Клинико-организационные руководства как инструмент улучшения организации и качества медицинской помощи - Качество медицинской помощи - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Качество медицинской помощи

Клинико-организационные руководства как инструмент улучшения организации и качества медицинской помощи

Источник: журнал «Главный врач».

Разработка клинико-организационного руководства должно базироваться на принципах непрерывного улучшения качества. Этот метод предполагает интеграцию клинических знаний по проблеме со знанием теории улучшения как мощного средства непрерывного повышения качества в здравоохранении.

 

Основным требованием к разработке клинико-организационного руководства является использование данных доказательной медицины. Поэтому, статьи, учебные пособия, публикации и другие источники информации, используемые при создании клинико-организационного руководства, должны отбираться в соответствии со степенью их доказательности. Эксперты в области клинического содержания руководства обращают особое внимание на этот вопрос. Это особенно важно для российской системы здравоохранения, у которой были и остаются трудности в получении полной и современной информации. Именно поэтому в последнее время уделяется столь большое внимание развитию доказательной медицины.

Разработка клинико-организационного руководства должно базироваться на принципах непрерывного улучшения качества, разработанных Полом Баталденом. Этот метод предполагает интеграцию клинических знаний по проблеме со знанием теории улучшения как мощного средства непрерывного повышения качества в здравоохранении. Клинико-организационное руководство должно быть разработано как неотъемлемая часть и один из результатов процесса по улучшению качества медицинской помощи. При этом используются принципы, применяемые в работе по улучшению процессов. Они включают системный подход, работу в команде, сосредоточенность на потребностях пациента и научную методологию познания. Основываясь на этой методике и принципах управления качеством, д-р Рашад Массуд разработал изначальную методику, основные этапы которой состоят в следующем:

1) ИЗУЧИТЬ СУЩЕСТВУЮЩУЮ СИСТЕМУ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.

Команда медицинских работников, вовлеченных в обсуждаемый процесс оказания медицинской помощи, подробно разбирает существующие организацию системы и процесс оказания помощи. Члены команды обсуждают и согласовывают свое понимание процесса, и к концу этого этапа они представляют его в виде подробного алгоритма или нескольких алгоритмов.

2) НА КАЖДОМ ЭТАПЕ ПРОЦЕССА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЧЕТКО ОПРЕДЕЛИТЬ КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА.

Команда тщательно разбирает процесс оказания медицинской помощи и на каждом этапе четко определяет клиническую составляющую каждого этапа. Клиническое содержание может быть представлено во многих формах: клинические определения, критерии постановки диагноза, алгоритмы принятия решений по различным клиническим вопросам, клинические руководства, и т.д. Описание клинического содержания должно соответствовать этапам, отображенным в построенных на первом этапе алгоритмах. Для этапов, по которым невозможно достичь соглашения о клинической информации по причине ее отсутствия или использования различных критериев разными профессионалами, необходимо это регистрировать.

3) СОБРАТЬ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДАННЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЕ.

Готовится обзор литературы и материалов доказательной медицины по клиническим аспектам. Затем материалы представляются на семинаре для обсуждения. Члены команды разработчиков совместно с консультантами обсуждают определения, основные понятия, данные доказательной медицины по результатам использования различных клинических технологий в мире.

4) ОБНОВИТЬ КЛИНИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РУКОВОДСТВА В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ ЗНАНИЯМИ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ.

Команда проекта возвращается к обсуждению существующих систем и процессов и пересматривает их в свете новых данных, обсужденных на семинаре. Цель данного этапа - решить, какой клинический аспект нуждается в изменении или обновлении, чтобы соответствовать технологиям, обеспечивающим лучшие результаты. Изменения в клиническом содержании обсуждаются и пересматриваются в свете понимания реально существующей системы здравоохранения. Данный этап, возможно, самая трудная часть работы, поскольку она предполагает изменение существующей клинической практики. Именно поэтому очень важно включение в команду всех заинтересованных сторон: врачей общей практики, их медсестер, специалистов поликлиники, диагностического центра, организаторов здравоохранения и руководителей, которые будут отвечать за обеспечение изменений в клинической практике. Команда принимает решение о необходимых изменениях существующей клинической практики. Возможно издание соответствующих инструкций и приказов.

5) ВНЕСТИ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМУ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ НОВОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.

Организация оказания медицинской помощи и ее изменение также пересматривается по мере внесения изменений в клиническую практику. Цель - изменение существующей системы таким образом, чтобы появилась возможность внедрить в практику новое клиническое содержание. На первый взгляд, этот подход может показаться очень простым. Однако в реальной жизни, в какой степени команда может принять решение о том, что может быть изменено, а что останется без изменений в системе оказания медицинской помощи, представляет гораздо более трудный вопрос. Для решения этого вопроса требуется проводить постоянные обсуждения и переговоры между членами команды и руководством. К концу данного этапа должны быть разработаны новые алгоритмы с приложениями, описывающими обновленный клинический материал. Возможно издание соответствующих инструкций и приказов.

6) РАЗРАБОТАТЬ ИНДИКАТОРЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ИЗМЕНЕНИЙ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ И В СИСТЕМЕ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.

Клинико-организационные руководства вместе с другими составляющими работы являются неотъемлемой частью улучшения качества медицинской помощи. Разработка индикаторов качества представляет одну из частей этого процесса, и позволяет проводить мониторинг изменений процессов и результатов. Как только новые клинико-организационные руководства и система оказания медицинской помощи разработаны, индикаторы разрабатываются таким образом, чтобы они отражали изменения в новой системе оказания медицинской помощи и ее клиническом содержании, помогали контролировать процесс изменений.

 

Публикация подготовлена по материалам клинико-организационного руководства для оказания медицинской помощи больным артериальной гипертензией врачом общей практики. Россия - США, 2001.

 

Источник: журнал «Главный врач» 2012/08

Другие статьи по теме
Категория: Качество медицинской помощи | Добавил: zdrav1 (26.08.2017)
Просмотров: 877
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика