Международные, европейские и российские общественные организации защиты прав пациентов - Качество медицинской помощи - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Качество медицинской помощи

Международные, европейские и российские общественные организации защиты прав пациентов

Источник: журнал «Главный врач».

«Международный Альянс организаций пациентов» (IAPO)

Наиболее авторитетная организация пациентов, именуемая «Международный Альянс организаций пациентов» (IAPO) со штаб-квартирой в Лондоне, которая является уникальным глобальным альянсом, представляющим пациентов на наднациональном уровне со всеми нозологическими формами заболеваний. Глобальной целью этого Альянса является разработка и внедрение на международном уровне новой концепции организации медицинской помощи названной «Ориентированной на пациентов системы медицинской помощи». Членами Альянса являются более чем 150 организаций пациентов, представляющих практически все континенты и страны мира. Первоначально Альянс был зарегистрирован в Нидерландах в начале 2001 г., затем в 2004 г. перерегистрировался в ассоциацию с правом индивидуального и коллективного членства. Видение своей роли Альянс определяет как утверждение положения пациента в центре всей системы здравоохранения во всем мире. Построение системы здравоохранения, ориентированной на пациентов, Альянс предполагает через следующие направления:

- реализация активного партнерства с организациями пациентов и усиление их воздействия посредством повышения своих возможностей;

- международная адвокация с укреплением голоса пациентов по всем важнейшим аспектам политики здравоохранения и воздействием на политику и программы здравоохранения на всех уровнях;

- построение межсекторальных альянсов и совместных рабочих органов с профессионалами, политиками, учеными, исследователями и представителями индустрии здравоохранения.

За непродолжительный период своего существования уже Альянс проделал большую и содержательную работу по реализации свои целей и продемонстрировал свои способности оказывать влияние, как на уровне системы здравоохранения, так и на уровне принятия самых высоких стратегических решений, касающихся политики здравоохранения.

Альянс организовал и провел несколько всемирных конгрессов, прошедших в Европе, на которых приняли участие кроме членов Альянса представители всех ведущих международных организаций в области здравоохранения, представители руководства ЕС и правительств стран Европейского региона.

 

 

Движение в защиту жертв медицинских ошибок (AVMA)

Движение в защиту жертв медицинских ошибок (AVMA) возникло в 1982 году как благотворительная акция для оказания помощи пациентам, которым был причинен вред во время лечения. AVMA считает своей миссией гарантию того, что в тех случаях, когда это возможно, пациент не становился бы жертвой медицинских ошибок, а неизбежные в медицине ошибки были бы сведены до минимума. В тех же случаях, когда подобный несчастный случай происходит, пациент и (или) его семья должны получить соответствующую и своевременную компенсацию.

С момента создания AVMA имеет опыт анализа более 25 тыс. случаев с потерпевшими в процессе получения медицинской помощи пациентами.

Наиболее серьезной проблемой AVMA считает то, что никто не знает реального масштаба фактов причинения вреда пациентам при оказании им медицинской помощи. Несмотря на проведенные исследования, конференции и поданные запросы истинная статистика подобных случаев неизвестна. Попытки получить у официальных лиц статистику таких случаев оказывались, как правило, безуспешными, даже если запрос в адрес министра здравоохранения делали члены Парламента.

Наряду с этим общественное движение АVMA сумело доказать Парламенту целесообразность проведения судебной реформы и добилось того, что с 1 апреля 1999 года к защите пациентов допускаются только те адвокаты, которые прошли специальную подготовку в вопросах ведения данной категории дел. В настоящее время законодательно установлено, что только сертифицированный в вопросах «медицинских» исков адвокат может обеспечить быструю и эффективную помощь пациентам. К настоящему времени в Великобритании, из нескольких тысяч юридических фирм лицензии на право защиты пациентов имеют только 138 адвокатов и фирм.

 

Всемирный альянс за безопасность пациентов

27 октября 2004 г. ВОЗ официально объявила о создании Всемирного альянса за безопасность пациентов, цель которого - обеспечение благоприятных условий для пациентов во всех уголках планеты. Альянс был создан в ответ на резолюцию WHA55.18, принятую Пятьдесят пятой сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения ВОЗ в мае 2002 г., в которой государствам-членам было настоятельно предложено уделять самое пристальное внимание безопасности пациентов и создавать научно-обоснованные системы для повышения безопасности и качества медицинской помощи. Работа Альянса сосредоточена в следующих шести основных областях:

1. Глобальный вызов: обеспечение безопасности пациентов: работа в этой области посвящена проблеме инфекции, связанной с оказанием медицинской помощи, и будет проводиться под лозунгом: «Чистота - залог безопасного лечения»;

2. Пациенты - за безопасность пациентов: в этой области проводится мобилизация пациентов и организаций пациентов в целях осуществления работы по обеспечению их безопасности на мировом уровне;

3. Развитие таксономии безопасности пациентов: в этой области осуществляется разработка приемлемых стандартов сбора, кодирования и классификации данных о нежелательных событиях и "промахах" без последствий;

4. Исследования в области безопасности пациентов: работа в этой области направлена на количественное определение характера вреда, причиняемого пациентам, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, и на совершенствование методологий и инструментов оценки характера и масштабов нежелательных событий;

5. Решения по повышению безопасности пациентов: работа в этой области направлена на содействие применению существующих удачных видов практики и мер по повышению безопасности пациентов во всем мире и на координацию международных усилий по поиску будущих решений;

6. Отчетность и обучение: в этой области работа посвящена созданию методических указаний и руководящих принципов разработки систем отчетности по проблеме безопасности пациентов и совершенствования существующих систем.

В качестве одного из компонентов своей ежегодной программы Всемирный альянс за безопасность пациентов взял на себя обязательство ежегодно проводить День Альянса в целях освещения достигнутого прогресса и обсуждения новых направлений деятельности по повышению безопасности медико-санитарной помощи. Это ежегодное событие имеет целью активизировать эту работу на директивном уровне и укрепить поддержку заинтересованных стран, медико-санитарных учреждений и многих других партнеров, обратив их внимание на жизненно важную роль безопасности медико-санитарной помощи.

Каждый год День Альянса проводится в ином регионе ВОЗ.

Одна из шести областей деятельности Всемирного альянса ВОЗ «Пациенты за безопасность пациентов» преследует цель обеспечить, чтобы точки зрения пациентов и членов их семей, т.е. потребителей и граждан стали базисом для формирования стратегии деятельности ВОЗ. Было признано, что пациенты и непрофессионалы, ухаживающие за ними, порой видят больше, чем загруженный персонал, работающий в системе медико-санитарной помощи и, следовательно, безопасность повысится, если пациенты станут полноправными партнерами и инициаторами реформ, а их знания будут учитываться и применяться для системного повышения качества и безопасности медицинской помощи.

«Наша цель объединить пациентов и потребителей, которые сталкивались с медицинскими ошибками и решительно намерены повышать безопасность медико-санитарной помощи, - говорит Сюзан И. Шеридан, которая возглавляет инициативу «Пациенты за безопасность пациентов», - мы особенно заинтересованы в информации от пациентов и потребителей, которые уже нашли пути конструктивной работы с другими. Мы будем интенсивно сотрудничать, для того чтобы получать их предложения и использовать их опыт для содействия повышению безопасности пациентов. При этом мы надеемся найти новых партнеров и выработать новые средства, полезные для работы ВОЗ и ее государств-членов в области безопасности пациентов».«По определению, пациенты и потребители медико-санитарной помощи находятся в самом центре устремлений, направленных на повышение безопасности пациентов, - говорит сэр Лиам Дональдсон, Председатель Всемирного альянса за безопасность пациентов.

Такая точка зрения позволит сформировать новый взгляд на роль потребителей медицинских услуг для создания партнерств по обеспечению безопасности пациентов на основе использования их фактического опыта. Даже если опыт пациентов был негативным, этот процесс сконцентрирован на поиске т.н. «положительной стороны», т.е. опыта, содействующего положительным изменениям в системе медико-санитарной помощи.

Совместная деятельность ВОЗ и Всемирного альянса направлены на вовлечение пациентов и граждан в качестве полноправных партнеров в организации медицинской помощи и обеспечение эффективного вклада в безопасность медицинских услуг, благодаря использованию опыта пациентов лицами, обеспечивающими медико-санитарную помощь, а также организациями общественного здравоохранения и разработчиками политики здравоохранения.

 

Российская Федерация

Как пример успешной общественной деятельности в сфере здравоохранения можно рассматривать деятельность общероссийской общественной организации "Лига защитников пациентов", созданной 5 июня 2000 года. "Лига пациентов" - уникальная для России и для новых независимых стран организация, т.к. является добровольным объединением пациентов, поставивших целью улучшение положения дел, связанных с реализацией прав пациентов в РФ. Идеей создания Лиги явилось желание ее участников создать в России хотя бы одну организацию по защите прав пациентов перед лицом того, что медики объединены в сотни различных профессиональных ассоциаций, защищающих их права.

Наряду с этим в РФ существуют общества по защите прав потребителей, которые пока не могут эффективно решать проблемы связанные с реализацией прав пациентов, имея для этого соответствующий закон "О защите прав потребителей". Связано это в основном с тем, что сфера влияния этого Закона распространяется лишь на платные услуги, оказываемые населению, а вся область обязательного медицинского страхования оказывается вне рамок его действия, а значит и основных задач этих обществ. Такие обстоятельства сделали Лигу принципиально новой организацией для России, но и вскрыли немало новых проблем. Проблемы, с которыми Лиге пришлось столкнуться уже на первом этапе, связаны в основном со слабостью законодательства РФ в области таких понятий, как "независимый медицинский эксперт", "независимая экспертиза", "вред (ущерб), нанесенный пациенту медперсоналом в результате нарушения медицинских стандартов и норм", "контроль (экспертиза) качества медицинской помощи" и т.п. Поэтому для реализации задач своей деятельности Лигой разработан ряд программ, которые постоянно публикуются на ее сайте www.ligazp.org/liga/note.htm. Важным элементом работы Лиги, является распространение информации о правах пациента и работа с общественностью. Деятельность "Лиги пациентов" поддерживается рядом крупных государственных учреждений, комитетов, министерств и ведомств РФ.

 

Источник: журнал «Главный врач» 2010/08

Другие статьи по теме
Категория: Качество медицинской помощи | Добавил: zdrav1 (26.08.2017)
Просмотров: 1669
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика