Анализ состояния здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения муниципального уровня (часть 1) - Медицинская статистика - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Медицинская статистика

Анализ состояния здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения муниципального уровня (часть 1)

Анализ деятельности учреждений здравоохранения основан на:

- научно обоснованном сборе первичной информации о состоянии здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения;

- использовании современных информационных технологий и математических методов обработки информации;

- умении устанавливать причинно-следственные связи между действиями и результатами (выводы должны основываться на доказанных фактах);

- системном подходе к рассматриваемому явлению.

Игнорирование этих методологических подходов приводит к недостоверным, искаженным оценкам деятельности, к принятию ошибочных управленческих решений, не способных улучшить результаты деятельности учреждения здравоохранения.

Анализ можно рассматривать как особый вид управленческой деятельности, занимающий промежуточное звено между сбором информации и принятием обоснованных решений.

Целью статистического анализа является:

- объективная оценка функционирования объекта и субъекта управления;

- прогноз развития;

- составление обоснованного плана развития;

- контроль выполнения управленческих решений;

- оперативное регулирование деятельности учреждения здравоохранения;

- выявление узких мест и имеющихся резервов;

- подведение результатов деятельности за конкретный промежуток времени.

При аналитической обработке медицинской информации необходимо использование таких процедур, которые в последующем обеспечат принятие обоснованных решений. Среди таких процедур необходимо отметить проведение сравнений (с нормативами, в динамике с предыдущими периодами; со средними по территории или отрасли, с оптимальными или достигнутыми значениями, с передовыми учреждениями и службами), а также определение тенденций, выявление причинных связей и оценку влияния различных факторов.

Результаты анализа используются для формирования выводов и осуществления технологии управления (подготовка проектов решений, принятия решений, реализация решений и оценка их эффективности).

Показатели деятельности учреждений здравоохранения оценивают на основе сравнения в динамике по годам, месяцам, дням с последующим определением эффективности работы. Практическое значение статистических сравнений состоит в том, что, являясь основой временного и пространственного анализа, они способствуют выполнению контрольно-организаторской функции статистики, помогают находить резервы и неиспользованные возможности служб и учреждений здравоохранения.

В практике здравоохранения часто используются сравнения с нормативными, а также специальными расчетными показателями. Сравнение с нормативными показателями, как правило, производится в процентах, баллах, сигмальных отклонениях. В ряде случаев сравнивают с прогнозируемыми (ожидаемыми) показателями.

Процедуру сравнения можно представить следующим образом: после определения цели отбираются объекты для сравнения – подразделения, отделения, кабинеты. Затем выбирается вид сравнения, который определяется задачей при анализе. Если задача заключается в исследовании динамики показателя, выбирается динамическое сравнение, если нужно оценить результаты работы одинаковых (типовых) подразделений – используется пространственное сравнение, если интересует качество работы, ведется сравнение с нормативом. Для углубленной характеристики рекомендуется проводить сравнения по всем направлениям. На активном использовании статистических сравнений основываются статистические таблицы и графики. Таблицу нельзя прочесть и понять, если не проведено сравнение имеющихся в ней данных друг с другом. Качество анализа зависит от выбора методов и соблюдения правил сравнения.

При проведении анализа могут применяться различные методы: системный, экономический, сравнительный, последовательной подстановки, структуризации целей, нормативный, моделирования, функционально-стоимостной, балансовый, корреляционно-регрессионный и т.д. Перечень применяемых методов зависит от целей анализа и подготовленности управ­ленческого персонала. В обычных условиях управления набор применяемых методов должен, как минимум, включать те процедуры, которые были перечислены выше.

Основной принцип анализа заключается в оценке величины показателя, сопоставлении и сравнении его в динамике с другими объектами и группами наблюдений в различных временных промежутках, в определении связи между показателями, их обусловленности различными факторами и причинами, в интерпретации данных и выводов. Для более детального анализа может быть использована информация первичной учетной медицинской документации и специальных исследований.

Для всех учреждений здравоохранения существуют единые подходы к ведению учета и отчетности и, соответственно, единые формы учета и инструкции по их заполнению, единые формы статистической отчетности, утверждаемые Минздравсоцразвития России (отраслевая статистическая отчетность) и Федеральной службой государственной статистики (государственное статистическое наблюдение – ГСН).

Это позволяет выполнять одно из важнейших требований к медицинской статистике – обобщать в государственном масштабе статистические данные по здравоохранению для возможности сравнения результатов, оцен­ки деятельности и принятия решений.

Традиционная система статистики в здравоохранении основана на организации сбора информации, получении данных в виде отчетов, которые составляются в учреждениях низшего уровня, а затем суммируются на промежуточных и высших уровнях. Система отчетов имеет как преимущества (единая программа, сравнение однотипных показателей объема работы и использования ресурсов, простота и малая стоимость сбора материалов), так и определенные недостатки (малая оперативность, жесткость и негибкость программ, ограниченный набор сведений, неконтролируемые ошибки учета и т.д.).

Деятельность учреждений здравоохранения учитывается в первичной медицинской документации, разделенной на семь групп:

1) документация, используемая в стационаре;

2) документация, используемая в поликлинике;

3) документация, используемая в стационаре и поликлинике;

4) документация для других учреждений здравоохранения;

5) документация для учреждений судебно-медицинской экспертизы;

6) документация для лабораторий;

7) документация для санитарно-профилактических учреждений.

Статистический учет и отчетность необходимы каждому учреждению здравоохранения и его руководителям в первую очередь. Годовой медицинский статистический отчет представляет собой сводку данных об объемах и характере работы учреждения, условиях, в которых протекала деятельность учреждения.

Анализ этих данных помогает выявить причины отрицательной динамики показателей работы учреждения в целом или его отдельных структурных подразделений. В то же время, являясь как бы летописью учреждения, последовательно, из года в год, составляемые годовые отчеты содержат сведения, необходимые проведения анализа в динамике, для составления различного рода справок, докладов и т.д.

Если годовые отчетные данные освещают существующее положение дела, то анализ материалов за более длительный период позволяет определить динамику отраженных в отчете явлений, указывает направление, в котором развивается та или иная сторона деятельности учреждения здравоохранения.

При проведении анализа показатели объединяются в группы, характеризующие определенную функцию учреждения здравоохранения, раздел работы, подразделение или обслуживаемый контингент.

В зависимости от используемой информации и времени проведения различают оперативный анализ (на основе ежедневно поступающей информации) и периодический анализ (по установленным периодам времени – ежемесячный, квартальный и т.д.).

По кругу изучаемых вопросов анализ подразделяется на: полный и тематический.

На основании сведений, содержащихся в учетных и отчетных формах, разрабатываются всевозможные таблицы, на основании которых для наглядности представляемой информации выполняются диаграммы, графики. Графический прием анализа информации является средством иллюстрации процессов работы и исчисления ряда показателей и оформления результатов анализа. Далее разрабатывается текстовая часть анализа с учетом всей полученной информации.

Оценка и анализ деятельности любого учреждения здравоохранения проводятся для:

1) разработки мероприятий для текущего и перспективного планирования;

2) совершенствования управления деятельностью учреждения в целом и его отдельных структурных звеньев;

3) более углубленного изучения эффективности различных методов диагностики, лечения и профилактики, новых медицинских технологий, различных организационных форм работы;

4) совершенствования организации труда в медицинском учреждении;

5) оценки финансово-экономической деятельности учреждения;

6) оценки всех компонентов структуры, технологии и результатов качества оказания медицинской помощи и совершенствования работы в соответствии со стратегией непрерывного улучшения качества и доступности медицинской помощи.

 

Применение методов статистической обработки материалов наблюдений в учреждениях здравоохранения

 

Динамические сравнения

Одним из наиболее распространенных видов анализа является сравнение данных в динамике (по годам, месяцам, дням недели и т.д.).

Сравнение в динамике производится с помощью различных приемов обработки данных. В динамике могут сравниваться практически все величины: абсолютные числа, средние величины, интенсивные показатели. Не рекомендуется сравнивать в динамике экстенсивные величины (доля, удельный вес), так как величина их изменения зависит от соотношения внутри совокупности.

Для того чтобы оценить изменения, происшедшие в динамике, вычисляют темп прироста (он может быть положительным или отрицательным).

Темп прироста – отношение абсолютного прироста к предыдущему уровню, принятому за 100. Он свидетельствует, на сколько процентов произошло изменение по сравнению с прошлым годом (или периодом).

Счетная обработка данных ведется в следующем порядке (табл. 1): вначале вычисляется абсолютный прирост по сравнению с предыдущим годом, а затем этот прирост выражается в процентах по отношению к предыдущему уровню. Это – темп прироста.

 

Таблица 1

 

Изменение средней длительности лечения больных с язвенной болезнью желудка в хирургическом отделении

 

Годы

Средняя длительность лечения (в днях)

Абсолютное изменение (в днях)

Темп прироста (в %)

Показатель наглядности (%)

2003

26

100,0

2004

23

-3

-11,5

88,5

2005

20

-3

-13,0

77,0

 

В примере средняя длительность лечения в отделении снизилась в 2004 г. на 11,5% по сравнению с 2003 г., а в 2005 г.- на 13% по сравнению с 2004 г.

Можно применить еще один прием анализа, рассмотрев все данные в динамике по сравнению с одним (исходным, базовым) годом, принятым за 100. Такой прием называют вычислением показателя наглядности.

В нашем примере ясно видно снижение показателей. Если среднюю длительность лечения в 2003 г. принять за 100, то в 2004 г. она будет составлять 88,5% от 2003 г., а в 2005 г. – 77% от того же 2003 г., т. е. можно наглядно видеть динамику за ряд лет.

Так же анализируются относительные величины (коэффициенты), например снижение показателей временной утраты трудоспособности у рабочих цехового участка за год (табл. 2).

Если анализировать изменения по абсолютным изменениям, можно сказать, что нетрудоспособность снизилась на 10 случаев на 100 работающих и на 50 дней на 100 работающих.

Возникает даже впечатление о более значительном росте числа дней нетрудоспособности. Но это обманчивое представление, так как показатели относятся к разным характеристикам и не могут быть сравнимы на основании абсолютных изменений.

 

Таблица 2

 

Динамика заболеваемости с временной утратой трудоспособности

 

Годы

Случаи нетрудоспособности на 100 работающих

Дни нетрудоспособности на 100 работающих

Темп прироста («К»)

Случаи нетрудоспособности

Дни нетрудоспособности

2004

105,0

950,0

2005

95,0

900,0

-9,5

-5,2

Абсолютное изменение

-10,0

-50,0

 

Темп прироста, т.е. процентное отношение, ясно показывает, что снижение случаев утраты трудоспособности шло более интенсивно, чем дней. Таким образом, следует ожидать некоторого увеличения средней длительности одного случая. Руководителям экспертизы трудоспособности следует проанализировать это положение.

 

Стандартизованные показатели

При анализе материалов о здоровье населения, деятельности лечебно-профилактических учреждений, качестве оказания медицинской помощи, эффективности лечебных и оздоровительных мероприятий применяется сравнение показателей и средних величин. Но это сравнение дает истинный результат, если число наблюдений достаточно (показатели достоверны) и вычислены они в отношении качественно однородных совокупностей.

Например, показатели летальности двух детских больниц можно сравнивать, если эти две больницы имеют однородный состав отделений, примерно одинаковый возрастной состав больных детей и возможно одинаковые условия госпитализации детей в эти больницы. Сопоставление показателей производственного травматизма в двух механических цехах значительно облегчается, если состав рабочих этих двух цехов по полу, возрасту, профессии, стажу работы примерно одинаков. Но если состав сравниваемых групп населения различен, сравнение не дает правильного соотношения общих по­казателей.

Для иллюстрации приведем схематичный пример (табл. 3).

 

Таблица 3

 

Летальность от очаговой пневмонии в двух детских больницах

 

Возраст больных в годах

Больница N 1

Больница N 2

Число больных

Число умерших

Показатель летальности

Число больных

Число умерших

Показатель летальности

0-3

1500

90

6,0

500

40

8,0

4-7

500

10

2,0

500

15

3,0

Старше 7

500

5

1,0

1500

22

1,5

Всего

2500

105

4,2

2500

77

3,1

 

Все показатели летальности в отдельности для каждой возрастной группы детей в больнице N 1 ниже по сравнению с подобными показателями в больнице N 2. Следовательно, и общий показатель летальности в больнице N 1 должен быть более низким, чем в больнице N 2. А фактически он выше. Объясняется это тем, что состав больных детей по возрасту в сравниваемых больницах различен: в больнице N 1 60% детей в возрасте до 3 лет (1500 детей), а в больнице N 2 таких детей лишь 20% (500 детей). Дети младшего возраста обычно имеют более высокие показатели летальности. Таким образом, имея более низкие показатели летальности по возрастным группам больных детей в больнице N 1, общий показатель летальности в этой больнице оказался выше, чем в больнице N 2.

Обычно в таких случаях, когда приходится сравнивать общие показатели в двух совокупностях, состав которых не одинаков, выводы делают не на основании общих показателей, а на основании сравнения по групповых показателей (в данном примере по возрасту детей). Но если сравнение ведется в нескольких совокупностях (несколько больниц, несколько районов) и необходим общий показатель, то проводится стандартизация показателей.

Статистический метод, позволяющий получить показатели, годные для сравнения в двух совокупностях, неоднородных по своему составу, называется методом стандартизации. Он позволяет исключить влияние неодинакового состава сравниваемых групп на общие показатели. В результате проведения этого метода получаются стандартизованные показатели. Стандартизованные показатели – условные, т.е. показатели, которые могли бы быть при условии одинакового состава населения или больных.

Рассмотрим технику проведения стандартизации показателей по прямому методу, не останавливаясь подробно на обосновании каждого этапа. Более детально эти методы описаны в специальных пособиях. Сущность этого метода состоит в том, что условно принимают какой-либо состав населения или больных за стандарт и считают его одинаковым в сравниваемых совокупностях. Затем, учитывая действительные размеры явления по групповым показателям, вычисляют общие стандартизованные коэффициенты. Для вычисления стандартизованных показателей прямым методом исследователь должен иметь состав населения или больных и состав изучаемо­го явления.

Стандартизация проводится в такой последовательности:

1) вычисление погрупповых показателей;

2) выбор или вычисление стандарта;

3) вычисление «ожидаемого» числа больных или умерших по стандарту;

4) определение стандартизованного показателя.

Рассмотрим технику стандартизации показателей летальности от оча­говой пневмонии в двух детских больницах (фактические данные приведены в табл. 3).

Первый этап стандартизации уже сделан: повозрастные показатели летальности вычислены.

Второй этап – расчет стандарта. За стандарт может быть принят:

а) состав одной из сравниваемых групп;

б) средний состав или состав обеих групп, вместе взятых;

в) состав третьего объекта, известного по другим материалам или по предыдущим исследованиям.

В нашем примере за стандарт можно взять любой из предложенных вариантов. В данном случае за стандарт принят состав детей суммарно по двум больницам (А+Б). Проще вести дальнейший расчет, если стандарт будет адаптирован к 100 или 1000 (табл. 4).

Третий этап – вычисление «ожидаемого числа больных или умерших по стандарту.

Имея в виду фактическую летальность больных детей по возрастным группам в каждой из больниц, но принимая условно состав детей по возрасту в обеих больницах одинаковым, как в стандарте, рассчитывают «ожидаемое» число умерших, т. е. среди стандартного числа детей в возрасте 0-3 года (40) при летальности 6,0 в больнице А и 8,0 в больнице Б, можно «ожидать» 2,4 и 3,2 умерших. Стандартное число детей в возрасте 4-7 лет 20 человек. Летальность в больнице А 2,0, в больнице Б – 3,0%. Расчет ведется так:

 

2,0 – 100

3,0 – 100

х – 20

х – 20

------------

------------

х = 0,4

х = 0,6

 

Четвертый этап – определение стандартизованного показателя. Сум­мируя «ожидаемое» число умерших по возрастным группам, получаем, что в больнице А среди 100 больных в стандарте может умереть 3,2 больного, в больнице Б – 4,4 больного. Это и есть стандартизованные показатели, которые свидетельствуют о том, что если бы состав больных детей в больнице А и больнице Б был одинаковым, то летальность в больнице Б была бы выше (см. табл. 4). Более низкий фактический показатель в больнице Б обусловлен своеобразным (старшим) возрастным составом детей (см. табл. 3).

 

Таблица 4

 

Проведение стандартизации показателей летальности в двух детских больницах

 

Возраст больных в годах

Число больных детей в двух больницах

А + Б

Стандарт в %

Фактическая летальность

Число умерших детей по стандарту

в больнице А

в больнице Б

в больнице А

в больнице Б

0-3

2000

40

6,0

8,0

2,4

3,2

4-7

1000

20

2,0

3,0

0,4

0,6

Старше 7

2000

40

1,0

1,5

0,4

0,6

Всего

5000

100

4,2

3,1

3,2

4,4

 

Стандартизованные показатели особенно широко используются для сравнения показателей смертности в различных районах, показателей заболеваемости хроническими болезнями по территориям, показателей летальности и средней длительности лечения в разных больницах и отделениях.

Признаком, который влияет на размеры показателей и по которому чаще всего отличаются сравниваемые совокупности, является возраст.

Приведем некоторые примеры использования стандартизованных показателей в практике здравоохранения (табл. 5).

 

Таблица 5

 

Смертность от злокачественных новообразований в некоторых республиках СССР за 1970 г.

 

Республики

Обычные показатели

Стандартизованные показатели

Казахская ССР

125,3

200,6

Латвийская ССР

183,0

158,3

Киргизская ССР

81,6

120,8

Грузинская ССР

90,9

98,5

Источник: «Злокачественные новообразования». Под ред. А. Ф. Серенко, Г. Ф. Церковного. М., «Медицина», 1974, с. 143.

 

Как можно видеть из приведенных в табл. 5 данных, высокие показатели в Латвийской ССР и низкие показатели в Казахской ССР и Киргизской ССР связаны с более пожилым населением первой республики и молодым в двух других. Если бы возрастной состав населения во всех республиках был бы одинаков, то показатели смертности были бы значительно выше в Казахской ССР и ранговые места между республиками распределились бы иначе.

Игнорирование факта влияния неоднородности сравниваемых групп на общие показатели ведет к искаженной интерпретации клинических результатов. При изучении нового метода лечения наблюдаемая (опытная) группа и контрольная группа должны быть максимально однородными по возрасту, тяжести заболевания, течению патологического процесса и т. д.

Необходимо предостеречь от ошибок, связанных с применением этого метода. Прежде всего, экстенсивные показатели не подлежат стандартизации.

Важно правильно провести группировку совокупности по возрасту, длительности лечения, заболеваниям и т.д. Малая группировка усредняет результаты, большая детализация сглаживает или не выявляет четких различий.

Одним из основных моментов стандартизации является выбор стандарта. Лучше брать среднее между сравниваемыми совокупностями, а при сравнении в динамике – за близкий период.

Методы математико-статистического анализа, такие, как метод «хи-квадрат», корреляционный анализ, непараметрические критерии и другие, более сложные методы обработки, можно найти в специальных пособиях.

 

СХЕМА АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

Сведения о территории обслуживания и общая характеристика учреждения здравоохранения

 

1. Общая характеристика территории

Анализ административно-территориального деления включает:

- медико-географическое описание территории;

- описание особенностей изменения численности и состава населения (городского, сельского), плотности и миграционных потоков населения;

- характеристику административного центра и крупнейших городов;

- характеристику сельских населенных пунктов.

Желательно общую характеристику дополнить основными показателями, характеризующими социально-экономическое положение территории (по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики:

- численность работающих в организациях, тысяч человек;

- среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, рублей;

- наличие общей площади жилых домов (на конец года), тысяч квадратных метров;

- число предприятий и организаций (на конец года), в т.ч.: промышленность; сельское хозяйство; строительство; транспорт и связь; торговля и общественное питание; жилищно-коммунальное хозяйство; бытовое обслуживание населения; образование; культура; наука ; правление);

- число действующих крупных и средних предприятий (на конец года), единиц;

- численность работающих в промышленности, человек;

- число предприятий, имеющих выбросы вредных веществ в атмосферу.

 

2. Общая характеристика учреждения здравоохранения

Общая характеристика учреждения здравоохранения включает в себя

- месторасположение учреждения здравоохранения и его почтовый адрес;

- плановую мощность поликлиник и число коек на конец года;

- структуру учреждения здравоохранения (отделения, лаборатории, кабинеты и т.д.);

- количество и техническое состояние зданий;

- оснащенность подразделений учреждения здравоохранения диагностической и лечебной аппаратурой, новые приобретения;

- внедрение новых диагностических и лечебных методов;

 

Состояние здоровья населения

 

1. Анализ медико-демографических данных

Анализ медико-демографических данных включает:

- описание численности, состава и динамики населения;

- основные медико-демографические показатели;

- анализ показателей в сравнении с предыдущими годами (как минимум, за три последних года), со средне областными значениями и выявление тенденций.

1.1. Численность населения по состоянию на конец года и численность среднегодового населения:

Всего, в т.ч.:

Взрослое население с разбивкой:

по полу (в т.ч. женщины фертильного возраста -15-49 лет), на городское и сельское,

трудоспособное население и население старше трудоспособного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины – 55 лет и старше).

Детское население – с разбивкой по полу, возрасту (до 1 года, 0-14 лет, 15-17 лет включительно), по городу и селу.

Отдельно указывают прикрепленное сельское население.

Сведения предоставляются территориальным органом Федеральной службы государственной статистики, недостающие сведения учитываются по данным ТФОМС или по данным паспортов участков.

1.2. Основные медико-демографические показатели (коэффициенты) – предоставляются территориальным органом Федеральной службы государственной статистики (табл. 6).

1.3. При анализе медико-демографических данных необходимо сравнивать соответствующие коэффициенты за несколько лет по территории, анализировать их в сравнении со средне областными значениями.

Необходимо описать тенденции изменения медико-демографической ситуации по прикрепленной территории, желательно с указанием возможных причин колебаний коэффициентов, сравнение этих тенденций с данными других учреждений здравоохранения, а также со средне областными значениями. Для этого используют динамические сравнения.

 

Таблица 6

 

Перечень основных демографических показателей, используемых для анализа

 

N

Наименование показателей

Алгоритм расчета показателей

1.

Численность постоянного населения на 01.01.ХХХХ

Абсолютные числа

2.

Среднегодовая численность населения

Абсолютные числа

3.

Общий коэффициент рождаемости (на 1000 населения)

 

(число родившихся живыми за год) ×1000

———————————————————

Среднегодовая численность населения

 

4.

Возрастной коэффициент рождаемости

 

(число родившихся у матерей в возрасте X) × 1000

——————————————————————

 (число женщин в возрасте X)

 

5.

Суммарный коэффициент рождаемости

 

(сумма возрастных коэффициентов рождаемости по 5-летним группам) × 5

——————————————————————————

1000

 

6.

Общий коэффициент смертности (на 1000 населения)

 

(число умерших год) × 1000

————————————————

Среднегодовая численность населения

 

7.

Стандартизованный коэффициент смертности

 

8.

Коэффициент смертно­сти по причинам смерти (на 100 тыс. населения)

 

(число умерших от указанной причины) × 100000

—————————————————————

Среднегодовая численность населения

 

9.

Коэффициент естественного прироста

Разность общих коэффициентов рождаемости и смертности

10.

Коэффициент депопуляции

 

число родившихся)

—————————

 (число умерших)

 

11.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет)

 

12.

Младенческая смертность на 1000 родившихся живыми

 

(число детей, умерших в возрасте до года) × 1000

——————————————————————

(число живорожденных)

 

13.

Смертность детей в возрасте до 5 лет

 

14.

Коэффициент мертворожденности

 

(число смертей плода на 28-й и более неделе беременности) × 1000

————————————————————————————

 (число живорожденных + число смертей плода на 28-й и более неделе беременности)

 

15.

Коэффициент перинатальной смертности

 

(число смертей 0-6 дней жизни + число смертей плода на 28-й и более неделе беременности) × 1000

———————————————————————————

 (число живорожденных + число смертей плода на 28-й и более неделе беременности)

 

16

Коэффициент неонатальной смертности

 

Число смертей до 28 дней жизни × 1000

—————————————————

(число живорожденных)

 

17.

Материнская смертность (на 100000 живорожденных)

 

(число женщин, умерших во время беременности, родов и в течение 42-х дней после родов) × 100000

——————————————————————

 (число живорожденных)

 

18.

Смертность населения данной возрастной группы (повозрастная смертность)

 

(число лиц, умерших в данном возрасте за год) ×1000

————————————————————————

Среднегодовая численность населения данного возраста

 

19.

Структура причин смерти (%)

 

(число умерших за год от данной причины смерти) × 100

—————————————————————————

 (число умерших за год)

 

 

Анализ заболеваемости и инвалидности населения

Заболеваемость является одним из показателей, характеризующих состояние здоровья населения. Почти вся регистрируемая заболеваемость является заболеваемостью по обращаемости, то есть она не отражает истинной заболеваемости населения. Это связано с тем, что не все больные обращаются в учреждения здравоохранения в случае болезни.

При стабильности сбора информации показатели позволяют оценивать общие тенденции заболеваемости населения, особенно при оценке динамических рядов за несколько лет.

Заболеваемость населения как явление и процесс характеризуется очень сложными влияниями и взаимоотношениями индивидуального и коллективного, биологического и социального. Методы учета и анализа заболеваемости населения постоянно развиваются и видоизменяются в соответствии с меняющимися задачами здравоохранения.

Данные о заболеваемости служат объективным методом оценки уровня и изменений в здоровье населения и одним из критериев оценки работы учреждений здравоохранения.

Для полного и всестороннего представления о заболеваемости населения целесообразно иметь статистические материалы по следующим основным ее видам:

- общая заболеваемость (частота распространения);

- первичная заболеваемость (заболевания установленные впервые в жизни);

- заболеваемость острыми инфекционными (эпидемическими) болезнями;

- заболеваемость важнейшими неэпидемическими болезнями;

- заболеваемость с временной утратой трудоспособности;

- заболеваемость госпитализированных больных;

- заболеваемость по данным медицинских осмотров (комплексных, профилактических, специальных обследований);

- профессиональная заболеваемость;

- заболеваемость лиц, состоящих под диспансерным наблюдением групп населения;

- заболеваемость по данным о численности умерших (по причинам смерти);

- первичный выход на инвалидность (по данным МСЭК).

Каждому виду заболеваемости присущи специфические формы и методы сбора, обработки и анализа первичных материалов.

Наиболее общие задачи могут решаться с помощью существующей статистической отчетности, а более частные задачи должны быть предметом специальных выборочных статистических исследований.

Таким образом, статистическое изучение и анализ материалов о заболеваемости населения должны осуществляться с применением различных способов и методов, выработанных санитарной статистикой, и обязательно базироваться на достижениях современной науки и вычислительной техники с использованием централизованного децентрализованного способов обработки данных.

Одной из главных методических предпосылок научного изучения заболеваемости населения, наряду с единством методов и способов сбора и обработки первичных данных о заболеваниях, является наличие международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра (МКБ-10).

 

Таблица 7

 

Перечень основных показателей, используемых для анализа заболеваемости

 

 

N

 

Наименование показателей

Алгоритм расчета показателей

1.

Общая заболеваемость (распространенность, болезненность) населения (всего, детей, взрослых)

 

[Число всех зарегистрированных больных (всего, детей, взрослых) с данным заболеванием] ×1000

——————————————————————————————

Среднегодовая численность населения (всего, детей, взрослых)

 

2.

Первичная заболеваемость населения (всего, детей, взрослых)

 

[Число зарегистрированных больных (всего, детей, взрослых) с диагнозом, установленным впервые в жизни] × 1000

——————————————————————————————

Среднегодовая численность населения (всего, детей, взрослых)

 

3.

Структура заболеваемости (общей, первичной) (в %)

 

(Число отдельных зарегистрированных заболеваний) × 100

—————————————————————————

Общее число всех заболеваний

 

4.

 

4.1

Число случаев на 100 работающих

 

(Число случаев временной нетрудоспособности) × 100

————————————————————————

Число работающих

 

4.2

Число дней на 100 работающих

 

Число дней временной нетрудоспособности

———————————————————

 Число работающих

 

4.3

Средняя продолжительность одного случая

 

Число дней временной нетрудоспособности

————————————————————

Число случаев временной нетрудоспособности

 

4.4

Структура заболеваемости с временной утратой трудоспособности (в % по случаям и дням)

 

[Число случаев (дней) утраты трудоспособности по поводу данного заболевания] × 100

——————————————————————————————

Число случаев (дней) утраты трудоспособности по поводу всех заболеваний

 

5.

Показатель первичного выхода на инвалидность

 

(Число больных, впервые признанными инвалидами) × 10000

—————————————————————————

Среднегодовая численность населения

 

 

В каждом конкретном случае следует учитывать, что обращаемость населения за медицинской помощью сама по себе определяется рядом факторов, к числу которых, прежде всего, относятся:

- доступность амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи (расстояние, число врачей, число коек, организация амбулаторно-поликлинического приема и другое);

- активность в работе амбулаторно-поликлинического звена (активные посещения больных, диспансерное наблюдение, санитарно-просветительная работа, медицинские осмотры);

- степень специализации медицинской помощи (наличие врачей-специалистов, специализация коечного фонда, оснащенность соответствующей медицинской аппаратурой);

- законодательство в области здравоохранения, социального страхования и медико-социальной экспертизы;

- культурный уровень населения и сознательность в отношении к состоянию своего здоровья.

Следует всегда иметь в виду, что, несмотря на доступность медицинской помощи населению, данные о заболеваемости, получаемые на основе материалов об обращаемости, характеризуют только зарегистрированную за­болеваемость.

При анализе заболеваемости населения необходимо сравнивать соответствующие показатели за несколько лет по территории, анализировать их в сравнении со средне областными значениями. Необходимо описать тенденции изменения заболеваемости населения по территории обслуживания, желательно с объяснением возможных причин колебаний показателей, сравнение этих тенденций с другими учреждениями здравоохранения, в целом по области и по РФ.

 

Штаты и кадры медицинских работников

Для анализа кадров медицинских работников лечебно-профилактических учреждений используется информация статистических отчетных форм N 30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении» и N 17 «Сведения о медицинских кадрах», которые содержат абсолютные данные о штатных и занятых должностях, физических лицах, а также о числе лиц, имеющих квалификационные категории и сертификаты.

 

Таблица 8

 

Перечень основных показателей, используемых для анализа обеспеченности кадрами

 

 

N

 

 

Наименование показателей

 

 

Алгоритм расчета показателей

 

1.

Обеспеченность врачами (на 10000 населения)

 

(Число врачей на конец года) × 10000

—————————————————

Среднегодовая численность населения

 

2.

Обеспеченность средним медицинским персоналом (на 10000 населения)

 

(Число средних медработников на конец года) × 10000

———————————————————————

Среднегодовая численность населения

 

3.

Коэффициент совместительства основных работников

 

Число должностей, занятых основными работниками

———————————————————————

Число физических лиц основных работников

 

4.

Укомплектованность ЛПУ медицинскими работниками (в %)

 

(Число занятых должностей мед. работников) ×100

———————————————————————

Число штатных должностей мед. работников

 

5.

Укомплектованность городских участков (терапевтических, педиатрических) врачами (в %)

 

(Число занятых должностей врачей городских участков) × 100

———————————————————————————

Число штатных должностей врачей городских участков

 

6.

Доля врачей-специалистов и среднего медицинского персонала по отдельным специальностям в общей численности врачей и среднего медицинского персонала (в %)

 

[Число врачей (среднего медицинского персонала) данной специальности] ×100

———————————————————————————————

Общее число врачей (среднего медперсонала)

7.

Доля врачей (среднего медперсонала), имеющих сертификат специалиста (в%)

 

[Число врачей (среднего медперсонала), имеющих сертификат специалиста] × 100

————————————————————————————————

Число врачей (среднего медперсонала) на конец года

 

8.

Доля врачей (среднего медперсонала), имею­щих квалификационную категорию, всего (в %)

 

[Число врачей (среднего медперсонала), имеющих квалификационную категорию, всего] × 100

———————————————————————————————

Число врачей (среднего медперсонала) всего на конец года

 



Продолжение статьи

 

 

Другие статьи по теме
Категория: Медицинская статистика | Добавил: zdrav1 (21.07.2018)
Просмотров: 342
Всего комментариев: 0
вверх Яндекс.Метрика