Законодательные основы статистического учета в системе здравоохранения - Медицинская статистика - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Медицинская статистика

Законодательные основы статистического учета в системе здравоохранения

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения».

Татарников М.А. Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова

В современных условиях все большую роль в управлении здравоохранением играет медицинская статистика. Ее особенностью является изучение не единичных, а массовых явлений. С помощью количественных методов исследования и учета влияния конкретных социально-экономических и экологических факторов медицинская статистика выявляет основные тенденции и закономерности формирования общественного здоровья и развития системы здравоохранения. Учитывая значение статистической информации и серьезную ответственность за нарушение правил обработки данных, необходимо неукоснительное выполнение законодательных актов в этой сфере.

 

Законодательное регулирование статистического учета в системе здравоохранения в основном осуществляется четырьмя Федеральными законами. Это законы «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации (РФ)», «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», «О персональных данных», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Медицинская статистика является составной частью государственной статистики и, естественно, регулируется Федеральным законом «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ». Указанный закон служит законодательной основой для разработки и принятия ведомственных нормативно-правовых актов, в т.ч. в области здравоохранения. Его целью является создание правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ. Свое место в системе официального статистического учета занимает медицинская статистика, реализующая функцию обратной связи в системе отраслевого управления.

Предметом регулирования Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ» являются общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета. Для единообразного понимания основных статистических понятий и терминов закон содержит соответствующий глоссарий (табл. 1).

 

Таблица 1

 

Основные статистические понятия и термины, содержащиеся в законе «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ»

 

N

Термин или определение

Расшифровка термина или определения

1.

Официальный статистический учет

Деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации.

2.

Система государственной статистики

Государственная федеральная информационная статистическая система, представляющая собой совокупность позволяющих осуществлять официальный статистический учет первичных статистических данных и административных данных, формируемой на их основе в соответствии с официальной статистической методологией официальной статистической информации и обеспечивающих формирование такой информации информационных технологий и технических средств.

3.

Официальная статистическая информация

Сводная агрегированная документированная информация о количественной стороне социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в РФ, формируемая субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией.

4.

Субъекты официального статистического учета

Федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством РФ.

5.

Федеральное статистическое наблюдение

Сбор первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета.

6.

Административные данные

Используемая при формировании официальной статистической информации документированная информация, получаемая федеральными органами государственной власти, иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, иными государственными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными организациями в связи с осуществлением ими разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных и других административных функций, а также иными организациями, на которые осуществление указанных функций возложено законодательством РФ.

7.

Первичные статистические данные

Документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения.

8.

Пользователи официальной статистической информацией

Государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, обращающиеся к системе государственной статистики или субъектам официального статистического учета за получением необходимой им статистической информации и (или) пользующиеся такой информацией.

 

Правовое регулирование официального статистического учета и системы государственной статистики основывается на Конституции РФ, международных договорах РФ, законом «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти.

Правовое регулирование отношений, которые связаны с поиском, обработкой, предоставлением и распространением официальной статистической информации, обеспечением ее защиты, применением информационных технологий и другими вопросами создания и эксплуатации системы государственной статистики и которые не урегулированы законом «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ», осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ» принципами официального статистического учета и системы государственной статистики являются:

1) полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами);

2) применение научно обоснованной официальной статистической методологии, соответствующей международным стандартам и принципам официальной статистики, а также законодательству РФ, открытость и доступность такой методологии;

3) рациональный выбор источников в целях формирования официальной статистической информации для обеспечения ее полноты, достоверности и своевременности предоставления, а также в целях снижения нагрузки на респондентов;

4) обеспечение возможности формирования официальной статистической информации по РФ в целом, по субъектам РФ, по муниципальным образованиям;

5) обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных при осуществлении официального статистического учета и их использование в целях формирования официальной статистической информации;

6) согласованность действий субъектов официального статистического учета;

7) применение единых стандартов при использовании информационных технологий и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации для создания и эксплуатации системы государственной статистики в целях ее совместимости с другими государственными информационными системами;

8) обеспечение сохранности и безопасности официальной статистической информации, первичных статистических данных и административных данных.

В системе государственной статистики используются следующие виды документированной информации:

1) официальная статистическая информация;

2) первичные статистические данные;

3) административные данные.

Официальный статистический учет осуществляется в соответствии с федеральным планом статистических работ, который разрабатывается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти[1] совместно с субъектами официального статистического учета и утверждается Правительством РФ. Решение об актуализации (о корректировке) федерального плана статистических работ принимается Правительством РФ по представлению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти.

Федеральный план статистических работ содержит перечни субъектов официального статистического учета и выполняемых ими работ по формированию официальной статистической информации с указанием периодичности выполнения каждой работы, уровня агрегирования официальной статистической информации (по РФ в целом, по субъектам РФ, по муниципальным образованиям), группировки этой информации согласно классификационным признакам и сроков ее предоставления пользователям официальной статистической информацией или распространения.

Разработка федерального плана статистических работ осуществляется на основе рационального выбора источников в целях формирования официальной статистической информации для обеспечения ее полноты, достоверности, научной обоснованности, своевременности предоставления, учета интересов пользователей официальной статистической информацией, а также в целях снижения нагрузки на респондентов и исключения дублирования в работе субъектов официального статистического учета.

Координация деятельности в сфере официального статистического учета осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти при разработке федерального плана статистических работ, подготовке предложений по его актуализации и утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению.

Субъекты официального статистического учета в целях формирования официальной статистической информации получают от респондентов первичные статистические данные и административные данные, в том числе содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, сведения, отнесенные к коммерческой тайне, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, и обеспечивают ее защиту в соответствии с законодательством РФ об этих категориях информации ограниченного доступа.

Официальная статистическая информация является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Обеспечение доступа заинтересованных пользователей официальной статистической информацией к общедоступной официальной статистической информации осуществляется путем ее предоставления или распространения.

Распространение официальной статистической информации субъектами официального статистического учета осуществляется путем ее опубликования в официальных изданиях субъектов официального статистического учета, средствах массовой информации и размещения для всеобщего доступа в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе для бесплатного доступа на официальных сайтах субъектов официального статистического учета в сети “Интернет”.

При формировании официальной статистической информации применение официальной статистической методологии является обязательным. Последняя включает в себя методы сбора, контроля, редактирования, сводки и группировки первичных статистических данных и административных данных, оценки точности официальной статистической информации и ее систематизации. Официальная статистическая методология формируется субъектами официального статистического учета и утверждается ими по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ.

Первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Субъекты официального статистического учета обязаны обеспечить конфиденциальность информации ограниченного доступа. Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования официальной статистической информации. Обработка таких данных осуществляется в условиях, гарантирующих в соответствии с законодательством РФ защиту таких данных от несанкционированного доступа, предотвращение их хищения, утраты, подделки или искажения. В случае, если должностные лица, а также лица, которые в силу своего служебного положения или рода осуществляемой деятельности имели доступ к содержащимся в формах федерального статистического наблюдения первичным статистическим данным, допустили их утрату, незаконное разглашение или распространение либо фальсифицировали эти данные или содействовали их фальсификации, указанные лица несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со статьей 97 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» под медицинской статистикой понимают отрасль статистики, включающая в себя статистические данные о медицине, гигиене, здоровье населения, об использовании ресурсов здравоохранения, о деятельности медицинских организаций. Другими словами, в медицинской статистике как научно-практической дисциплины можно выделить три основных взаимосвязанных составных части:

1) статистику общественного здоровья;

2) статистику системы здравоохранения;

3) теоретические и методологические основы медицинской статистики.

Статистическое наблюдение в сфере здравоохранения осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок осуществления статистического наблюдения в сфере здравоохранения, формы статистического учета и отчетности в сфере здравоохранения, порядок их заполнения и сроки представления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Официальная статистическая информация в сфере здравоохранения является общедоступной и размещается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в средствах массовой информации, в том числе в сети "Интернет".

Целью Федерального закона «О персональных данных»[2] является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Указанным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными, региональными и муниципальными органами власти, юридическими и физическими лицами, и устанавливается ответственность нарушителей. Игнорирование требований данного законодательного акта чревато серьезными наказаниями. То же относится к невыполнению положений Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

 

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» 2016/02

 

[1] В настоящее время Роскомстат.

[2] Полный текст закона был опубликован в № 2/2012 нашего журнала. – Прим. ред.

Другие статьи по теме
Категория: Медицинская статистика | Добавил: zdrav1 (26.08.2017)
Просмотров: 3573 | Теги: Медицинская статистика
Всего комментариев: 0
вверх Яндекс.Метрика