Соблюдение прав пациентов влияет на качество и эффективность медицинской помощи - Качество медицинской помощи - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Качество медицинской помощи

Соблюдение прав пациентов влияет на качество и эффективность медицинской помощи

Источник: журнал «Главный врач».

Проблемы четкого определения и законодательного закрепления прав пациента, разработки и совершенствования средств защиты этих прав со всей остротой встали перед мировой общественностью сравнительно недавно, примерно с середины 70-х годов. Однако необходимость в решении этих проблем начала ощущаться гораздо раньше, уже в первые годы после второй мировой войны.

 

10 декабря 1948 г. в Париже Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, где статья 25-я специально посвящена правам человека на здоровье и надлежащее медицинское обслуживание.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый в 1966 г., предусматривает, что участвующие государства признают «право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья» и принимают соответствующие меры для реального осуществления этого права.

Эти документы подготовили юридические основы для разработки соответствующих документов для решения проблемы прав пациента как в международном масштабе, так и на уровне стран.

Послевоенный период был отмечен бурным развитием научно-технического прогресса, в том числе и в медицине. Использование достижений научно-технического прогресса в здравоохранении не только невиданно расширяет возможности диагностики и лечения, но и сопряжено с известным риском для здоровья и благополучия пациентов. Получают бурное развитие такие области медицины, как трансплантация органов и тканей, нейрохирургия, искусственное осеменение, внутриутробная диагностика врожденных аномалий и другие, где практическая медицинская деятельность непосредственно сопряжена с решением ряда правовых вопросов. Не случайно в 70-е годы Всемирная организация здравоохранения по поручению ООН провела специальное исследование медико-санитарных аспектов прав человека, связанных с достижениями биологии и медицины, и в 1976 г. опубликовала его результаты.

Система обеспечения прав граждан состоит из элементов, которые взаимосвязаны между собой. Можно условно выделить следующие главные составляющие системы обеспечения прав граждан:

1) элемент законодательного и нормативно-правового обеспечения прав граждан – определяет уровень развития законодательной и нормативной базы, обеспечивающей исполнение гарантированных прав граждан на получение надлежащей медицинской помощи;

2) элемент финансового обеспечения прав граждан – определяет уровень финансирования медицинской помощи и услуг, обеспечивающих исполнение гарантированных прав граждан на получение надлежащей медицинской помощи;

3) элемент организационного обеспечения прав граждан – определяет уровень планирования, организации и контроля деятельности по исполнению гарантированных прав граждан на получение надлежащей медицинской помощи;

4) элемент технологического обеспечения прав граждан – определяет уровень развития фундаментальной медицинской науки и медицинских технологий, обеспечивающих право граждан на получение надлежащей медицинской помощи.

В связи с усилением внимания к правам пациента к ним стали относить и отдельные приложения, которые ранее трактовались исключительно как профессиональный долг медицинского работника. Так, из долга медика соблюдать врачебную тайну возникло право пациента на конфиденциальность, а из обязанности врача ставить больного в известность о характере предполагаемого лечения и о связанном с ним риске, чтобы получить осознанное (информированное) согласие, родилось право пациента на информацию и свободный выбор.

В 1984 г. Европейский парламент призвал к разработке Европейской хартии прав пациента. Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения (ЕРБ ВОЗ) провело несколько международных консультаций по проблеме и осуществило ее изучение на основе обобщения и анализа медико-санитарного законодательства государств региона. Однако работа в этом направлении оказалась весьма сложной и трудоемкой, поэтому только в марте 1994 г. в Амстердаме на Европейской консультации по правам пациентов были подведены ее итоги и принята Декларация о защите прав пациента в Европе и документ «Принципы прав пациента в Европе: общая структура»

Проведенное ЕРБ ВОЗ сравнительное исследование по правам пациентов в Европе, основанное на данных 1988-1989 гг., показало, что большинство действующих в европейских странах законодательных актов в этой области касается каких-либо отдельных аспектов прав пациента или их проявлений в особых конкретных условиях. Они регламентируют, например, права госпитализированных психически больных; лиц, подвергаемых операциям по стерилизации и кастрации, являющихся объектом медицинских научных исследований, и т.д. Общее законодательство по правам пациента существует лишь в немногих странах, в частности в Нидерландах и в Финляндии.

Права пациента, как и любые другие права, важно не только провозгласить, главное – осуществить их на практике, создать соответствующие механизмы и средства для действенной защиты этих прав.

В современных условиях сложной медицинской технологии и значительно усложнившихся форм патологии риск и последствия врачебных ошибок особенно велики. Поэтому проблема защиты прав пациента является актуальной для всех стран при любом, даже самом высоком уровне развития их медицины и здравоохранения. Острота этой проблемы велика еще и потому, что до сих пор не изжиты и старые язвы медицины – недобросовестность, преступная халатность и мошенничество с целью получения денежной прибыли. Особенно широкое распространение они имеют в условиях частного здравоохранения.

Мошенничество и злоупотребления в области медицины ежегодно обходятся США в 100 млрд. долл., что приводит к постоянному взвинчиванию расходов на здравоохранение. Мошенничество включает взимание платы за неоказанные услуги и необоснованное увеличение объема предоставляемых услуг, осуществление операций и процедур, которые не являются необходимыми или уместными, взятки, выплаты соучастникам за необоснованное направление пациентов в то или иное медицинское учреждение для проведения каких-то процедур и т.д. Злоупотребления выросли в организованную преступную деятельность, охватывающую целые программы не только частной, но и государственной медицины.

Среди конкретных примеров, которые приводились на заседании подкомитета Конгресса США, фигурировал процесс над калифорнийской страховой схемой, длившийся к тому времени уже 6 лет. В нее было вовлечено 200 врачей, выявлено более миллиарда представленных фальшивых счетов. Врачи, входившие в долю с лабораторными работниками, направляли ничего не понимающих в медицине пациентов на дорогостоящие и ненужные им анализы, а лаборатории приписывали в счета и те анализы, которых вовсе не делали. Все это привело к утрате миллионов долларов, которые могли бы быть израсходованы с действительной пользой для населения, нуждающегося в медицинской помощи.

По информации Банка данных о практикующих национальных медиках, общее количество выплат в качестве компенсации за нанесенный пациентам ущерб ежегодно достигает более 100 млрд. долларов, причем это далеко неполные данные. По данным Американской медицинской ассоциации по вине медицинских работников ежегодно погибает более 100 тысяч американцев. Однако далеко не все пострадавшие в результате недостаточной добросовестности, небрежности или некомпетентности медиков обращаются с жалобами в соответствующие инстанции; одним не хватает знаний, чтобы определить, что ущерб нанесен им именно действиями или бездействием медицинских работников; другие знают, как трудно добиться компенсации, и поэтому предпочитают не утруждать себя бесполезными хлопотами.

Поставщики медицинской помощи не только зависят от пациента, но и противостоят ему, а мощная индустрия современных терапевтических и диагностических средств становится не только благом, но в значительной мере и угрозой для пациента, которому навязывают много ненужных услуг, в то время как рост цен лишает его возможности получать необходимую помощь.

Таким образом, необходимость в соответствующей защите прав пациентов не только существует в настоящее время, но и весьма остро ощущается практически во всех зарубежных странах как самими пациентами, так и медицинской общественностью.

 

Источник: журнал «Главный врач».

 

Другие статьи по теме
Категория: Качество медицинской помощи | Добавил: zdrav1 (25.08.2017)
Просмотров: 898
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика