Проблемы формирования модели счетов здравоохранения России - Экономика и финансы - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Экономика и финансы

Проблемы формирования модели счетов здравоохранения России

Источник: журнал «Главный врач».

Пантелеев Ю.М. Финансово-экономический институт, г. Москва

Потребность органов управления здравоохранением в получении объективной информации макроэкономического характера о состоянии системы здравоохранения обусловлена необходимостью принятия оптимальных стратегических решений при планировании и прогнозировании развития отрасли. Для решения этой проблемы необходима разработка эффективной модели счетов здравоохранения России.

 

Административная и экономическая децентрализация российского здравоохранения, которая произошла в середине и конце девяностых годов и переход на многоканальное финансирование медицинских организаций после введения обязательного медицинского страхования значительно осложнили консолидированный учет имеющихся в системе финансовых средств. Полная информация обо всех источниках покрытия затрат на медицинскую помощь стала недоступной для федеральных органов управления здравоохранением.

Самостоятельность и независимость многоуровневых государственных бюджетов формально позволяла до 2001 года органам управления здравоохранением субъектов федерации не отчитываться перед центральными органами управления о расходовании средств на здравоохранение, выделенных из региональных бюджетов. Раздельный учет средств при двухканальном финансировании медицинских организаций также затрудняет получение достоверной информации об объемах и структуре финансовых потоков в системе здравоохранения. Кроме того, за последние несколько лет значительно расширился рынок платных медицинских услуг, а количественная и качественная оценка его за этот период не проводилась. Из-за многообразия организационно-правовых форм структур социальной сферы, предоставляющих населению медицинские услуги и реализующих товары медицинского назначения и лекарственные средства, учет личных средств граждан, расходуемых на эти цели системно не организован. Нельзя считать качественными макроэкономические расчеты финансового состояния сектора экономики без точного определения баланса имеющихся в этом секторе материальных и трудовых ресурсов и их целевого распределения и использования. По такому же статистическому балансовому принципу должны быть построены и счета здравоохранения, используя которые руководители здравоохранения получат возможность оперативно оценивать эффективность структурных изменений и на основе этого делать вероятные прогнозы развития отрасли. На основании счетов здравоохранения также можно оценивать социальную и демографическую эффективность принимаемых политических решений об использовании тех или иных управленческих механизмов при реализации государственной политики в социальной сфере.

Впервые попытка создать модель счетов здравоохранения России была предпринята группой специалистов Фонда «Российское здравоохранение» в рамках проекта Всемирного банка «Медицинское оборудование» (компонент «Национальные счета здравоохранения») в период 1996-2001 гг. Авторы представили временный классификатор счетов здравоохранения России на основании понятийного аппарата счетов и провели исследования по разработанным ими матрицам и таблицам с целью выяснения объемов и структуры доходов и расходов финансовых средств в системе здравоохранения.

Разработчики первой модели сделали акцент на достижении международного соответствия статистических и макроэкономических показателей счетов здравоохранения России. Однако международная сопоставимость счетов здравоохранения России не может быть полной хотя бы потому, что под охраной здоровья, как сектором национальной экономики, ответственным за охрану здоровья в Западных странах и США подразумевают более широкий спектр медицинских и социальных услуг, чем задачи системы здравоохранения в России. Это государственные службы и частные страховые организации, компенсирующие гражданам материальные расходы в случае потери здоровья, в том числе в случаях с инвалидизацией пострадавших, структуры, занимающиеся реабилитационными услугами и услугами по уходу. В России же сектор здравоохранения ограничивается лечебной сетью учреждений и организаций, а также службой Госанэпиднадзора.

Еще одна проблема формирования модели счетов здравоохранения возникла в связи с существенными изменениями бюджетного, налогового и отраслевого законодательства, которые не могли быть учтены разработчиками счетов. Терминология и дефиниции, применяемые в системе счетов должны соответствовать понятийному аппарату, используемому в сегодняшнем законодательстве Российской Федерации. Расхождения коснулись и статистических форм, предложенных разработчиками и существующими формами финансовой и статистической отчетности, применяемыми в системах здравоохранения и ОМС.

При формировании модели счетов здравоохранения России, необходимо, прежде всего, создать рабочий статистический механизм, отвечающий задачам управления российским здравоохранением. Действующие в настоящее время формы государственного статистического финансового наблюдения, применяемые в системах здравоохранения и ОМС, могут и должны использоваться в матричных таблицах счетов здравоохранения. Руководителям органов управления здравоохранением так же важно, чтобы результаты, получаемые при помощи счетов, были технически сопоставимы с расчетами по принципу подушевого финансирования здравоохранения, при обосновании подушевых нормативов гарантированных видов и объемов медицинской помощи. Кроме того, при формировании модели счетов здравоохранения необходимо помнить, что практическую ценность для управленческого звена здравоохранения представляют данные о распределении финансовых средств в системе здравоохранения по видам и объемам медицинской помощи в рамках государственного заказа.

Перспективные задачи унификации счетов предполагают к тому же соответствие модели системы счетов здравоохранения моделям других отраслевых счетов секторов российской экономики.

На сегодняшний день недостаточно исследованы структура и объемы личного участия граждан в формировании финансовых источников системы здравоохранения. Поскольку частные медицинские организации и предприниматели в настоящее время не отчитываются перед органами управления здравоохранением по денежным средствам, полученным за оказание медицинских услуг, предоставляемых гражданам, что не позволяет получить полное представление о движении финансовых средств в системе здравоохранения, Необходимо активизировать разработку методики учета расходов личных средств граждан на добровольное медицинское страхование, платные медицинские услуги и приобретение лекарственных препаратов, а также доходов и расходов частных медицинских структур.

Таким образом, первоочередными направлениями деятельности по формированию современной модели счетов здравоохранения РФ являются:

• совершенствование понятийного аппарата, применяемого в счетах отечественного здравоохранения с учетом функционального подхода к анализу движения финансовых средств в системе здравоохранения;

• приведение в соответствие форм отраслевой финансовой статистической отчетности с учетом требований Госкомстата России с дальнейшим развитием программных технологий;

• продолжение разработки методики учета личных расходов граждан на здравоохранение, подготовка пособия для врачей и организаторов здравоохранения по счетам в здравоохранении.

 

Источник: решение коллегии Минздрава России от 25.02.2003 «О формировании модели счетов здравоохранения России»

 

Источник: журнал «Главный врач» 2012/05

Другие статьи по теме
Категория: Экономика и финансы | Добавил: zdrav1 (26.08.2017)
Просмотров: 1204 | Теги: экономика здравоохранения
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика