объема инструктажа, что и для собственных работников. Если необходимо, для персонала подрядных организаций должна быть проведена ускоренная подготовка по вопросам охраны труда. Кроме того, перечень (список) рабочих мест с особыми рисками (перечень работ повышенной опасности) должен быть составлен для соответствующих участков или объектов организации и с ним должны быть ознакомлены подрядчики;

- определены (при необходимости) потребности в подготовке персонала подрядных организаций;

- установлены эффективные, постоянно реализуемые коммуникационные и информационные связи, а также осуществляется координация между соответствующими уровнями управления организации и подрядчиками. Доказательствами тому могут служить факты проведения специально организованных совещаний по вопросам обеспечения требований охраны труда между организацией и подрядчиками;

- оперативно сообщается о фактах травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов с работниками подрядчиков, возникшими при выполнении работ в интересах организации. Следует проверить, что в организации проведен анализ производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а различия в количестве зафиксированных несчастных случаев среди собственных работников и работников подрядных организаций известно и проанализировано.

10.5.3. Необходимо найти объективные доказательства того, что процедура и принятая в организации методология управления подрядными работами гарантированно обеспечивают отслеживание соблюдения требований охраны труда в деятельности подрядчика на площадке организации. Следует убедиться, что в ходе реализации таких процедур и методологий на площадке организации гарантированно обеспечивается выполнение подрядчиком (подрядчиками) требуемых мероприятий по обеспечению охраны труда.

10.5.4. Следует проверить, что работники организации, ответственные за управление подрядчиками, понимают и выполняют свои обязанности, в том числе по обеспечению требований охраны труда, а также обладают необходимой для этого компетентностью.

 

11. Оценка соответствия процедур мониторинга исполнения и оценки результативности

11.1. Следует найти объективные доказательства того, что в организации установлены и реализуются на постоянной основе процедуры наблюдения, измерения и учета деятельности по охране труда.

В отношении процедур наблюдения, измерения и учета деятельности по охране труда следует получить подтверждение, что такие процедуры периодически анализируются, а также:

- согласуются с соответствующими требованиями законодательства в сфере охраны труда;

- содержат распределение обязанностей, ответственности и полномочий по наблюдению на различных уровнях управления организации;

- позволяют оценить результативность СУОТ, а их реализация оказывает положительное влияние на совершенствование и улучшение системы.

Особое внимание к реализации указанных процедур следует уделить в тех организациях, которые имеют большое количество территориально разрозненных производственных подразделений, на которых необходимо осуществлять систематический контроль рабочих мест, технологических процессов и оборудования.

11.2. Организация должна продемонстрировать, что в соответствии с ее размерами и характером деятельности, а также целями по охране труда у нее установлены показатели деятельности, которые выступают в качестве индикаторов при осуществлении процедур наблюдения, измерения и учета деятельности по охране труда.

Необходимо проанализировать методы, которые организация использует для идентификации ключевых показателей деятельности, и получить доказательства того, что эти методы соответствуют действующему законодательству и являются результативными.

Организация должна предоставить доказательства, что в ней реализуются процедуры проверки уровня соответствия СУОТ законодательным и другим нормативным требованиям, а руководство организации регулярно получает информацию о результатах таких проверок.

11.3. Организация должна продемонстрировать, что она осуществляет наблюдения, результаты которых:

- обеспечивают обратную связь по результатам деятельности в области охраны труда;

- используются в качестве исходной информации для установления, оценки результативности и эффективности текущих мероприятий по определению, предотвращению и ограничению опасностей и рисков;

- дают основу для принятия решений о возможностях совершенствования как процедур определения опасностей и ограничения рисков, так и самой СУОТ.

11.4. Следует убедиться, что в организации, исходя из ее потребностей, проводятся как качественные, так и количественные измерения. Организация должна продемонстрировать, что выбранные для реализации измерения:

- базируются на выявленных в организации опасностях и рисках, а также на принятых обязательствах, связанных с Политикой и целями организации по охране труда;

- используются и поддерживают процесс оценки деятельности организации, включая анализ эффективности СУОТ руководством.

11.5. Следует проверить, что используемое при проведении измерений контрольно-измерительное оборудование поверено, проводится его техническое обслуживание, а записи о поверках и техническом обслуживании хранятся.

11.6. Необходимо найти объективные доказательства того, что процедуры и результаты мониторинга исполнения (контроля за исполнением) и оценки результативности используются в организации как средства для определения степени, с которой Политика по охране труда исполняется, цели по охране труда достигаются, а риски управляются.

11.7. В своей процедуре мониторинга исполнения (контроля за исполнением) и оценки результативности организация должна предусмотреть осуществление как текущего контроля, так и реагирующего мониторинга, а сама процедура не должна опираться только на статистику связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов.

В рамках осуществления текущего контроля, направленного на осуществление профилактических мер и предупредительных мероприятий, организация должна продемонстрировать осуществление:

- контроля выполнения конкретных планов и мероприятий, соблюдения установленных критериев результативности исполнения и достижения целей. Руководители организации должны в обязательном порядке осуществлять инспекции и осмотры состояния охраны труда. Кроме того, органы, являющиеся представителями работников по охране труда, также должны проводить осмотры и инспекторские проверки рабочих мест. Разного рода сообщения, полученные в ходе осуществления контроля руководством, должны быть обсуждены и проанализированы, а также найти свое отражение в соответствующих профилактических мерах, которые в свою очередь должны быть осуществлены (внедрены);

- систематических проверок подразделений, производственных систем, помещений, цехов и оборудования (в том числе предоставляемого или сдаваемого в наем). Особое внимание следует уделить осуществлению периодического контроля работоспособности аварийного оборудования и средств сигнализации и оповещения;

- наблюдений за производственной средой, включая организацию труда. Деятельность подрядчиков также должна подлежать инспекторским проверкам;

- наблюдение, где это целесообразно, за состоянием здоровья работников путем соответствующих медицинских осмотров, в том числе периодических, с целью раннего выявления признаков и симптомов нарушения здоровья и определения эффективности профилактических и регулирующих мер. Следует убедиться, что организация определила ограничения по медицинским показаниям среди собственного кадрового состава. Кроме того, график и контингент проходящих медицинские осмотры работников составлены, результаты прохождения медицинских осмотров документируются, осуществляется контроль результатов медицинского осмотра, организовано медицинское наблюдение за травмированными или заболевшими работниками;

- оценки соответствия применимым национальным законам и иным нормативным актам, коллективным соглашениям и другим обязательствам по охране труда, принятым организацией.

В рамках осуществления реагирующего мониторинга, организация должна продемонстрировать осуществление процедур определения (регистрации), уведомления и расследования:

- связанных с работой травм, ухудшений здоровья (включая мониторинг совокупных данных о временной нетрудоспособности), болезней и инцидентов. Следует убедиться, что организация фиксирует (ведет статистический учет) и анализирует несчастные случаи с персоналом подрядчиков;

- других потерь (например, имущественный ущерб), вызванных несчастными случаями или едва не случившимися происшествиями (например, инциденты, которые смогли бы в других обстоятельствах привести к травмам);

- неудовлетворительных результатов деятельности по выполнению требований безопасности и охраны труда и недостатков СУОТ;

- программ трудовой реабилитации и восстановления здоровья работников.

11.8. Организация должна предоставить документально зафиксированные результаты мониторинга исполнения (контроля за исполнением) и оценки результативности, включая результаты наблюдений за рабочей средой и организацией труда, а также за здоровьем работников (в пределах конфиденциальности персонифицированных данных). Следует проверить, что результаты осмотров и инспекций по охране труда включаются в отчеты, которые доводятся до сведения руководителей организации, представительных органов работников и других заинтересованных сторон, а также по ним предпринимаются соответствующие меры.

11.9. Организация должна продемонстрировать факты реализации соответствующих процедур ознакомления подрядчиков с результатами наблюдения, измерения и учета деятельности по охране труда, осуществляемых в рамках СУОТ.

 

12. Оценка процедур расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней, инцидентов и их воздействия на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья

12.1. Организация должна продемонстрировать, что любые связанные с работой травмы, ухудшения здоровья, болезни и инциденты регистрируются, расследуются и определяются причины их возникновения, а результаты таких расследований документируются и позволяют выявлять недостатки в СУОТ и предпринимать меры, направленные на постоянное улучшение ситуации.

12.2. Необходимо убедиться, что расследования проводят компетентные лица при соответствующем участии работников и их представителей, а результаты таких расследований доводятся до сведения комитета (комиссии) по охране труда там, где он (она) существует, который в свою очередь формулирует соответствующие рекомендации.

12.3. Должны быть предоставлены доказательства того, что результаты расследований и рекомендации комитета (комиссии) по охране труда по результатам расследований, равно как и отчеты, подготовленные внешними расследующими организациями (инспекциями и учреждениями социального страхования):

- доводятся (с учетом требований конфиденциальности) до сведения соответствующих заинтересованных лиц (в том числе внешних организаций, например, подрядчиков или поставщиков) с целью выполнения предупреждающих и корректирующих действий;

- включаются в анализ эффективности СУОТ руководством;

- учитываются в деятельности по непрерывному совершенствованию.

12.4. Организация должна предоставить доказательства выполнения предупреждающих и корректирующих действий, вытекающих из подобных расследований и отчетов, которые должны быть направлены на предотвращение повторения связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов.

 

13. Оценка процедур проверок

13.1. Следует проверить установленный в организации порядок проведения периодических проверок, направленных на определение эффективности и результативности СУОТ и ее элементов по обеспечению безопасности и охраны труда работников и предотвращению инцидентов, травм, профессиональных заболеваний работников.

Следует убедиться, что методология проверок, принятая в организации, устанавливает требования:

- к компетентности проверяющего;

- независимости проверяющего (то есть проверяющий не должен быть связан с проверяемой деятельностью);

- объему (полноте) и частоте осуществления проверок;

- формам отчетности.

Следует проверить, что профессиональная компетенция лиц, осуществляющих проверки (их первоначальная профессиональная подготовка, дополнительное образование и опыт) подтверждена.

13.2. Организация должна продемонстрировать, что в соответствии с установленной Политикой в ней на регулярной основе (в соответствии с разработанными программами) осуществляются проверки, а в зависимости от целей осуществления проверки оцениваются те или иные элементы (группы требований) СУОТ, а именно:

- Политика в области охраны труда;

- участие работников и/или их представителей;

- обязанности и ответственность;

- компетентность и подготовка;

- документация СУОТ;

- передача и обмен информацией;

- планирование, развитие и функционирование СУОТ;

- предупредительные и регулирующие меры;

- управление изменениями;

- предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование на них;

- снабжение;

- подрядные работы;

- мониторинг исполнения и оценка результативности;

- расследование связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охране труда;

- анализ функционирования СУОТ руководством;

- предупреждающие и корректирующие действия;

- непрерывное совершенствование;

- любые другие направления деятельности и/или процессы в зависимости от целей проверки.

Следует убедиться, что при составлении программы проверок организация учла значимость рисков, факты нанесения вреда здоровью, зарегистрированные в СУОТ, а также те виды деятельности и процессы, которые имеют особую значимость в достижении целей по охране труда. Кроме того, следует убедиться, что при разработке программы проверок организацией были учтены результаты предыдущих проверок, которые в ней проводились.

13.3. Необходимо получить доказательства того, что работники вовлечены и участвуют в выборе и назначении проверяющего (проверяющих), а также во всех этапах осуществления проверки на рабочем месте, в том числе и в анализе результатов проверки.

13.4. Необходимо проверить, что результаты проверок:

а) содержат выводы:

1) о соответствии СУОТ требованиям ГОСТ 12.0.230-2007;

2) об адекватности и полноте реализации запланированных СУОТ процедур и мероприятий;

б) используются руководством организации в качестве информации, содержащей результаты реализации таких процедур и мероприятий, содержат выводы о работоспособности СУОТ и об эффективности действий, предусмотренных системой;

в) способствуют вовлечению работников в процессы и процедуры системы.

13.5. Организация должна продемонстрировать, что по результатам проверок определяются последующие предупреждающие и корректирующие действия относительно установленных фактов. Такие предупреждающие и корректирующие действия должны найти свое отражение в отчетах по проверкам и в других записях СУОТ.

13.6. Необходимо проверить, что в отчетах по периодическим проверкам, направленным на определение эффективности и результативности СУОТ и ее элементов, содержатся следующие сведения:

а) объект, цели и сроки проведения проверки;

б) список проверяющих и представителей проверяемых подразделений;

в) перечень документов, применявшихся при проведении проверки;

г) результаты проверки и сведения о выявленных несоответствиях;

д) выводы относительно того, являются ли элементы СУОТ:

1) эффективными для реализации Политики и целей организации по охране труда;

2) эффективными для содействия всестороннему вовлечению работников;

3) реагирующими на результаты оценки результативности деятельности по охране труда и результаты предыдущих проверок;

4) обеспечивающими соответствие требованиям действующих законов и правил, относящихся к деятельности организации;

5) обеспечивающими соответствие требованиям ГОСТ 12.0.230-2007;

6) обеспечивающими непрерывное совершенствование и применение передового опыта по охране труда;

13.7. Необходимо убедиться, что отчеты по периодическим проверкам доводятся до сведения лиц, ответственных за корректирующие (или предупреждающие) мероприятия в установленные сроки.

 

14. Оценка анализа эффективности СУОТ руководством

14.1. Следует определить, установила ли организация и поддерживает ли она в рабочем состоянии процедуру анализа и оценки СУОТ работодателем или лицом, обладающим наибольшей ответственностью. Кроме того, следует проверить, что такая процедура включает:

- определение периодичности проведения (частоты) и масштаба анализа (в зависимости от условий деятельности организации и в соответствии с необходимостью);

- методологию проведения анализа;

- мероприятия, гарантирующие, что необходимая для проведения анализа и оценки информация будет собрана.

14.2. Следует проверить, что проведенный в организации анализ системы руководством затрагивает следующие вопросы:

- оценку общей стратегии СУОТ для определения достижимости запланированных целей деятельности;

- оценку способности СУОТ удовлетворять общим потребностям организации и ее заинтересованных сторон, включая работников и органы надзора и контроля;

- определение действий, которые необходимо выполнить для своевременного устранения недостатков, включая изменение других сторон управленческой структуры организации и измерение эффективности результатов;

- определение приоритетов по реализации обратной связи в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования;

- оценку прогресса в достижении целей организации по охране труда и своевременности корректирующих действий;

- оценку эффективности действий, намеченных руководством при предыдущих анализах эффективности СУОТ;

- оценку необходимости внесения изменений в Политику, цели или процедуры, которые вытекают из результатов проведенного анализа системы, из изменившихся обстоятельств, а также из обязательств по непрерывному улучшению.

14.3. Следует получить объективные доказательства того, что в ходе анализа функционирования СУОТ руководством были учтены:

- результаты расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, наблюдения и измерения результатов деятельности и проверок, зарегистрированные факты, касающиеся нерезультативных процедур;

- дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая организационные, которые могут влиять на СУОТ (например, предстоящие изменения в законодательстве, технологии или в видах производственной деятельности);

- любые новые инициативы, которые следует внедрить, или расширение существующих инициатив.

14.4. Необходимо проверить, что выводы из анализа функционирования СУОТ руководством документально зафиксированы и официально доведены до сведения:

- лиц, ответственных за конкретный(е) элемент(ы) СУОТ для принятия соответствующих мер;

- комитета (комиссии) по охране труда, работников и их представителей.

 

15. Оценка предупреждающих и корректирующих действий

15.1. Должны быть предоставлены доказательства того, что в организации осуществляются предупреждающие и корректирующие действия, вытекающие из результатов наблюдений и оценок результативности СУОТ, проверок СУОТ и анализа эффективности СУОТ руководством.

15.2. Организация должна продемонстрировать, что при установлении мероприятия по проведению предупреждающих и корректирующих действий определяются и анализируются первопричины любого несоблюдения требований охраны труда и (или) процедур и мероприятий, предусмотренных СУОТ.

15.3. При оценке соответствия следует получить доказательства того, что в организации инициируются, планируются, реализуются, а также документально оформляются корректирующие и предупреждающие действия, в том числе выражающиеся во внесении изменений в саму СУОТ.

Следует убедиться, что в организации осуществляется проверка результативности корректирующих и предупреждающих действий, а при необходимости в них своевременно вносятся изменения.

Дополнительно необходимо проверить, что документация, связанная с осуществлением процедур по обработке несоответствий и инициирования корректирующих и предупреждающих действий, управляется.

15.4. Организация должна продемонстрировать, что она осуществляет текущую и перспективную оценку эффективности предупреждающих и защитных мер от опасных и вредных производственных факторов и связанных с ними рисков на основе оценки СУОТ или используя другие источники.

Необходимо найти доказательства, что в случаях признания предупреждающих и защитных мер от опасных и вредных производственных факторов и связанных с ними рисков неэффективными или в случаях, когда принятые меры могут стать таковыми, организация своевременно, в соответствии с обстоятельствами и с учетом принятой иерархии предупредительных и регулирующих мер, определяет, документально оформляет и полностью реализует другие предупреждающие и защитные меры.

 

16. Оценка процедур непрерывного совершенствования

16.1. Следует рассмотреть факты установления и своевременного выполнения мероприятия по непрерывному совершенствованию. Следует проверить, что установленные и реализуемые в организации мероприятия затрагивают как совершенствование соответствующих элементов СУОТ, так и совершенствование СУОТ в целом.

16.2. Организация должна продемонстрировать, что при установлении и реализации мероприятия по непрерывному совершенствованию были учтены:

- цели организации по охране труда;

- результаты идентификации и оценки опасных и вредных производственных факторов и рисков;

- результаты мониторинга исполнения и оценки результативности исполнения;

- результаты расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов;

- результаты и рекомендации по проведенным проверкам СУОТ;

- выводы по анализу СУОТ руководством;

- предложения по совершенствованию, поступающие от всех членов организации, включая комитеты (комиссии) по охране труда там, где они существуют;

- изменения в национальных законах и иных нормативно-правовых актах, в программах по охране труда, а также в коллективных соглашениях;

- новая информация в области охраны труда;

- результаты выполнения программ защиты и поддержки здоровья.

16.3. Организации следует быть способной предоставить доказательства того, что в целях совершенствования деятельности по охране труда и обеспечению безопасности она проводит сравнения между процедурами выполнения требований по обеспечению безопасности и охраны труда, принятыми в ее СУОТ, с достижениями СУОТ других организаций.

 

Итоговая оценка соответствия СУОТ

Итоговая оценка соответствия является завершающей стадией перед принятием решения о том, было ли в достаточном объеме доказано выполнение требований, установленных ГОСТ 12.0.230-2007.

При итоговой оценке соответствия СУОТ выполняется верификация пригодности, адекватности, эффективности и результативности реализации в организации всех требований ГОСТ 12.0.230-2007. При этом целесообразно сделать выводы относительно:

- соответствия СУОТ по отношению к отдельным элементам (группам требований) ГОСТ 12.0.230-2007;

- адекватности отражения характера производственной (хозяйственной) деятельности организации, разнообразия опасностей, а также возможных последствий воздействия опасных и вредных производственных факторов при реализации требований ГОСТ 12.0.230-2007 в СУОТ организации;

- полноты реализации требований СУОТ в практической деятельности организации, работоспособности системы управления в целом.

Итоговая оценка складывается исходя из наличия или отсутствия несоответствий как по элементам (группам требований) ГОСТ 12.0.230-2007, так и по отдельным конкретным требованиям стандарта.

В зависимости от целей проведения итоговая оценка может отражать:

а) степень соответствия СУОТ требованиям ГОСТ 12.0.230-2007;

б) результативность внедрения, поддержания и улучшения СУОТ;

в) возможности для улучшения СУОТ.

Приветствуются те случаи, когда СУОТ является совместимой или интегрированной с другими системами управления организации.

Организация самостоятельно принимает решение о формах включения СУОТ в свою общую систему управления. Однако если наблюдается явное противоречие между различными системами управления, приводящее к снижению эффективности СУОТ, при итоговой оценке соответствия в зависимости от конкретного констатируемого случая может быть сделано замечание или даже зафиксировано несоответствие.

При положительных результатах итоговой оценки соответствия СУОТ и отсутствии несоответствий делается окончательное заявление, подтверждающее, что все требования ГОСТ 12.0.230-2007 выполнены.

В случаях, когда при проведении оценки соответствия не было объективно подтверждено выполнение какого-либо требования ГОСТ 12.0.230-2007, итоговая оценка должна содержать сведения о выявленном(ых) несоответствии(ях).

Источник: «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения» 2017/01

Другие статьи по теме
Категория: Охрана труда в медицинских организациях | Добавил: zdrav1 (31.08.2017)
Просмотров: 3015 | Теги: 2016 год
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика